А.С. Никифоров

HOMO-IDEAL,

или

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

 «Не искать никакой науки кроме той, какую можно найти в себе самом или в громадной книге света» (Декарт)

 

Введение, или «Я есмь Я, но идея Я - не есмь Я»

 

Термин «трансцендентальный» в переводе с лат. означает «перешагивающий, выходящий за пределы». В философии И. Канта — «априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание». То есть сначала рисуем образы в воображении, которые затем познаем мышлением. Термин «апперцепция» означает ощущение, уже воспринятое сознанием. Название статьи «HOMO-IDEAL, или Трансцендентальная апперцепция Личности» должно говорить о том, что речь пойдет о той стороне темы самопознания человека, которая остается как бы за пределами научных возможностей естествознания. То есть, разговор предстоит даже не столько о человеке в его философском или энциклопедическом значении, сколько о той его разновидности в философии, которая остается обозначенной на стадии «идея человека», или как «человек в возможности». Говоря иначе, предлагается рассмотреть тему человека через идею человека, предполагающую, что эта идея является предтечей «человека возможного». При этом ясно сознается, что за стремлением к возможному человеку конечным результатом мог бы стать - «человек должный».

 

Хорошо сказал Декарт своей рекомендацией: «Не искать никакой науки кроме той, какую можно найти в себе самом или в громадной книге света». В одну мысль свел он две крайности – громаду света и себя, т.е. Вселенную и Человека, которые закрепились в сознании философа двумя космосами - Макрокосм и Микрокосм. Соединенными оказались две бездны, в недрах которых следует искать и найти их общий центр - идею человека. Затем, чтобы, найдя её и определив через неё устои человечности, пытаться обозначить эти устои в самом себе с тем, чтобы обрести их.

Но, если следовать Канту в его представлениях трансцендентального, то прежде чем «включать» эмпирическое познание, человеческому сознанию доступно иметь априорные познавательные формы исследуемого явления, добытые через апперцепцию - через ощущение, воспринятое сознанием.

 

Мудрецы древности учили: «Я есмь Я, и в то же время Я не есмь Я». Это означало у них, как можно догадаться, что человек действительный вовсе не является действительно человеком, пока он не познает в себе человека возможного и не добьется должного соответствия с ним. Такая трактовка позволяет нам слегка подправить мысль древних и записать её примерно так: «Я есть Я, но идея Я - не есть Я».

Вот тут и возникает вопрос, что такое «идея Я», или что такое «идея человека»? Поскольку далее рождается еще вопрос: как из «идеи человека» получить новый результат – проект «человека теоретического»? – Это та самая задача, которую ставил перед наукой Маркс, рассматривая «человека теоретического» как некое промежуточное звено, необходимое для перехода к «действительно человеку», способному создать новый общественный гуманистический строй - (коммунистический).

 

1.

В отношении первых родителей человека (например, библейских Адаму и Еве) можно говорить лишь, что «они были, и потому я существую». По сей день их происхождение остается для нас тайной за семью печатями. Едва ли не всякий, кто берется за проблему самопознания, и следуя известной заповеди «семи мудрецов» античности: «Познай самого себя», - пытается «разложить по полочкам» всё, что знает о себе самом как человеке, черпая знания из научных представлений. Однако простая логика говорит, что всякий индивид есть лишь следствие, породивших его причин. Эта же логика учит, что главной «причиной» его появления на свет являются его родители: отец и мать.

Заметим, не просто мужчина и женщина, а именно Отец – человеческое существо мужского рода, и Мать – человеческое существо рода женского. Если жизнь человека подчиняется инстинктам и если жизнь просто женщины или мужчины в функциональном плане заметно отличается от той жизни, которая накладывается на неё отцовством или материнством, то надо полагать, что материнский и отцовский инстинкты отличаются от инстинктов просто мужчины и женщины. Это различение важно для того, чтобы полнее осознать, что понятия отец и мать, в отличие от понятий мужчина и женщина, происходят не из животного статуса, являющегося основным в мужском или женском началах (самец и самка), а из статуса семьи как социальной ячейки человеческого общества. Чтобы эта социальная ячейка была здоровой и жизнетворной, необходимо, чтобы природа её инстинктов находилась в должной гармонии с природой окружающего её мира.

 

Но окружающий мир, являясь единым Универсумом, тем не менее, состоит из трех миров, и у каждого свои особенности:

Во-первых, это есть природа Космоса, или ноосфера - сфера разума как первая причина и повод для поиска смысла жизни.

Во-вторых, это есть живая Природа, или планета Земля – биосфера с её пищей и воздухом и водой, без чего невозможна сама жизнь.

