ДРЕВО ЖИЗНИ
как
ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕКА
(или Ещё несколько вопросов к Интеллигенции)
«Вот Человек стал, как один из нас,
знающим
добро и зло. А теперь, как бы
не протянул он свою руку и не взял бы
также от Дерева Жизни и не поел,
и не
стал бы жить вечно!»
(Быт: 3.23)
"И Он изгнал Человека, и поставил
перед
Садом Едена керубов с огненными
сверкающими мечами охранять
путь
к Дереву Жизни"
(3:24).
Резонен
вопрос: зачем здесь библейские цитаты? Об этом скажу ниже, а здесь начну ещё с
одной. 1620 год. Френсис Бэкон пишет фразу, актуальную и для наших времён:
«Не
может считаться замечательной ситуация, когда оковы старины, власти и
единодушия до такой степени сковали силы человека, что он является неспособным
смотреть на вещи реально».
Философ прав, к типу таких «оков»
кроме власти и единодушия в общественном сознании можно отнести «предания
старины глубокой» - философские, научные и религиозные учения, формирующие
общественное сознание. Как известно, все они ведут между собой борьбу за
человека. В очень большой степени - за господство над человеком. Так что
описанная философом в 17 веке ситуация, не может «считаться замечательной» и в
нашем веке. Наоборот, уже в его начале, задача освобождения человека от оков,
парализующих его волю и разум, угнетающих душу и тело, обострилась до предела.
Однако при всей очевидности роли власти нельзя умалчивать и о роли общественной
системы воспитания и образования, о роли современной педагогики и её науки,
тоже ответственных за судьбу человека. Почему? Не потому ли, что именно наука и
особенно педагогика проиграли войну религии, и теперь тоже заканючили о
духовности и нравственности, по сути, подпевая церкви? Повод конечно же налицо: поскольку человек уже с первого
класса школы вынужден становиться на учёт в медицинское учреждение, приобретя
те или иные патологии в организме. А затем повальное увлечение табаком,
алкоголем или наркотиками ещё в школьном возрасте доделывают своё черное дело,
лишая человека не только здравого смысла, а и смысла жизни вообще. Добавим, что
важнейшей причиной такого плачевного состояния человека, семьи, общества и
педагогики остается философская и научная «проблема самопознания человека»…
Однако позвольте! На портале
Академии Тринитаризма, а также в топиках и в блоге портала PEDSOVET.ORG я уже
выставлял свою «Модель выпускника Русской школы – Школы ХХI века», и могу сказать, что с этой
Моделью проблема ПСС (познай самого себя) явно утратила статус неприступности.
Однако в моём случае её решение оказалось настолько простым, что вся трудность
в понимании и восприятии Модели – это и есть её профанирующая … простота.
Именно к этой вопиющей «новости» ученые и педагоги оказались абсолютно не
готовы. Казалось бы, предложен новый метод познания и новый язык, но на самом
деле ничего особо нового здесь нет, потому что этот метод и этот язык есть
символизм, и он стар, как этот мир. А главная проблема заключается в восприятии
аргумента,
в качестве которого у меня использован цвет и самая обыкновенная цветологика.
Используя триалектический метод рассуждений, я получил трехступенчатую
цветосхему уровней, и не придумал ничего проще как назвать её «Структурной
Матрицей самоорганизующихся систем» <http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00162024.htm>,
- разумея под такой системой, в первую очередь, человека. Напомню, что
основанием Матрицы стала вот такая картинка, выстроенная на использовании в её
структуре основных цветов спектра-радуги:
Рис 1
Мы уже писали, что схема отчетливо
и однозначно выражает собой триадический метод, примененный для «прочтения» и
понимания природы человека. Но не только человека, а равно семьи и общества в
целом, поскольку в семье и обществе всё самоорганизуется, сообразуясь с
природою человека. И этот объективный момент кто возьмется отрицать? И потому
остаётся сказать, что господствующий доселе дуалистический принцип исследования
человека, основывающийся на познании тела и души (разума), как уже исчерпавший
свой творческий потенциал (прежде всего, в среде ученых и педагогов) и уже не
оправдывающий нынешних чаяний ни в познании самого себя, ни в мироустройстве,
должен быть изжит, отвергнут. Можно сказать, что сегодня пришло время отправить
сей «диалектический» метод в музей или …
в утиль…
Однако, по размышлении, я понял,
что «матрицу» лучше рассмотреть в несколько ином ракурсе, о чем и решаюсь
написать вот эту свою новую статью. Начнём с Рис 1, преобразовав его в Рис 2:
Рис 2
Принципиальная разница здесь та,
что теперь перед нами картинка, как бы «зашифрованная» под стилизованную форму
дерева. В том смысле, что из единого основания как бы вырастают три ствола,
каждый их которых выше разделяется тоже на три. Дальнейшее ветвление мы
искусственно ограничиваем, из-за опасности уйти в бесконечность и потребности
лучше разобраться с полученным результатом. Идея использовать символ дерева
тоже очень проста. Мы в обычном дереве видим лишь то, что на виду, но не видим
корней и почвы, питающих его. Вот и в человеке мы ищем питающие его всемировые
корни...
