АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

Матурского

 

 

 

 

ДРЕВО ЖИЗНИ

как

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕКА

(или Ещё несколько вопросов к Интеллигенции)

 

 «Вот Человек стал, как один из нас,

знающим добро и зло. А теперь, как бы

 не протянул он свою руку и не взял бы

 также от Дерева Жизни и не поел,

и не стал бы жить вечно!»

(Быт: 3.23)

"И Он изгнал Человека, и поставил перед

Садом Едена керубов  с огненными

сверкающими мечами охранять

 путь к Дереву Жизни"

(3:24).

Резонен вопрос: зачем здесь библейские цитаты? Об этом скажу ниже, а здесь начну ещё с одной. 1620 год. Френсис Бэкон пишет фразу, актуальную и для наших времён:

«Не может считаться замечательной ситуация, когда оковы старины, власти и единодушия до такой степени сковали силы человека, что он является неспособным смотреть на вещи реально».

Философ прав, к типу таких «оков» кроме власти и единодушия в общественном сознании можно отнести «предания старины глубокой» - философские, научные и религиозные учения, формирующие общественное сознание. Как известно, все они ведут между собой борьбу за человека. В очень большой степени - за господство над человеком. Так что описанная философом в 17 веке ситуация, не может «считаться замечательной» и в нашем веке. Наоборот, уже в его начале, задача освобождения человека от оков, парализующих его волю и разум, угнетающих душу и тело, обострилась до предела. Однако при всей очевидности роли власти нельзя умалчивать и о роли общественной системы воспитания и образования, о роли современной педагогики и её науки, тоже ответственных за судьбу человека. Почему? Не потому ли, что именно наука и особенно педагогика проиграли войну религии, и теперь тоже заканючили о духовности и нравственности, по сути, подпевая церкви? Повод конечно же  налицо: поскольку человек уже с первого класса школы вынужден становиться на учёт в медицинское учреждение, приобретя те или иные патологии в организме. А затем повальное увлечение табаком, алкоголем или наркотиками ещё в школьном возрасте доделывают своё черное дело, лишая человека не только здравого смысла, а и смысла жизни вообще. Добавим, что важнейшей причиной такого плачевного состояния человека, семьи, общества и педагогики остается философская и научная «проблема самопознания человека»…

Однако позвольте! На портале Академии Тринитаризма, а также в топиках и в блоге портала PEDSOVET.ORG я уже выставлял свою «Модель выпускника Русской школы – Школы ХХI века», и могу сказать, что с этой Моделью проблема ПСС (познай самого себя) явно утратила статус неприступности. Однако в моём случае её решение оказалось настолько простым, что вся трудность в понимании и восприятии Модели – это и есть её профанирующая … простота. Именно к этой вопиющей «новости» ученые и педагоги оказались абсолютно не готовы. Казалось бы, предложен новый метод познания и новый язык, но на самом деле ничего особо нового здесь нет, потому что этот метод и этот язык есть символизм, и он стар, как этот мир. А главная проблема заключается в восприятии аргумента, в качестве которого у меня использован цвет и самая обыкновенная цветологика. Используя триалектический метод рассуждений, я получил трехступенчатую цветосхему уровней, и не придумал ничего проще как назвать её «Структурной Матрицей самоорганизующихся систем» <http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00162024.htm>, - разумея под такой системой, в первую очередь, человека. Напомню, что основанием Матрицы стала вот такая картинка, выстроенная на использовании в её структуре основных цветов спектра-радуги:

 

Рис 1

Мы уже писали, что схема отчетливо и однозначно выражает собой триадический метод, примененный для «прочтения» и понимания природы человека. Но не только человека, а равно семьи и общества в целом, поскольку в семье и обществе всё самоорганизуется, сообразуясь с природою человека. И этот объективный момент кто возьмется отрицать? И потому остаётся сказать, что господствующий доселе дуалистический принцип исследования человека, основывающийся на познании тела и души (разума), как уже исчерпавший свой творческий потенциал (прежде всего, в среде ученых и педагогов) и уже не оправдывающий нынешних чаяний ни в познании самого себя, ни в мироустройстве, должен быть изжит, отвергнут. Можно сказать, что сегодня пришло время отправить сей «диалектический» метод  в музей или … в утиль…