В-третьих, наконец, это есть природа Полиса, или Государства - социосфера со всем тем, что создано трудом и творческим гением Народа – «для совместной счастливой жизни» (Аристотель) в атмосфере соблюдения важнейших принципов социума - свободы, равенства и братства.

 

Чтобы эту картину описать как можно короче, воспользуемся идеальными возможностями математики, в арсенале которой находится формула из «теории функций комплексного переменного» и известная как комплексное число - a+bi, идеально отражающая данную картину. Поскольку всякий индивид является следствием, порожденным родителями, то идею всякого индивида (идея Я) можно представить соответствующей формулой троичности, в качестве которой мы и позволим себе использовать комплексное число. Заменив в нем буквы а и b числовыми значениями из алфавита, мы получим идеальное выражение троичности всякого «Я»: Я=a+bi=1+2i=i+1+i=3. Осталось сообразить, что действительная величина (1) отображает идею индивида, а мнимая (2i) свидетельствует о присутствии неотделимых от него родительских начал. Начал, которые тянутся за индивидом из предвечности, скрывающей тайну происхождения человека. Ясно только, что тайна эта происходит из трех вышеуказанных миров.

 

 

Эти три мира, или три сферы единого Универсума легко представить идеальными значками, обозначающими каждую из них как: ноосферу, биосферу, социосферу. Для различения позволим себе выделить каждый объект своим цветом, в необходимой степени отражающим характерные признаки этого мира. Так из всей палитры известного спектра (радуги) априорно наиболее подходящими являются три цвета: фиолетовое, зеленое и красное, - в соответствии для каждого из трех сфер (миров):

 

       

Рис. 1

 

Сделав такое введение, мы можем отметить теперь, что каждый из этих миров имеет к человеку настолько прямое отношение, что становится совершенно понятным, почему у философов или иных теоретиков родились такие определения как «человек космический», «человек биологический», «человек социальный». Легко заметить, что и здесь вполне уместным оказывается применение комплексного числа (a+bi). Ведь и для космонавта, и для крестьянина, и для политика их связь с действительным космосом, или с землей или с обществом не освобождает их от зависимости (связи) от двух других миров, оказавшихся в какой-то момент как бы на заднем плане.

Поэтому легко представить в качестве истины, что любой из этих трех миров (а значит и знаков) без двух других не имеет смысла, потому что практически невозможен, и потому бессмыслен.

Вот с этими тремя мирами и должна пребывать в гармонии природа человека, в силу чего, отметим важный момент: природа человека уже изначально не может быть нетроичной, о чем философия настаивает едва ли не с начала своего возникновения, зачинаясь, может быть, с именем Гермеса Трисмегиста – философской легенды культуры Древнего Египта…

 

2.

Нахожу в своем цитатнике: «Истина не приходит в мир голой, а приходит в виде знаков и символов, и он не получит её в ином виде» (из неканонического Евангелия от Филиппа). И ещё: «Не слова и законы правят миром, а знаки и символы» (Конфуций). Знаки и символы, семантика и семиотика, философия и психология – что это, если не попытки и примеры идеального отображения различных явлений трех материальных миров?

Однако существующая в китайской традиции философия даосизма основывается на двух символах: «Инь» - темное и «Ян» - светлое. Считается, что каждое из противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Идея выражается известным знаком – символом даосизма:

 

Рис. 3

 

Поскольку всякая философия вращается вокруг проблемы человека, этот значок у китайцев становится идеальным выразителем двойственности его природы, выделяя в ней телесное и духовное начала. Но если телесность в известной мере есть величина очевидная и действительная, то душа всегда предстает как «потемки» и потому всегда имеет характер мнимости, сакральности, иррациональности (трансцендентности). На основании этих мнимостей возникают философии идеализма и религии.

Черное и белое, Свет и Тьма! Остается только удивляться, почему в этой философии не нашло достойного места ньютоново учение о свете и цвете. Ведь стоит только его применить, и эндогенный (сокровенный) знак Дао приобретает экзогенный, точнее сказать, более откровенный вид:

 

Рис. 4

 

О чем говорит это «новый наряд» знака? Физически, о том, что он учитывает и участки инфракрасного и ультрафиолетового излучения спектра, неизвестные даосизму и обнаруженные позже, уже после Ньютона. Но это означает и то, что к спектру Ньютона из 7 цветов добавилось еще два, и стало всего 9 цветов. Из этого добавления следует, что теперь появился еще один повод для перехода от бинарной парадигмы к тринарной. К той самой, к которой настойчиво привлекают наше внимание Р.Баранцев с его «Новой парадигмой мышления», Н.Брусенцов с его троичной ЭВМ, В.Татур с его сайтом «Академия Тринитаризма», П.Сергиенко, А.Харитонов, др. авторы этого сайта, и, конечно же, А.Астахов с его блистательной работой «”Золотая” Герметическая Философия»?