1.
Теперь будем смотреть на Рис 2 и
рассуждать. Повторим, что используемый нами триадический
метод познания позволяет «рассмотреть» природу человека не в двух параметрах
дуализма – тело и душа (разум), а в трех уровнях (снизу вверх), подобающим, при
этом, образом.
Так мы видим, что на первом
(нижнем) уровне природа человека предстаёт единой Монадой, единым целым организмом. Однако, (как все знают) в ней
соединены три главных сущностных аспекта человека, известных со времен
философии античности. Грубо говоря, под этими тремя аспектами всегда назывались
тело, душа и разум человека. И
уже на первом шаге эту мысль мы отразили цветосимволами, указав в Монаде три
цвета: зеленый, красный, фиолетовый…
Отметим важную особенность в этом
шаге. Поскольку эти три аспекта присущи единому живому организму, следовательно, является живым в нем не только тело, но и душа, но и разум, чему
свидетельство именно цвет.- как
«первая живая тварь» (П.Флоренский). Из этого важного посыла следует, что душа
и разум являются столь же чувствующими, как и чувствующее тело. Именно поэтому
все три аспекта требуют к себе особого внимания, поскольку игнорирование этой
особенности и в жизни - имеет чрезвычайно серьёзные последствия, которые
частенько выражаются в таком известном явлении как суицид, по сути, являясь его
первопричиной…
На втором шаге, мы поднимаемся на
второй уровень исследования природы человека, и эти три вещи – тело и душу и
разум – выделяем отдельными самостоятельными элементами, с целью выявления
особенностей, присущих каждому из трех аспектов Монады.
Рис 3
И вот теперь - на втором уровне - мы должны разобраться с
цветом, чтобы c его
помощью научиться легко отличать один аспект от двух других, и к этому
привыкнуть. Это сделать довольно просто, поскольку мы должны всего лишь
«закрасить» каждую из трех сущностей-аспектов своим «собственным» цветом.
Разумеется, любой желающий может создать свой вариант трёхцветия, однако, я же
– не сразу и не вдруг – остановился (и настаиваю) на своём, который и отображён
в схеме. Как я полагаю, здесь обязательно следует указать те выраженные
особенности, которыми я руководствовался при выборе цвета…
Во-первых, зелёным цветом я
обозначил живое чувствующее тело и вот почему. Человек окружен
растительным и животным миром, и этот мир есть живая природа - биосфера,
включающая живую растительность, которую человек употребляет в пищу, именуемую
часто «зелень». И мы знаем, что эта зелень весьма чувствительна к
микроэлементам, которыми она питается, а также к воде и воздуху, причем, в
отсутствие оных она элементарно погибает. Но точно также чувствует себя и
человек. Лиши его пищи или воздуха, или воды и жизнь для него кончится в очень
короткий срок…
Во-вторых, красным я обозначил живую
чувствующую душу, биологическим средоточием которой является сердце
и сердечнососудистая система. Именно для них красный цвет является вполне
естественным. И потому, как и сердце, «душа обязана трудиться день и ночь, и
день и ночь…» (Н.Заболоцкий). Остановка работы сердца – свидетельствует об
остановке «работы души»…
Третье. Фиолетовым у нас
обозначено разумное начало человека – живой и чувствующий разум,
биологическим средоточием которого являются полушария головного мозга с его
знаменитой функцией мышления. Говоря иначе, все знают, что человек «мыслит
головой», и вопрос в том, как эта голова умеет мыслить, и каков
интеллектуальный эффект или польза от этой головы самому человеку, его семье, а
то и обществу в целом. И ещё: легенды доносят, что на заре развития
человеческого общества, развивались оседлость и скотоводство. И уже первые
«пастухи», всматриваясь в звездную ночную жуть неба (фиолетовое?), начинали
фантазировать! Так постепенно у них в головах рождалась … «философия» (при
такой «истории» иногда это слово пишут с приставкой «пра»)…
2.