Однако, по размышлении, я понял, что «матрицу» лучше рассмотреть в несколько ином ракурсе, о чем и решаюсь написать вот эту свою новую статью. Начнём с Рис 1, преобразовав его в Рис 2:

 

Рис 2

Принципиальная разница здесь та, что теперь перед нами картинка, как бы «зашифрованная» под стилизованную форму дерева. В том смысле, что из единого основания как бы вырастают три ствола, каждый их которых выше разделяется тоже на три. Дальнейшее ветвление мы искусственно ограничиваем, из-за опасности уйти в бесконечность и потребности лучше разобраться с полученным результатом. Идея использовать символ дерева тоже очень проста. Мы в обычном дереве видим лишь то, что на виду, но не видим корней и почвы, питающих его. Вот и в человеке мы ищем питающие его всемировые корни...

1.

Теперь будем смотреть на Рис 2 и рассуждать. Повторим, что используемый нами триадический метод познания позволяет «рассмотреть» природу человека не в двух параметрах дуализма – тело и душа (разум), а в трех уровнях (снизу вверх), подобающим, при этом, образом.

Так мы видим, что на первом (нижнем) уровне природа человека предстаёт единой Монадой, единым целым организмом. Однако, (как все знают) в ней соединены три главных сущностных аспекта человека, известных со времен философии античности. Грубо говоря, под этими тремя аспектами всегда назывались тело, душа и разум человека. И уже на первом шаге эту мысль мы отразили цветосимволами, указав в Монаде три цвета: зеленый, красный, фиолетовый

Отметим важную особенность в этом шаге. Поскольку эти три аспекта присущи единому живому организму, следовательно, является живым в нем не только тело, но и душа, но и разум, чему свидетельство именно цвет.- как «первая живая тварь» (П.Флоренский). Из этого важного посыла следует, что душа и разум являются столь же чувствующими, как и чувствующее тело. Именно поэтому все три аспекта требуют к себе особого внимания, поскольку игнорирование этой особенности и в жизни - имеет чрезвычайно серьёзные последствия, которые частенько выражаются в таком известном явлении как суицид, по сути, являясь его первопричиной…

На втором шаге, мы поднимаемся на второй уровень исследования природы человека, и эти три вещи – тело и душу и разум – выделяем отдельными самостоятельными элементами, с целью выявления особенностей, присущих каждому из трех аспектов Монады.

 

 

Рис 3

И вот теперь - на втором уровне - мы должны разобраться с цветом, чтобы c его помощью научиться легко отличать один аспект от двух других, и к этому привыкнуть. Это сделать довольно просто, поскольку мы должны всего лишь «закрасить» каждую из трех сущностей-аспектов своим «собственным» цветом. Разумеется, любой желающий может создать свой вариант трёхцветия, однако, я же – не сразу и не вдруг – остановился (и настаиваю) на своём, который и отображён в схеме. Как я полагаю, здесь обязательно следует указать те выраженные особенности, которыми я руководствовался при выборе цвета…

Во-первых, зелёным цветом я обозначил живое чувствующее тело и вот почему. Человек окружен растительным и животным миром, и этот мир есть живая природа - биосфера, включающая живую растительность, которую человек употребляет в пищу, именуемую часто «зелень». И мы знаем, что эта зелень весьма чувствительна к микроэлементам, которыми она питается, а также к воде и воздуху, причем, в отсутствие оных она элементарно погибает. Но точно также чувствует себя и человек. Лиши его пищи или воздуха, или воды и жизнь для него кончится в очень короткий срок…

Во-вторых, красным я обозначил живую чувствующую душу, биологическим средоточием которой является сердце и сердечнососудистая система. Именно для них красный цвет является вполне естественным. И потому, как и сердце, «душа обязана трудиться день и ночь, и день и ночь…» (Н.Заболоцкий). Остановка работы сердца – свидетельствует об остановке «работы души»…