 

Однако можно вспомнить, что Ньютон в своих опытах с цветом проделывал и такой эксперимент: все света спектра он нанес на диск и затем вращал его. И увидел, что при быстром вращении все цвета радуги сливаются в один - серый - цвет. Стало быть, в идеале должен быть знак, где легко просматриваются все три аспекта троичности, но уже через - черное, белое, серое.

 

Рис.5

 

При желании, применив цвет, этим же способом можно представить и три мира Универсума, с учетом цвета каждого из них, как это было представлено на Рис. 1: фиолетовый, зеленый, красный.

 

Рис.6

 

3.

Так с разговором о цвете мы подошли к весьма знаменательному моменту. Научные исследования показали, что основной строительной ячейкой структуры «генома человека» является хромосома – цветотело, следовательно, особенностью «внутреннего мира» человека является цвет, причем первым обнаруживается самый яркий – красный цвет крови. Поэтому, наверное, и философ-идеалист вправе требовать, чтобы первым знаком-символом троичности человека стало цветное изображение трех аспектов (ипостасей) человека. И вот здесь мы узнаем, что в распоряжении художников, фотографов и тех, кто работает с цветом, давно уже имеются две цветных диаграммы (RGB, CMY), зрелищно прекрасных не только тем, что обе они почти целиком повторяют ньютонову цветовую гармонию, но и, как видим,  прекрасно отражают (проявляют) неистребимую идею троичности

Вот она - схема смешения цветов для моделей RGB и CMY (Рис. 7):

 

 

Рис. 7

 

Очевидным фактом в этих двух троичных соцветиях (в действительности же – в двух семицветиях) является то, что в их центре оказываются оба цвета знака Дао: белое - в одном, и черное - в другом.

 

И как тут не вспомнить гегелевское: «Здесь роза, здесь танцуй»! ибо уже здесь видно, что оба знака носят более глубокий смысл, чем он видится в физических исследованиях или эмпирических постижениях. И в первую очередь, тот глубочайший философский смысл, что черный цвет есть символ Тьмы, белый - символ Света, а оба они предстают для землян, как было сказано выше, атрибутами Космоса, космическими вселенскими явлениями.

Объясним, почему так, чтобы было понятнее наше обращение к терминам «трансцендентальная» и «апперцепция».

Космос как явление Вселенной мы видим в небе только ночью, когда по выражению Поэта нам открывается «…бездна, звезд полна», и где «…числа нет звездам, бездне – дна!». Это ночное небо имеет определенный цвет, у нас он обозначен фиолетовым (magenta?) цветом и имеет название ноосферы. Поэтому совершенно ясно и то, что рядом с этим цветным символом легко находят место еще два символа, отображающих свет дня (белое) и тьму ночи (черное), как явления, вносимые на землю исключительно Космосом.

 

      

Рис. 8

 

Эти три цвета в совокупности идеально – трансцендентально - определяют связь человека со сферой разума – ноосферой. Легко понять, не будь света, не будет видно ничего, ибо цвет мира исчезнет во мраке ночи. Вот это ощущение, воспринятое сознанием, и носит название «апперцепция».

По аналогии можно обозначить основные цвета, присущие Биосфере и Социосфере.

 

Так, для Биосферы кроме господствующего зеленого цвета - символизирующего растительный мир, присущи еще два: голубой – как символ воздуха, необходимого для жизни, и синий цвет – символ воды – для той же цели. Эти три цвета идеально определяют животную связь человека с биосферой.

 

    

Рис. 9

 

Для Социосферы кроме господствующего красного цвета - как символа государственности, политики, присущи еще два цвета: оранжевый и желтый. Они символизируют экономические и трудовые отношения. В идеале  эти три цвета определяют духовную связь человека с социосферой.

 

    

Рис.10

 

Если верно утверждение мыслителей древности, что «Вселенная есть мысль», то оно легко согласуется с фактом «Вселенная есть цвет». Стало быть, цвет есть первая очевидная субстанция мысли, а мысль, следовательно, есть субстанция цвета. Флоренский в своей фундаментальной работе «Небесные знамения» (1919 г.), основываясь на собственных наблюдениях игры цвета вечерней зари и ощущениях, называет цвет первым признаком, или «первым творением» разума – «перво-тварью», а потом и «Софией» как Мудростью мира.