Итак, в самой сжатой форме мы
обозначили и объяснили два уровня исследования природы человека. Первый уровень
у нас представлен единой Монадой, представляющей, однако,
совокупность трех сущностей-аспектов – тела, души и разума. На втором уровне мы
эти три сущности обозначили каждую отдельным знаком и своим цветом, образуя
своеобразную Триаду. Теперь осталось запомнить эти цвета навсегда
и твёрдо знать, что зеленый цвет спектра есть символ живого организма – тела,
что красный
является символом живой души, а фиолетовый – живого разума…
Теперь приподнимемся на третий уровень познания природы
человека, представленный у нас уже тремя триадами. И здесь наш
глаз сразу уловил, что перед нами во всём своём разноцветном одеянии явился
весь цветоряд
ньютоновского спектра (включая черное и белое – ультрафиолетовый и инфракрасный
его участки, позже открытые физиками)! Что называется, ни убавить и ни
прибавить! И сразу же отмечем, как их трёхцветия разнятся между собой!
Рис 4
Для себя запишем факт, что на третьем уровне «познания истины» мы
своими глазами видим: да, это действительно так – живая природа человека
символически! предстала перед нашим взором всеми основными цветами
радуги-спектра, включая черное и белое от крайних участков спектра, как это
было определено классической физикой, - начиная с Ньютона. И этот факт, тоже
невозможно отрицать обладающему здравым умом и обычным зрением человеку…
Первым делом отметим, что перед
нами – эталон гармонии, выраженный в цвете. Это означает, что уже через
цветологику мы приходим к осознанию того, откуда растут ноги извечной проблемы
педагогики, мечтающей о воспитании так называемой гармонично развитой
личности
ребенка…
Отметив и эту важную особенность,
перейдем теперь к интерпретации цветовой символики, проявившейся на третьем
уровне познания. Начнем по порядку – слева направо.
И сразу подтвердим, что первая триада – белое, черное,
фиолетовое
- «выросла» из живого разума, обозначенного на втором уровне фиолетовым
цветом. Однако видим: на третьем уровне к нему добавились два цвета – черное
и белое.
И сразу вопрос: что означают эти цвета в триаде разума? Их появление
лично я объясняю следующим образом:
Белый
цвет символизирует окружающий человека «белый свет», который мы созерцаем и
воспринимаем через органы зрения - глаза. Стало быть, означает он и функцию
зрения. Но свет нам обеспечивает Солнце - космическое тело, поэтому мы говорим,
что разум – явление космическое …
Черный цвет означает, что человек получает и воспринимает
информацию из окружаего мира не только органами зрения, но через органы
слуха – ущи. Причем, даже с закрытыми глазами (темно). Но можно
сказать, что это и символ тишины. И что звук своим рождением
обязан тишине…
Фиолетовый цвет означает, что только получив и восприняв информацию
зрением и слухом, человек, грубо говоря, «перерабатывает» её в своем мышлении,
оформляя в последующую речь.
Теперь столь же
кратко скажем о второй триаде,
выросшей из живого организма – тела человека, которая у нас
знаменуется собственным трехцветием: синее, голубое, зеленое.
И тоже объясним: почему?…
Как известно,
живое чувствующее тело человека – это есть животный организм с присущими ему
инстинктами и определенным функционалом. Биологи едва ли не в запрошлом веке
сочли неоходимым выделить в нем так называемый «функциональный круг животного»,
включающий в себя чувства, психику и эмоции. Именно эти три
функции, не мудрствуя лишнего, я и обозначил каждую своим цветом. Если по
порядку, то синий цвет на схеме означает человеческие эмоции, голубой
– психику,
а зеленый
- чувства.