Третье. Фиолетовым у нас обозначено разумное начало человека – живой и чувствующий разум, биологическим средоточием которого являются полушария головного мозга с его знаменитой функцией мышления. Говоря иначе, все знают, что человек «мыслит головой», и вопрос в том, как эта голова умеет мыслить, и каков интеллектуальный эффект или польза от этой головы самому человеку, его семье, а то и обществу в целом. И ещё: легенды доносят, что на заре развития человеческого общества, развивались оседлость и скотоводство. И уже первые «пастухи», всматриваясь в звездную ночную жуть неба (фиолетовое?), начинали фантазировать! Так постепенно у них в головах рождалась … «философия» (при такой «истории» иногда это слово пишут с приставкой «пра»)…

2.

Итак, в самой сжатой форме мы обозначили и объяснили два уровня исследования природы человека. Первый уровень у нас представлен единой Монадой, представляющей, однако, совокупность трех сущностей-аспектов – тела, души и разума. На втором уровне мы эти три сущности обозначили каждую отдельным знаком и своим цветом, образуя своеобразную Триаду. Теперь осталось запомнить эти цвета навсегда и твёрдо знать, что зеленый цвет спектра есть символ живого организма – тела, что красный является символом живой души, а фиолетовый – живого разума

Теперь приподнимемся на третий уровень познания природы человека, представленный у нас уже тремя триадами. И здесь наш глаз сразу уловил, что перед нами во всём своём разноцветном одеянии явился весь цветоряд ньютоновского спектра (включая черное и белое – ультрафиолетовый и инфракрасный его участки, позже открытые физиками)! Что называется, ни убавить и ни прибавить! И сразу же отмечем, как их трёхцветия разнятся между собой!

 

Рис 4

Для себя запишем факт, что на третьем уровне «познания истины» мы своими глазами видим: да, это действительно так – живая природа человека символически! предстала перед нашим взором всеми основными цветами радуги-спектра, включая черное и белое от крайних участков спектра, как это было определено классической физикой, - начиная с Ньютона. И этот факт, тоже невозможно отрицать обладающему здравым умом и обычным зрением человеку…

Первым делом отметим, что перед нами – эталон гармонии, выраженный в цвете. Это означает, что уже через цветологику мы приходим к осознанию того, откуда растут ноги извечной проблемы педагогики, мечтающей о воспитании так называемой гармонично развитой личности ребенка

Отметив и эту важную особенность, перейдем теперь к интерпретации цветовой символики, проявившейся на третьем уровне познания. Начнем по порядку – слева направо.

И сразу подтвердим, что первая триада – белое, черное, фиолетовое - «выросла» из живого разума, обозначенного на втором уровне фиолетовым цветом. Однако видим: на третьем уровне к нему добавились два цвета – черное и белое. И сразу вопрос: что означают эти цвета в триаде разума? Их появление лично я объясняю следующим образом:

Белый цвет символизирует окружающий человека «белый свет», который мы созерцаем и воспринимаем через органы зрения - глаза. Стало быть, означает он и функцию зрения. Но свет нам обеспечивает Солнце - космическое тело, поэтому мы говорим, что разум – явление космическое

Черный цвет означает, что человек получает и воспринимает информацию из окружаего мира не только органами зрения, но через органы слуха – ущи. Причем, даже с закрытыми глазами (темно). Но можно сказать, что это и символ тишины. И что звук своим рождением обязан тишине…

Фиолетовый цвет означает, что только получив и восприняв информацию зрением и слухом, человек, грубо говоря, «перерабатывает» её в своем мышлении, оформляя в последующую речь.