 

4.

Но из созерцания соцветий-знаков RGB и CMY - с целью распознавания их смыслов - можно сделать вывод, еще более интригующий. Кратко он заключается в следующем: если белое и черное в центрах знаков осознать не просто как свет и тьму (существительные мужского и женского рода), а что именно эти два цвета, окруженные соцветиями, и являют собой мужское и женское начала мира, и, стало быть, изначально являются знаками-символами мужской и женской природы.

Вот это осознание и должно составлять основу «трансцендентальной апперцепции» идеи человека.

 

На фоне философии даосизма, скрытой в двуцветном знаке Дао с его значениями Ян  и Инь, остается досадным недоразумением факт, что вот за этими двумя троичными соцветиями (RGB и CMY) нет ничего подобного ни у физиков, ни у эмпириков. На мой взгляд, эти две картинки являют собою не чью-то выдумку, а некую матрицу обусловленных природой (вселенским разумом?) соотношений между светом и тьмой, доставшуюся нам от прародителей из предвечности. И потому, мы говорим, что данные соцветия можно рассматривать как две матрицы, отображающие конкретные хромографические образы особей вселенского состояния, различаемых по признаку Он и Она. А стало быть, можно сказать, что в первом случае (RGB), это есть символ мужского начала (патрица), во втором (CMY) – женского (матрица). Поскольку мы условились вести речь о материнском и отцовском началах, будем подразумевать под этими знаками-символами «папу» и «маму» (Рис. 11). Изобразим эти знаки, попутно несколько изменив их взаимоположение:

 

  

Рис. 12

 

Здесь видно, что цвета одного символа сориентированы в соответствии с расположением цветов в другом, и цвета обоих знаков теперь можно прочитать по часовой стрелке – это основные цвета спектра, почти по-Ньютону: красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. И вот она – бросающаяся в глаза любопытная особенность. Внешние цвета, ограниченные окружностями в символе «папа», являются внутренними в символе «мама», и наоборот. То есть, как и в знаке Дао – потенция одного знака кроется в другом. О чем это говорит? Наверное, о том, что за сотни тысяч лет в реальном человеке мужское и женское настолько «перемешалось», что и различить-то уже едва ли что возможно. Нам остается только согласиться с К.Юнгом, что: «В образе каждого мужчины сидит образ женщины, а в образе женщины – образ мужчины». И с Н.Федоровым, что «в каждом индивиде скрыты образы его родителей», с их собственными биографиями, историями и предысториями, так что в каждом индивиде троица совершенно очевидна, что и отражено в каждом из знаков.

 

4.

Наука утверждает, что человеку свойственно руководствоваться инстинктами, которые условно делятся на два типа: врожденные и приобретенные. Принято считать, что первые (врожденные) изначально «заложены» самой природой. А вот вторые (приобретенные) прививаются эволюционно – через навыки, привычки в общении, через воспитание и образование в процессе исторического и культурного развития человека. Мы только добавим, что инстинкты достаются человеку не только от живой Природы, как любому представителю животного мира, но имеют в себе отражение еще двух миров Универсума: Космоса и Общества. Чтобы отличить эти три мира друг от друга, нам достаточно было обозначить каждый из трех (пусть для начала - интуитивно) своим собственным цветом (Рис. 1). Покажем эти цвета еще раз: фиолетовое - ноосфера, зеленое - биосфера, красное - социосфера:

 

      

Рис. 1

 

Кто-то может придраться, что цвета, мол, взяты произвольно, плодят сомнения и потому не могут вызывать доверия. Но не будем спешить с сомнениями и тем более с отрицанием, а лучше вспомним о так называемом «ассоциативном мышлении» в учении психологов. Давно замечено, что восприятие внешних форм действительности способно порождать в сознании человека образы – ассоциации, казалось бы, не имеющие ничего общего с причинами их породившими. Иногда говорят: ему померещилось, или привиделось (приблазнилось). Эзотерика и магия, семантика и семиотика, прогнозы и проекты, провидения и пророчества – реально существующие явления - все это зачастую и есть результат, данный людям как дар ассоциативного созерцания или абстрактного мышления. За ближайший пример можно взять разработки психологов в тематике цветоощущений, где весьма популярными стали цветовые «тесты Люшера». Вот и мы согласимся с ними, что красный, оранжевый и желтый цвета отражают в человеке его социальность, или его причастность природе Социума. А зеленый, голубой и синий цвета являются символами единения человека с биологической Природой. Фиолетовое в психологии является символом мышления, иначе – разумного или (у нас) космического начала человека. С этими условиями и рассмотрим наши знаки, в которых, можно сказать, мы уже и без подписи отличаем, какой из них «папа», а какой «мама».