Ясное дело, что эти цвета обозначились тоже не случайно, как не случайно и то,
что без воды, или без воздуха, или без пищи любой живой организм гибнет. Но
если растительность принято обозначать зеленым цветом, то воздух (дневное
небо) имеет цвет голубой, а реки, озера, моря и океаны (кругом вода) даже на
глобусе картографы обозначают синим. Кроме того, как известно, и
тело человека на 75-80% состоит из воды, а все знают, какие эмоции у человека
вызывает разгул стихии…
Но вот мы
добрались до третьего трехцветия – желтое,
оранжевое,
красное,
- знаменующего живую душу. Её биологическим средоточием
является сердце. Из него-то и произрастает то, что мы называем духовностью
человека. Заметим: здесь особенно хорошо видно, как эта триада по цвету резко
отличается от соседних. (от первой и второй). Но естественнен вопрос: что
означают сии три цвета – желтое, оранжевое и красное?..
Вопрос отнюдь не
простой, но не такой уж и сложный. Для начала придумаем и дадим определение
термину «духовность», и скажем так: духовность человека есть концентрированное
выражение его человеческих отношений в окружающем
мире. И поскольку окружающий мир предстаёт как природа, семья и общество, стало
быть, эти три обстоятельства и формируют растущую духовность человека, являя
собою питающие «корни и почву» духовного развития. Но заметим: хотя сам процесс формирования
происходит в условиях самоорганизации природы и общества, однако осуществляется
он при непосредственном участии индивида в формировании бытия. Которое в свою
очередь в очень большой степени зависит от того, насколько активно или пасивно
участие самого индивида и его семьи в формированиии общественных отношений …
Таким образом,
следует, что в конечном счете духовность человека определяется не
религиозными служениями, стенаниями и притязаниями, а степенью его включенности
в развитие и совершенствование общественных отношений. Более того,
и сердечные дела человека всегда пребывают в сфере человеческих общественных
отношений (семейных в том числе). Из этого следует, что и все
сердечнососудистые его проблемы происходят из этого же корня. И потому в
расматриваемой триаде три её цвета – желтое, оранжевое и красное
- оказываются выражением именно общественных отношений. Поскольку основой
общественных отношений является всемирно известная триада – труд,
экономика
и политика,
я без всяких колебаний именно эти три вещи и отмечаю - каждую своим цветом, соответственно.
Считаю должным только заявить: поскольку красный цвет, означающий политику,
является конечным пунктом спектра, отсюда следует, что политическое творчество является
высшей формой духовного развитие личности, гармонично развитой в интеллектуальном
и физическом и духовно-социальном отношении. (Кстати будет сказать, -
именно это пытается доказать нашему сообществу объявивший войну духовному
невежеству С.Е Кургинян. И я подозреваю, что в этом он абсолютно прав! Кроме
того, можно добавить: если Кургинян говорит о «красном проекте», разве из этого
не следует, что и проект этот изначально подразумевает цвет? Но как можно
писать проект об обществе будущего, не сделав прежде проекта о человеке
будущего? Разве в нем не должно быть места речи о человеке?).
3.
После всего
сказанного невольно рождается новый вариант нашей Матрицы и новые «проклятые
вопросы» к нашей интеллигенции. Начну с нового варианта Структурной Матрицы и с
учётом эпиграфов к данной статье. Теперь у нас получилась:вот такая раскошная картинка:
Рис 5
Итак, видит Бог,
не случайно в качестве эпиграфа оказались цитаты из книги Бытие, касающиеся
Древа Жизни. Собственно, они-то меня и вдохновили переделать (но не отменять!)
свою работу о Структурной Матрице и сориентировать читателя на «плоды» Древа
Жизни. Того самого, до которого согласно библейскому преданию нельзя допускать
человека, ибо: - «как бы не протянул он
свою руку и не взял бы также от Дерева Жизни и не поел, и не стал бы жить
вечно!»…
Вот тут и начинаются вопросы к
Интеллигенции:
Разве не ясно,
что именно наше «Древо Жизни», даёт не только способ познания самого себя, но и
представление о жизни вечной. Разве не ясно, что человек, воспитанный в трех
поколениях вот на этом чётком представлении о самом себе, укореняя это представление
в себе и передавя его потомству, тем самым укореняется в поколениях?..
