©            ©  ©  ©                

АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

(ИЗ АНКЕТ  УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ, МЕТОДИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ)

 

 

В 1994 году по инициативе Ю.Г. Красовитова - Первого заместителя начальника ГлавУО Челябинской области - был разработан Проект инновационной школы, где впервые в отечественной практике образования была предусмотрена школьная кафедра интеллектуального развития. И вот, такая кафедра была создана и с января 1995 года приступила к работе. Перед коллективом кафедры была поставлена простая задача: подготовить доклады, краткие по форме, ясные по содержанию и убедительные в главном. А именно в том, что перед системой образования уже сегодня встает во весь рост проблема интеллектуального и что наша система образования - уже сегодня - имеет все, чтобы начать ее решать целенаправленно и систематически.

За учебный год (1995/6) было проведено четыре двудневных семинара с анкетированием участников (учителей школ и воспитателей ДОУ). В анкетах предлагалось осветить четыре момента: «Ваши впечатления о работе кафедры интеллектуального развития?»; «Ваши предложения?»; «Если такую кафедру открыть в педвузе?»; «Ваши сомнения?». Приведем здесь хотя бы малую их часть содержательных ответов.

Так, на первый вопрос: «Ваши впечатления о работе кафедры интеллектуального развития?», -  ответы были такими (взято на материалах пяти анкет):

«Выбранная тема нова, сложна, практически необъятна. В ее решении - будущее наших детей, нашей страны и нации. Начало есть, надеюсь, что из искры разгорится пламя. Появилось огромное желание, чтобы моя дочь училась в вашей школе» (Берсенева С.А., шк. № 68).

«Считаю, что вопросы, затронутые на кафедре, очень важные. Очень хорошо, что в вашей школе такие предметы, как музыка, изобразительное искусство, литература не делятся на основные и побочные. Для гармоничного развития человека необходимо в жизни не только уметь читать, писать, считать, но и, чувствуя прекрасное, уметь выразить его» (б/подписи).

«Очень интересно раскрыта внутренняя сущность идеального человека, его влечений, духовная сущность и законы развития человека. В доступной форме эмоционально рассказано о роли музыкального, изобразительного творчества, искусства слова, театра в интеллектуальном развитии ребенка» (Шенеман Л.С.).

«Большое спасибо за создание интересной теории об основных законах развития человека. Я обязательно передам эту информацию коллегам. Эти знания пригодятся им в практической деятельности» (Шмидт Е.А.).

«Кафедра работает творчески, заинтересованно. Все доклады подготовлены эрудированными людьми, любящими свое дело и детей. Очень благодарны за прослушанное» (б/п).

На вопрос «Ваши предложения?» ответили так:

«Оттачивая идею, теорию и практику, создавать методические пособия, выходить на более широкий и высокий уровень через институт усовершенствования учителей» (Берсенева С.А.).

«Хотелось бы иметь такую кафедру в своей школе. Интеллект давно пора воспитывать в наших детях. Хорошо бы эти доклады послушать работникам разных предприятий, т.е. нашим мамам, папам – настоящим и будущим» (б/п).

«Если бы ваши доклады послушали не только учителя, но и администрация районного и городского отделов образования, было бы просто прекрасно» (б/п).

«Необходимо обобщение теоретических наработок для разработки методических рекомендаций по коррекции подходов, средств и методов воспитательной работы и обучения для педагогов школы» (Станкевич Л.В., шк. № 3).     

«Чаще читать эти лекции студентам, педагогам, особенно школы» (Шенеман Л.С.)

На вопрос, «Если такую кафедру открыть в педвузе?», - ответы были такими:

 «Необходимо, т.к. теоретическое осмысление проблемы было бы полезно будущим педагогам, формировало бы новые подходы к воспитанию и обучению» (Станкевич Л.В.).

 «Открытие такой кафедры будет, я думаю, очень благотворно для работы педагогов» (Токарева Е.И.).

«Открыть такую кафедру совершенно необходимо!» (Носикова Л.И.).

«Было бы идеальным вариантом!» (Бабурина  О.П.).

«Необходимо открыть такую кафедру при педучилище» (б/п).

На вопрос: «Ваши сомнения?», - ответы тоже были краткими:

«Сомнений нет» (Зуев С.В.).

«Сомнений нет! Открыть кафедру интеллектуального развития» (Шенеман Л.С.).

«Ваша работа нужна! Свежая струя в нашей системе воспитания и образования» (Платонова Н.И.).

«Сомнений нет. Дерзать дальше!» (Ведомцева А.А., шк. № 77).

«Хотелось бы наладить сотрудничество с кафедрой, обмениваться опытом и творческими идеями» (б/п).

 

…Как говорится, комментарии излишни! Более того, когда в январе 1996 г. кафедра всем составом, согласно некоторым анкетным пожеланиям, выступила в ЧИПКРО (Челябинский Институт Повышения Квалификации Работников Образования), то в адрес организаторов курсов от слушателей поступили предложения, чтобы эту «…кафедру интеллектуального развития включали в Программы всех проводимых в ЧИПКРО курсов повышения квалификации учителей».

Но как  говорится, «знать, не в добрый час» родилась она – школьная кафедра интеллектуального развития! В тот год шла жестокая битва титанов, в которую были втянуты буквально все слои чиновников, связывавших свои надежды с тем или иным претендентом на высшую в области власть. Когда идет большая драка, тут уж не до жиру с экспериментальными педагогическими площадками. Их стали закрывать якобы из-за резкого сокращения финансирования системы образования. Именно в это время Ю.Красовитов, отвечавший в области за «инновационные процессы в педагогике», был уволен с работы. Вскоре (в 1996 г.) та же участь постигла и заведующего кафедрой интеллектуального развития. Позже из школы были уволены все до единого – семь учителей, составивших костяк школьной  кафедры интеллектуального развития...

 И что же осталось делать после случившегося «интеллектуального геноцида» мне, совершенно согласному с тем, что: «Выбранная тема нова, сложна, практически необъятна. В ее решении - будущее наших детей, нашей страны и нации»? Выход виделся в одном – искать зашиты и поддержки, обращаясь к самым авторитетным деятелям образования города Челябинска – к академикам вузов! Мне казалось, что уж они-то сразу увидят и оценят перспективу «практически необъятной темы» и возьмутся за ее решение, тем более что начало уже положено! Если эта идея стала близка учителям школы, то уж академикам-то, думаю, – сам Бог велел включиться в процесс!

Однако не тут-то было, ибо и среди академиков наших вузов не оказалось ни одного специалиста по данному направлению работы. И вот по причине, что якобы «у науки нет специалистов по проблеме интеллектуального развития личности» (!) работа кафедры была свернута…

 Но нет худа без добра! Зато теперь вскрылась истинная причина социальных бед и пороков и действительное положение дел с культурностьюинтеллектом!) тех слоев, которые нами управляли при советской власти и которые взялись управлять теперь. Эта культурность (интеллект!) целиком и полностью определяется культурностью (интеллектом!) существующей системы образования, но которая, как известно, с 60-х годов прошлого столетия сама пребывает в интеллектуальном кризисе! Однако главная беда заключается в том, что ее руководители разговорами о 12-ти летнем образовании создают лишь видимость того, что они действительно хотят изменить существующее положение дел к лучшему.

И кто скажет, куда теперь следует обращаться, чтобы продолжить начатое дело, в котором, как было сказано, заключено «будущее наших детей, нашей страны и нации»? Интересно бы узнать, что может сказать по этому поводу наша народная надежда и опора - Президент РФ или его административная и правительственная команды?

 

              2.11.2002 г.                    



Hosted by uCoz