Наша цель здесь – через символику цвета определить связь природы человека с господствующими в ней инстинктами, накладываемыми каждой из трех природ миров Универсума.

 

  

Рис. 13

 

Так мы видим, что в знаке-символе мужского начала доминирующими (внешними) являются три цвета, два из которых (зеленое и синее) отражают инстинкты биологической природы, а один (красное) – социальной. Но можно сказать и то, что господствующими стали инстинкты, приобретенные из материнского знака, являющиеся там врожденными (внутренними). И в то же время видно, что фиолетовый, голубой и желтый цвета, являясь символами врожденных инстинктов в отцовском знаке, оказываются приобретенными в женском знаке, в свою очередь, становясь там господствующими!

Теперь скажем так: вот откуда она – вся сложность в отношениях между мужчиной и женщиной, мужем и женой, отцом и матерью, и вот откуда происходит сколь озорное, столь и известное выражение: «Муж и жена – одна сатана»! Эти отношения испокон веку выстраиваются на собственных врожденных инстинктах и инстинктах, приобретенных друг от друга. Может, будет точнее сказать – детерминированных друг в друга на уровне идеального.

 

5.

Если сказать чуть подробнее, то простой анализ знака «папа» показывает, что природным основанием мужского организма является его физиологическое единение с природой (зеленый цвет внизу диаграммы), основанное на чувствах, на ощущениях, на восприятиях среды. Именно этот факт позволяет науке относить человека к отряду приматов из семейства гоминид. Вторым таким же важным фактором мужской природы является эмоциональность (синий цвет), что тоже связано с его животной природой. Наконец, третьим аспектом мужской природы является социальность (красный цвет).

На основании этого созерцания можно говорить, что мужская природа изначально обладает потенцией энергии двух видов: биологической и социальной. И что эта энергия присутствует в индивиде мужского рода стихийно и всегда готова проявиться в качестве инстинктивных устремлений. Также можно говорить, что именно эти стихийные устремления, требующие удовлетворения инстинктов, чаще всего становятся причиной конфликтных ситуаций в семье, в быту, на работе, в общественной деятельности вообще. Наиболее сильный из физиологических инстинктов – сексуальный, требует своего, эмоции требуют ответной реакции и разрядки, а инстинкт социальности диктует стремление быть значительным в глазах окружающих, сослуживцев, общественности (дома - главой семьи).

 

В знаке «мама» видится нечто как раз противоположное. В нем господствующими являются фиолетовый, желтый и голубой цвета (CMY). Можно считать, что эти цвета определяют господствующие материнские инстинкты. Как выше отмечалось, у психологов фиолетовый цвет есть символ мышления (разум), желтый, отражает социальность (труд), голубой цвет (психика) говорит о биологической составляющей. Три цвета этого знака отражают его единение с тремя стихиями внешней среды. Этими стихиями являются три природы: космическая (фиолетовое), биологическая (голубое) и социальная (желтое).  Как видим, помимо потенций двух энергий в мужском знаке – биологической и социальной, в качестве третьего доминирующего аспекта здесь присутствует фиолетовый цвет – потенция энергии умственного начала.

 

Выделим это факт, как очень важный момент в сопоставлении и изучении знаков «папа» и «мама», - что именно в материнском знаке господствующим оказывается и умственное начало. Возможно, что именно этот факт может стать весьма спорным при выяснении истины, и противников здесь будет не меньше, чем сторонников. Но не зря говорится, что в споре рождается ИСТИНА. Вот об этой «истине» и пойдет теперь речь. Имеется в виду - рождение ребенка как «ИСТИНЫ в последней инстанции»…

 

Короче говоря, переходим к моменту, когда из «тьмы» материнского лона в «свет жизни» является ребенок как результат взаимодействия родительских инстинктов, и как факт рождения Новой Истины:

 

         

Рис. 14

 

Вот так, графически, простым совмещением двух знаков – RGB и CMY, мы отобразили факт, когда у родителей появилась Новая Истина - Дитя, самим фактом своего рождения «сотворившее» Отца и Мать как таковых! (До сего момента они были просто мужчиной и женщиной, или самцом и самкой живой природы). Отчетливо видно, что в этом знаке совместились оба начала, а стало быть, и – инстинкты обоих полов приобрели характер врожденно-истинных, определяющих характер и судьбу Новой ИСТИНЫ.