Теперь столь же кратко скажем о второй триаде, выросшей из живого организма – тела человека, которая у нас знаменуется собственным трехцветием: синее, голубое, зеленое. И тоже объясним: почему?…

Как известно, живое чувствующее тело человека – это есть животный организм с присущими ему инстинктами и определенным функционалом. Биологи едва ли не в запрошлом веке сочли неоходимым выделить в нем так называемый «функциональный круг животного», включающий в себя чувства, психику и эмоции. Именно эти три функции, не мудрствуя лишнего, я и обозначил каждую своим цветом. Если по порядку, то синий цвет на схеме означает человеческие эмоции, голубойпсихику, а зеленый - чувства. Ясное дело, что эти цвета обозначились тоже не случайно, как не случайно и то, что без воды, или без воздуха, или без пищи любой живой организм гибнет. Но если растительность принято обозначать зеленым цветом, то воздух (дневное небо) имеет цвет голубой, а реки, озера, моря и океаны (кругом вода) даже на глобусе картографы обозначают синим. Кроме того, как известно, и тело человека на 75-80% состоит из воды, а все знают, какие эмоции у человека вызывает разгул стихии…

Но вот мы добрались до третьего трехцветия – желтое, оранжевое, красное, - знаменующего живую душу. Её биологическим средоточием является сердце. Из него-то и произрастает то, что мы называем духовностью человека. Заметим: здесь особенно хорошо видно, как эта триада по цвету резко отличается от соседних. (от первой и второй). Но естественнен вопрос: что означают сии три цвета – желтое, оранжевое и красное?..

Вопрос отнюдь не простой, но не такой уж и сложный. Для начала придумаем и дадим определение термину «духовность», и скажем так: духовность человека есть концентрированное выражение его человеческих отношений в окружающем мире. И поскольку окружающий мир предстаёт как природа, семья и общество, стало быть, эти три обстоятельства и формируют растущую духовность человека, являя собою питающие «корни и почву» духовного развития.  Но заметим: хотя сам процесс формирования происходит в условиях самоорганизации природы и общества, однако осуществляется он при непосредственном участии индивида в формировании бытия. Которое в свою очередь в очень большой степени зависит от того, насколько активно или пасивно участие самого индивида и его семьи в формированиии общественных отношений …

Таким образом, следует, что в конечном счете духовность человека определяется не религиозными служениями, стенаниями и притязаниями, а степенью его включенности в развитие и совершенствование общественных отношений. Более того, и сердечные дела человека всегда пребывают в сфере человеческих общественных отношений (семейных в том числе). Из этого следует, что и все сердечнососудистые его проблемы происходят из этого же корня. И потому в расматриваемой триаде три её цвета – желтое, оранжевое и красное - оказываются выражением именно общественных отношений. Поскольку основой общественных отношений является всемирно известная триада – труд, экономика и политика, я без всяких колебаний именно эти три вещи и отмечаю - каждую своим цветом, соответственно. Считаю должным только заявить: поскольку красный цвет, означающий политику, является конечным пунктом спектра, отсюда следует, что политическое творчество является высшей формой духовного развитие личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении. (Кстати будет сказать, - именно это пытается доказать нашему сообществу объявивший войну духовному невежеству С.Е Кургинян. И я подозреваю, что в этом он абсолютно прав! Кроме того, можно добавить: если Кургинян говорит о «красном проекте», разве из этого не следует, что и проект этот изначально подразумевает цвет? Но как можно писать проект об обществе будущего, не сделав прежде проекта о человеке будущего? Разве в нем не должно быть места речи о человеке?).

3.

После всего сказанного невольно рождается новый вариант нашей Матрицы и новые «проклятые вопросы» к нашей интеллигенции. Начну с нового варианта Структурной Матрицы и с учётом эпиграфов к данной статье. Теперь у нас получилась:вот такая раскошная картинка:

 

 

Рис 5

Итак, видит Бог, не случайно в качестве эпиграфа оказались цитаты из книги Бытие, касающиеся Древа Жизни. Собственно, они-то меня и вдохновили переделать (но не отменять!) свою работу о Структурной Матрице и сориентировать читателя на «плоды» Древа Жизни. Того самого, до которого согласно библейскому преданию нельзя допускать человека, ибо: - «как бы не протянул он свою руку и не взял бы также от Дерева Жизни и не поел, и не стал бы жить вечно!»

Вот тут и начинаются вопросы к Интеллигенции:

Разве не ясно, что именно наше «Древо Жизни», даёт не только способ познания самого себя, но и представление о жизни вечной. Разве не ясно, что человек, воспитанный в трех поколениях вот на этом чётком представлении о самом себе, укореняя это представление в себе и передавя его потомству, тем самым укореняется в поколениях?..