Разве это не
факт: что человек, имея о себе лишь «черно-белое» (знак Дао) представление и
являя собой средоточие «добра и зла», своим сознанием вынужден всегда
оставаться в пределах представления о себе как о животном? Представителем лишь
биосферы – живой природы? Разве не грозит ему вечно оставаться дикарём и
зверем, – не различающим и не придающим никакого значения цвету? Не знающим,
что такое радуга, не умеющим любоваться всеми цветами спектра-радуги, не
понимающим их божественного смысла и потому не способным увидеть в каждом
человеке и своего божественного замысла?..
Что этим
божественным смыслом является, конечно же! его интеллект!? Разве не о
нём нам говорят три цвета, три плода Древа Жизни – белое, черное
и фиолетовое
- как символы зрения, слуха и мышления? Разве не ясно,
что созерцание природы рождает миру художника с его любовью к цвету, что внимание к звукам природы и любовь
к ним рождает композитора и музыканта, а любовь к мысли рождает философа,
поэта,
литератора!?
Всё это вместе разве не порождает Искусство, Культуру и саму … Интеллигенцию,
которая вовлекая человека в искусство и культуру, способна сделать и самого человека
Культурой по имени Человек, и сама стать подлинной Культурой?..
Разве
Интеллигенция, ставшая подлинным подвижником Культуры, не должна иметь чёткого
предсталения не только об интеллектуальности но и о духовности
человека, базирующейся на трудовых, экономических и политических
отношениях? Более того, весь свой творческий потенциал разве она не должна и не
обязана направить на призводство Человека как Личности, гармонично развитой в
интеллектуальном и физическом и духовном отношении, воспитывая и возделывая
его в подлинном смысле этих слов? Разве не должна она делать всё это
самостоятельно, не дожидаясь указов и поручений «сверху», а по совести и
настойчиво исполнять всё то, что дано ей «свыше» - сеять в мире разумное,
доброе, вечное? А свыше разве не дана ей презумпция учительства с одной
единственной глобальной целью - формирование
будущего в настоящем через формирование в настоящем человеке «человека
будущего»?..
И, наконец, разве
в этой телеологической деятельности не может стать ей наглядным ориентром наша
девятицветная «Структурная матрица саморганизующихся систем, или «Древо
Жизни» как Основной Закон Человека»? Разве так трудно самой почтенной
Интеллигенции, как и всякому её представителю, с должным вниманием и почтением
отнестись к учению древности, согласно которому, радуга дается человеку
как знамение вечного символа, устанавливающя связь между прошлым
и будущим?
Между такими вечными понятиями как Бог и Человек, как Отец
и Мать
и Дитя,
что запечатлены навечно в символе христианства - Святой Троице?..
Разве Интеллигенция, адекватно
восприняв глубинный смысл Основного
Закона Человека, не должна по зову сердца заняться просвещением и родителей
и власти и общественного сознания?
Разве слова Ф.Бэкона: «Не
может считаться замечательной ситуация, когда оковы старины, власти и
единодушия до такой степени сковали силы человека, что он является неспособным
смотреть на вещи реально», - не подводят жирную
черту под традицией? Не призывают к действию, чтобы изменить ставшую воистину
«незамечательной» и какой-то «болотной» ситуацию?
И ещё. Ну, что это за оказия –
пристрастие к дисциплине у мужского населения!? Мужское ли это дело - терпеть запреты сверху? Отчего это мужчины-богословы
по сей день, кляня женщину, нарушившую де запрет «не есть плодов», сами превратились
в херувимов, стоящих на пути к Дереву Жизни? Разве не видно, что не нарушь
тогда Женщина запрета под страхом наказания («умереть умрешь»), как бы
состоялась сама жизнь рода человеческого? То есть не было бы и нас? Однако это
Женщину не остановило!. А что же наши представители Интеллигенции - Мужчины!?
Неужели они так и не протянут руки к Древу Жизни, чтобы зажить «жизнью
вечной»?… :-)
Рзумеется, речь
уже не о библейском Древе Жизни, а о нашем – рукотворном, доморощенном, - об Основном
Законе Человека…
Кто знает, может,
тогда и мир станет другим? После 21-23 декабря… :-)
С любовью… Никифоров А.С. 12.12.12