 

Признаюсь: с получением такой картинки стало легче понять смысл библейских заповедей Сына Человеческого: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6) «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (8,32). Так и есть – только познав себя как ИСТИНУ, можно познавать и родителей.

 

И не только родителей, ибо теперь видно, чего мы хотели бы видеть в своем ребенке по мере его биологического развития, за периоды, известные как Детство и Отрочество и Юность. Ведь «делать жизнь» всегда приходится на примере родителей или ближайшего окружения.

 

 

Однако в соответствии с состоянием современного общества, с семи лет всякий ребенок подпадает под действие «Закона об образовании» и с этого момента становится объектом заботы государственной системы образования, которая воспитывает и образовывает его по своим образовательным программам и государственным стандартам в начальной, средней и высшей школе. В этих программах нет разницы между девочками и мальчиками, и потому все они воспитываются и образовываются по ставшему традицией единому образу и подобию. И получается то, что получается. Если церковь воспитывает в своей пастве «рабов божьих», то государство - «слуг государевых». Из этого факта вытекает, что такое отношение к детям будет продолжаться до тех пор, пока существует государство как социальный институт с присущими ему насильственными полномочиями и функциями, и пока у школы в качестве ЭТАЛОНА не появится некий ОБРАЗ ЛИЧНОСТИ, достойной, чтобы по этому ЭТАЛОНУ выстраивалась и система образования. Поэтому создание ОБРАЗА ЛИЧНОСТИ, способного породить и эталон ОБРАЗА ГОСУДАРСТВА, есть первое условие, необходимое для реформирования существующей системы образования (по образному выражению академика Б.Бим-Бада, ставшей «преступной»). Но как известно, такого рода ЭТАЛОНА ОБРАЗА ЛИЧНОСТИ как ИСТИНЫ в последней инстанции в педагогическом арсенале не имеется и сегодня.

 

6.

И вот выясняется, что такой ЭТАЛОН имеется в Живой Природе, и называется он «радуга», или девятицветный спектр луча солнечного света, и что ЭТАЛОН этот содержит в себе эзотерический (тайный) смысл ОБРАЗА Сына Человеческого.

В данной статье, пользуясь основными цветами радуги, мы имеем символы не только папы и мамы как предмет спора. Используя эти же средства и метод графики, через соединение двух родительских образов мы получили теперь и результат этого спора - символ Истины, как образ Сына Человеческого!:

 

 

Рис. 15

 

Роза Мира!

Согласимся, что данный символ «истины» решительно отличается от родительских знаков.

Во-первых, совершенством своей формы. А ведь в нем – потенция каждого из нас, но если вопрос о нас уже решен (что из нас получилось, то и есть!), то с новыми поколениями - после нас - возможна совершенно иная ситуация, ибо всё зависит от воспитания и образования..

Во-вторых, тем, что как бы гармонично не сочетались в нем цвета обоих знаков, знаменующих основные человеческие инстинкты, всякий ребенок нуждается в воспитании, развитии и образовании, чтобы закрепить и усовершенствовать качества, доставшиеся ему через родителей от трех миров единого Универсума.

В-третьих, выделяется главная особенность этого образа истины. Она заключается в том, что в этом знаке мы имеем уже не семь цветов, как в знаках «мама» или «папа», а девять, поскольку при сложении белого и черного треугольников (а стало быть, и при наследовании Дитем особенностей родительских начал) в центре знака образовался еще один цвет. Я нашел, что этот центральный участок знака должен быть обозначен иным цветом, и что лучше всего для этого подходит серый цвет.

 

Объясню, почему. Поводом для этого послужил тот самый опыт Ньютона с цветами спектра на диске и его вращением, и когда все цвета сливаются в один – серый – цвет. Случайно ли это? Конечно же,  нет, ибо такова реальность. Ведь хорошо известно, например, что «серым веществом» мы интуитивно называем и наш мозг.  Но это может означать также, что и формирование эмбриона в материнском чреве начинается через химические и биологические процессы и с уложения образующихся цветотел (хромосом) в некую структуру, из которой впоследствии и начинает формироваться «серое вещество» – головной мозг плода, а затем, по «заданной свыше» программе формируется и весь организм ребенка.

 

Когда такая простая впервые мысль пришла мне в голову, я тут же прогнал её как слишком глупую для объяснения такой сложности как мозг и интеллект человека. Но с течением времени я все чаще к ней возвращался, и вот обнаруживаю, что именно эта мысль является гениально простым объяснением  всей той сложности, которая существует при исследовании темы интеллекта и изучения человеческого мозга.