Разве это не факт: что человек, имея о себе лишь «черно-белое» (знак Дао) представление и являя собой средоточие «добра и зла», своим сознанием вынужден всегда оставаться в пределах представления о себе как о животном? Представителем лишь биосферы – живой природы? Разве не грозит ему вечно оставаться дикарём и зверем, – не различающим и не придающим никакого значения цвету? Не знающим, что такое радуга, не умеющим любоваться всеми цветами спектра-радуги, не понимающим их божественного смысла и потому не способным увидеть в каждом человеке и своего божественного замысла?..

Что этим божественным смыслом является, конечно же! его интеллект!? Разве не о нём нам говорят три цвета, три плода Древа Жизни – белое, черное и фиолетовое - как символы зрения, слуха и мышления? Разве не ясно, что созерцание природы рождает миру художника с его любовью к  цвету, что внимание к звукам природы и любовь к ним рождает композитора и музыканта, а любовь к мысли рождает философа, поэта, литератора!? Всё это вместе разве не порождает Искусство, Культуру и саму … Интеллигенцию, которая вовлекая человека в искусство и культуру, способна сделать и самого человека Культурой по имени Человек, и сама стать подлинной Культурой?..

Разве Интеллигенция, ставшая подлинным подвижником Культуры, не должна иметь чёткого предсталения не только об интеллектуальности но и о духовности человека, базирующейся на трудовых, экономических и политических отношениях? Более того, весь свой творческий потенциал разве она не должна и не обязана направить на призводство Человека как Личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовном отношении, воспитывая и возделывая его в подлинном смысле этих слов? Разве не должна она делать всё это самостоятельно, не дожидаясь указов и поручений «сверху», а по совести и настойчиво исполнять всё то, что дано ей «свыше» - сеять в мире разумное, доброе, вечное? А свыше разве не дана ей презумпция учительства с одной единственной глобальной целью  - формирование будущего в настоящем через формирование в настоящем человеке «человека будущего»?..

И, наконец, разве в этой телеологической деятельности не может стать ей наглядным ориентром наша девятицветная «Структурная матрица саморганизующихся систем, или «Древо Жизни» как Основной Закон Человека»? Разве так трудно самой почтенной Интеллигенции, как и всякому её представителю, с должным вниманием и почтением отнестись к учению древности, согласно которому, радуга дается человеку как знамение вечного символа, устанавливающя связь между прошлым и будущим? Между такими вечными понятиями как Бог и Человек, как Отец и Мать и Дитя, что запечатлены навечно в символе христианства - Святой Троице?..

Разве Интеллигенция, адекватно восприняв глубинный смысл Основного Закона Человека, не должна по зову сердца заняться просвещением и родителей и власти и общественного сознания?

Разве слова Ф.Бэкона: «Не может считаться замечательной ситуация, когда оковы старины, власти и единодушия до такой степени сковали силы человека, что он является неспособным смотреть на вещи реально»,  - не подводят жирную черту под традицией? Не призывают к действию, чтобы изменить ставшую воистину «незамечательной» и какой-то «болотной» ситуацию?

И ещё. Ну, что это за оказия – пристрастие к дисциплине у мужского населения!? Мужское ли это дело - терпеть запреты сверху? Отчего это мужчины-богословы по сей день, кляня женщину, нарушившую де запрет «не есть плодов», сами превратились в херувимов, стоящих на пути к Дереву Жизни? Разве не видно, что не нарушь тогда Женщина запрета под страхом наказания («умереть умрешь»), как бы состоялась сама жизнь рода человеческого? То есть не было бы и нас? Однако это Женщину не остановило!. А что же наши представители Интеллигенции - Мужчины!? Неужели они так и не протянут руки к Древу Жизни, чтобы зажить «жизнью вечной»?… :-)

Рзумеется, речь уже не о библейском Древе Жизни, а о нашем – рукотворном, доморощенном, - об Основном Законе Человека

Кто знает, может, тогда и мир станет другим? После 21-23 декабря… :-)

С любовью…                             Никифоров А.С.                                                                       12.12.12           



Hosted by uCoz