 

Из Википедии: «В 2006 году было обнаружено, что в геноме человека присутствует 212 копий гена MGC8902. Этот ген кодирует белок DUF1220, функция которого не известна, однако установлено, что этот белок присутствует в нейронах головного мозга. Исследователи выдвигают предположение, согласно которому многократное дублирование MGC8902, по крайней мере, частично обусловило эволюцию человеческого мозга. Поскольку функция белка DUF1220 неизвестна, значение данного отличия человека остается неизученным».

Как много еще потаенного в «сером веществе» головного мозга человека!

 

Мысль, что формирование эмбриона в материнском лоне начинается с формирования субстанции головного мозга плода, безусловно, смелая и нуждается в проверке, но она заставляет двигаться дальше и говорить, что и формирование Личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении тоже должно начинаться с формирования у ребенка интеллекта. А сделать это возможно единственно лишь через интеллектуальное воспитание, которое должно осуществляться одновременно с процессом роста объема и массы «серого вещества» головного мозга. Инструмент развития интеллекта назван в определении понятия «интеллект», которое наша кафедра интеллектуального развития дала в 1995 году, и оно вошло в некоторые сборники научных конференций, в том числе и пединститута.

С тех пор это определение читается так: Понятие «интеллект» есть философская категория, определяющая способность человека отображать действительность при посредстве Искусства Живописи и Искусства Музыки и Искусства Слова.  Надо осознать, что других-то форм отображения у человека просто нет, а все прочие вполне сводимы тем или иным образом вот к этим трем.

 

7.

Интеллект. На всем протяжении статьи мы не упоминали этот термин, потому что для этого не было повода. Хотя бы потому, что ни один из трех миров Универсума прямо не свидетельствует о нем. Этот действительный факт говорит о том, что интеллект как понятие и как реальность не есть явление естественное, а напротив, есть явление исключительно искусственное. Но ведь точно так же обстоит дело и с человеком! Не зря ведь некоторые энтузиасты от науки готовы узреть человека в обезьяне, как одичавшего. И с этим легко согласиться, если хотя бы мысленно лишить человека воспитания.

 

Из философии Кузанского (1401-1464) я выписал один из пунктов его диалога:

«… Учти, что говорит Гермес Трисмегист: человек есть второй бог. Как бог – творец реальных сущностей и природных форм, так человек – творец мысленных сущностей и форм искусства, которые суть подобия его интеллекта, как творения бога – подобия божественного интеллекта. Иначе говоря, человек обладает интеллектом, который в своем творчестве есть подобие божественного интеллекта и тем самым творит подобия подобий божественного интеллекта; так, внешние образы искусства – подобия внутренней  природной формы. Человек измеряет свой разум способностью творить и исходя отсюда измеряет божественный разум, как истину измеряют её воображением, то есть познаёт бога через символы и намёки. С другой стороны, у человека есть высшая тонкость видения, благодаря которой он видит, что символ есть символ истины, и понимает, что истина есть нечто неизобразимое никаким символом» (Т.2, с.98-99).

 

Из этой цитаты вывод напрашивается сам собой: всё высокое в человеке воспитывается через искусство, и потому должно быть искусно вносимо в него искусством воспитания. Отсюда становится ясным, что искусство воспитания возможно только через постижение искусства в его главных атрибутах: Искусство Живописи и Искусство Музыки и Искусство Слова.

Как мы убедились, символ истины в человеке может быть постигаем и через логику символа цвета!

 

А логика цвета такова, что наследуемое от родителей биологическое начало (чувства, психика, эмоции) отражено в знаке Дитя соответствующим цветом - зеленое, голубое, синее. Социальное начало (труд и экономика и политика) отражено тоже соответствующим цветом - фиолетовое, желтое, красное. При этом видно, что именно социальное (труд, экономика и политика) требует умственного развития (фиолетовый цвет) и меры во всем. Однако хорошо известно, что мера требует измерения, а «где измерения, там и наука». Но затем уже наука, однажды начавшись, требует выстраивания системы образования для подготовки специалистов в разных областях человеческой деятельности.

 

Таким образом, все «родительские» цвета радуги нашли отражение в знаке «Дитя». Однако остались необъясненными («неиспользованными») еще два цвета родительских начал. Это – белый цвет «папы» и черный «мамы», оказавшиеся в центре. Но если в спектре они являются для человеческого глаза как бы невидимыми, то здесь, оказавшись в центре знака, они – эти главные цвета соцветий RGB и CMY - становятся для нас центром внимания, буквально, как символы «Инь» и «Ян» в знаке Дао.

 

Белое есть символ Света, но именно явление Света – по-Ньютону - «порождает» Цвет, работа с которым дает нам художников, мастеров Искусства Живописи. Но заметьте: белый цвет есть центр мужского знака. И потому неудивительно, что именно мужские имена составляют золотой генофонд изобразительного Искусства Живописи. Думается, что и этот факт есть еще один пример врожденного инстинкта мужского начала.

 

Черное есть символ Тьмы, а тьма Ночи есть символ безмолвия. Но именно безмолвие «рождает» звук, работа с которым дает нам музыкантов и композиторов, мастеров работы с нотами, творцов Искусства Музыки, которое, однако, своим началом обязано «колыбельной». Черный цвет есть центр женского знака, и потому неудивительно, как много женских имен и поныне составляют золотой фонд служителей Искусства Музы. В недавнем теле-интервью российская звезда вокала (А.Б.П.) так и объявила, что её искусство имеет «абсолютную связь с космосом». Сюда можно добавить, что певческие таланты у мужчин, скорее всего, свидетельствуют о доминировании у них черт материнского начала. Все это – примеры доминанты женского инстинкта.

 

Фиолетовый (индиго?) цвет ночного неба рождает у человека представление о Космосе как явлении Прекрасного и вызывает в нем восторг и желание выразить свои чувства Живописью и Музыкой и Словом. Возникает неистребимое желание осознать смысл бытия, дабы познать и самого себя. А как известно, мыслить человеку дано через Слово («В начале было Слово»). Поэтому фиолетовый цвет мы называем символом мышления и Искусства Слова. Золотой фонд мастеров слова здесь просто неисчерпаем.

Однако только соединение трех этих важнейших из искусств, только оно одно способно обеспечить интеллектуальное воспитание ребенку, семье и развить и обозначить ИНТЕЛЛЕКТ нации в целом.

 

8.

С терминами Живопись, Музыка и Слово принято связывать Искусство, а с терминами Труд, Экономика и Политика приходится связывать Науку. Но эти вещи – Искусство и Наука – «культурно» связаны с человеком, со свойствами полушарий его головного мозга. Ученые доказывают, что правое полушарие связано с искусством, левое – с наукой (у левшей, может быть, наоборот), но только оба – с искусством и наукой. Доказано, что искусство идет раньше, чем наука, о чем свидетельствует само строение коры головного мозга, выполненное природой с величайшим тщанием и искусством. Теперь выполненное природой – биологический субстрат мозга – остается наполнить человеческим содержанием, что возможно исключительно через искусное воспитание искусством.

Можно даже развести: Интеллект есть то, что воспитывается через искусство интеллектуального воспитания при посредстве Искусства Живописи и Искусства Музыки и Искусства Слова; а Душа есть то, что образовывается через Труд и Экономику и Политику. Научные познания развивают левое полушарие, но «грызть гранит науки» психологи (Выгодский, Пиаже) рекомендуют начинать после того, молочные зубы у ребенка сменятся настоящими. То есть, начиная уже с отроческого возраста. Конечный результат дает образование.

Когда постижение искусства и науки ребенком при помощи родителей и общественной системы воспитания и образования достигает гармоничного равновесия, тогда и появляется «действительный Человек» как Личность, гармонично развитая в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении.

Таков заключительный вывод статьи «HOMO-IDEAL, или Трансцендентальная апперцепция Личности», что по-русски означает «Воображаемая модель идеального человека».

В начале статьи мы говорили, что название статьи «HOMO-IDEAL, или Трансцендентальная апперцепция Личности» должно говорить о том, что речь пойдет о той стороне темы самопознания человека, которая остается как бы за пределами научных возможностей естествознания. То есть, разговор предстоит даже не столько о человеке в его философском или энциклопедическом значении, сколько о той его разновидности в философии, которая остается обозначенной на стадии «идея человека», или как «человек в возможности». Говоря иначе, предлагается рассмотреть тему человека через идею человека, предполагающую, что эта идея является предтечей «человека возможного». При этом ясно сознается, что за стремлением к возможному человеку конечным результатом мог бы стать - «человек должный». Если перефразировать Канта, можно сказать: «от априорных форм познания, через организующее эмпирическое познание - к практике возделывания Личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении».

И как тут не вспомнить Ф.Достоевского: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком, … ибо …без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Даже можно сказать положительно, что ничего не будет, кроме еще пущей мерзости».

Без должных идеалов, без интеллекта, человек становится маргиналом, а общество маргинальным.

 

30.03.09.

 

© А.Никифоров. HOMO-IDEAL, или Трансцендентальная апперцепция Личности. Челябинск – 2009.

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz