АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

Матурского

 

КАК ЗАКАЛЯЮТ СТАЛЬ,

или Еще раз о

ЧЕЛОВЕКЕ и национальной

Системе Воспитания и Образования.

 

Одна из самых главных задач заключается

 в том, чтобы народу становилось больше;

чтобы народ становился лучше.

Патриарх Кирилл

Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются.

Эразм Роттердамский

…Гвозди бы делать из этих людей,

не было б на свете крепче гвоздей…

В.В.Маяковский

 

У аналитиков проблем общественного развития есть такой вот забавный для нас термин – «производительность общественного труда»! Почему «забавный»? - потому что о сем предмете давно уже у нас нет и речи. Пресса, власть и законодатели прессуют наше сознание призывами к вере в бога, обогащению и развлечению. Но за счет чего? И как сочетаются эти три вещи?

Хочу сказать несколько слов не столько о труде как таковом, сколько о производительности общественного труда (ПОТ)! То есть о том труде, достижения которого в отчетах обозначаются  пунктом: «Валовой Национальный Продукт» (или ВНП на душу населения).

Едва ли случайно, что в книге «Американский менеджмент на пороге ХХI века» (1990 г., авторы Грейсон Д. К., О'Делл К.) в забавном для нас разговоре о производительности труда достаточно выпукло обозначилась роль национальной системы образования, а о связи производительности и образования отчетливо прозвучало уже во Введении книги:

«Единственным, наиболее важным фактором развития американской экономики в будущем будет производительность. Именно производительность труда в большей степени, чем какой-либо другой фактор, определяет уровень жизни всей нации и является в долгосрочной перспективе наилучшим показателем экономической эффективности хозяйственного комплекса. История показывает, что лидер в области производительности в конце концов становится экономическим, военным и политическим лидером в мире.

США занимали положение мирового лидера в области производительности труда в течение почти столетия. Но в последние годы темпы роста производительности замедлялись как по сравнению с началом этого периода, так и по сравнению с основными зарубежными конкурентами. Ряд других стран вырвались здесь вперед. В последние тринадцать лет, с 1973 по 1986 г., Япония развивалась почти в 6 раз быстрее, Франция и ФРГ - в 4 раза и даже Англия в 3 раза быстрее, чем США Если эта тенденция сохранится, то пять стран, таких, как Канада, ФРГ, Франция, Норвегия и Бельгия, обгонят США по уровню производительности труда уже к концу нынешнего столетия, а Япония - через 15 лет, т.е. к 2003 г. 

Среди всех конкурентов наиболее опасным является, конечно, Япония. В настоящее время это вторая экономическая держава Запада и самый крупный кредитор. Семь из десяти крупнейших в мире банков – японские, и именно японские фирмы производят 50% мирового производства судов, 2/5 телевизоров и более 1/3 полупроводников. Для многих стран именно японская, а не американская система управления производством стала эталоном. Японских рабочих отличает высокий уровень образования, технологический опыт и стабильность. Япония создает уникальную, базирующуюся на самых передовых технологиях инфраструктуру, является лидером в области качества продукции, а по темпам роста производительности труда она обогнала в послевоенный период все другие страны».

Осталось заметить, что материал для книги собирался в 80-е годы, но уже в 90-е обозначился новый пример экономического чуда – Китай, даже не упоминаемый в книге в качестве серьёзного конкурента США. Но производительность труда китайцев сегодня потрясает и японцев и американцев. Нам остается сообразить, что руководители этой новой сверхдержавы сделали должные выводы именно из опыта соревнования США с Японией …

А Россия? Чем занята наша «боголюбивая» страна с нашей «боголюбивой» властью в лице её бравых командиров?

Ответ лежит на поверхности – эти командиры едва ли не с максимальными усилиями наращивают поставку ресурсов энергетики в эти самые страны – страны с самой высокой производительностью труда, повышая их и без того завидную конкурентоспособность и маневренность во Всемирной Торговой Организации (ВТО). Надо ли удивляться, что авторы книги именно в повышении производительности общественного труда увидели задачу конкуренции, чему и посвятили её заключительные строки. Хочу показать, как это у них сделано:

«Значение конкуренции

Эндрю Гроув из компании "Интел" пару лет назад сказал: "Самое главное в развитии нашей компании то, что она ни одного момента не существовала без конкурентов".

Уровень производительности труда достигает самых высоких отметок в условиях конкуренции и самых низких - при ее отсутствии. Конкуренция - стимул роста и развития. Энтузиазм конкурента может стать заразительным, а на его опыте можно поучиться. Протекционизм не сделает американскую экономику более эффективной. Мы должны не закрываться от конкурентов, а учиться у них, исправлять наши ошибки и развивать сильные стороны.

Мы советуем для начала посетить заводы и учреждения в США, которые сейчас перестраиваются. Затем сесть на самолет и полететь в Европу, Японию, Южную Корею. Посетить заводы, поговорить с рабочими, посмотреть конторы, побывать в школах. Из первых рук получить информацию, о своих конкурентах, а затем, по возвращении домой, действовать в соответствии с ситуацией.

Без конкуренции даже богатая страна может очень быстро прийти в упадок, не успев почувствовать признаки приближающейся угрозы.

Все зависит от нас ...

Уильям Дюран говорил: "Когда мы задаемся вопросом, что определяет нашу способность принять вызов, ответ состоит в том, что все зависит от того, есть ли в данный момент яркие индивидуальности с ясным умом и твердой волей ... способные эффективно действовать в новой ситуации".

Не надо делать ошибки - это не тот вызов, который был брошен в прошлом. Это - принципиально новый вызов в совершенно новой области. Это - игра по новым правилам, в которой участвуют новые игроки и которая идет совершенно в другом темпе. Соединенные Штаты должны не просто отреагировать, они должны найти правильный ответ.

Важно также помнить, что Америка ничего не делает. Делают американцы. Организации ничего не делают. Делают конкретные работники и руководители. Правительство ничего не делает. Делают избиратели, политики, государственные служащие.

Когда человек понимает, что ответственность несет он сам, а результат зависит непосредственно от него, он преображается.

Все зависит от нас - руководителей, профсоюзных лидеров, выборных представителей, государственных служащих, родителей, учителей и избирателей. От всех нас зависит, превратится ли программа изменений частного и государственного сектора Америки в реальность.

Сейчас, когда у нас остается еще две минуты, мы должны изменить план Америки на игру.

У многих американцев есть желание и готовность изменяться. Есть новое поколение руководителей и работников, которым нравятся условия борьбы, которые стремятся постоянно улучшать свою работу, которых вдохновляет идея производить первоклассные товары и услуги.

Возможности привести американскую экономику к такому состоянию, когда бы она развивалась со скоростью 2, 5% в год, существуют практически в любой организации США. Фирмам не нужно ждать государственных программ помощи, не нужно ждать кризиса, чтобы начать меняться. Вокруг них сколько угодно недостаточно используемых и недостаточно развитых человеческих ресурсов, которые необходимо довести до кондиции и пустить в дело…

Ничего не делается сразу

Как поворот танкера водоизмещением 50 тыс. тонн в открытом море, изменение направления развития экономики США потребует много времени. Для того чтобы обрести сегодняшнюю форму, потребовалось 20 лет. Еще 5-10 лет нужно для того, чтобы начать выходить из этой ситуации. Но можно с уверенностью сказать: ничего не произойдет, если мы не начнем действовать. А начинать надо сейчас, пока еще не поздно.

Отсрочек не будет

"Безжалостный клубок событий", по выражению Солженицына, заставляет американцев действовать так, как они должны. И главное, что определит исход дела, - производительность труда.

Мы твердо уверены, что если США не ответят на предупреждение в течение пяти ближайших лет, тогда придется повторить слова песни, которую Дон Мередит поет в случаях, когда исход футбольного матча уже ясен: "Гасите свет, закончен вечер". Еще не вечер. Как говорит Йога Берра, "ничего не закончилось до тех пор, пока не закончилось". Будьте наготове».

Можно еще раз перечитать подзаголовок «Всё зависит от нас», чтобы проникнуться пониманием того, о чем идет речь. А речь идет и о нас с вами, если мы тоже не хотим оказаться вечно плетущимися в хвосте мировых событий. И если мы принимаем решение принять участие в конкуренции через повышение ПОТ, это означает, что мы все вместе, а равно и каждый из нас, тоже должны проникнуться пониманием важности проблемы и начать немедленно менять наше наплевательское отношение к вопросам воспитания и образования Человека. И кто знает, сколько «минут» осталось еще у нас?

Однако для нас важнее всего понять, что производительность общественного труда начинается не с организации заводов, фабрик и бизнеса, а с эффективной работы национальной системы воспитания и образования. Именно здесь корень всех проблем общества и всех проблем человека. Но именно здесь все ещё нет общепринятой Модели выпускника школы - как Личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении (о которой мечтал академик РАО Беспалько В. П. еще в 80-е годы). Именно потому у нас всё ещё нет достойной системы образования.

И именно поэтому я беру на себя смелость еще и еще раз выставлять на всеобщее обозрение своё «изобретение» - Хроматическую Модель выпускника школы – Школы ХХI века. Пусть люди привыкают её видеть, но не просто как Модель, а именно как Основной Закон Человека, с одной стороны, и как Основной Закон Государства – с другой. Памятуя, что Законы требуют уважения и неукоснительного исполнения и что Государство не может, не должно быть равнодушным к Человеку. И пусть не просто привыкают видеть эту Модель, но пусть ищут в ней несовершенство и предлагают пути совершенствования! Опираясь при этом на главное – ЦВЕТА РАДУГИ! Как вечное знамение Вечного Завета!

«Модель выпускника школы – Школы ХХI века»

Но оставим библейский Вечный завет и его знамение в покое. Пока…

…У специалистов, работающих в области научной термообработки металла, есть выражения: «цвета каления» и «цвета побежалости». Они знают, что термообработку проходят едва ли не все детали машиностроения, изготовленные из стали, ибо она повышает в разы их качество и долговечность работы. Если сравнить, система образования исполняет ту же роль: повышение качества и долговечности жизни человека, что легко доказывается наличием старожилов и подтверждается значительным различием долгожительства в развитых и отсталых странах. Это факт - в развитых странах качественнее и система образования и в них, соответственно, проживает большее число долгожителей.

Замечено, что долгожительство весьма существенно и напрямую сопряжено с трудовой и творческой деятельностью человека, участвующего в общем деле духовной жизни общества. Именно эта сторона «тайны человека» - духовность Личности, участвующей в трудовых, экономических и политических отношениях - нашла отражение и в нашей хроматической таблице Модели.

Данное обстоятельство наталкивает и на такую мысль, что эти две вещи - долгожительство и производительность общественного труда (ПОТ) - имеют самое непосредственное отношение одно к другому.

Наверное, уже здесь есть о чем пофантазировать и над чем весело посмеяться, но обратим внимание, что любой из нас может привести хотя бы пару показательных примеров из нашей жизни – в русле обозначившейся темы производительности (читай - трудолюбия) и долгожительства. Однако не менее интересной оказывается параллель между темой термообработки (деталей машин) и темой воспитания и образования (Человека). И потому здесь едва ли случайной оказывается наша картинка, на которой основные цвета спектра соответствуют, с одной стороны, граням человеческих качеств Личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении, а с другой – «цветам каления» и «цветам побежалости» при термообработке стали.

Заметим: прежде чем деталям будущей машины поступить на закалку, они, согласно технологии, проходят обработку, начиная, может быть, со стадии обогащения руды, содержащей собственно железо. А из руды выплавляется сталь, с содержанием определенного количества углерода, от недостатка или излишек которого получается и разное качество детали. И, наконец, последующая обработка – термообработка для повышения прочности, стойкости и … долгожительства.

Но разве не так же и с человеком, пребывающим в состоянии ребенка в стадиях детство, отрочество и юность? При отсутствии надлежащей системы воспитания и образования, чем отличить детей от той же руды под названием «человеческий материал», с которым надо ещё ох как повозиться, прежде чем из него получится то, что надо – именно Личность, гармонично развитая в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении? И так сложилось, что процесс начинается с «обогащения», т.е. с интеллектуального воспитания ребенка через приобщение его к человеческой культуре посредством постижения им искусства живописи и искусства музыки и искусства слова. И все это вместе до тех пор, пока ребенок не овладеет речью. То есть во весь дошкольный период. Если этого не сделать за предоставленное природой время – период детства, то едва ли следует ожидать, что из ребенка получится «естественным путем» что-либо стоящее, когда он окунется в наш «железный век»…

В период отрочества (до 14 лет) ребенок должен развиться физически и умственно, психически и эмоционально, насыщен знаниями о природе и о себе самом. Ясно, что этот «человеческий материал» требует уже новых специалистов для работы с ним, а стало быть, и новых знаний этих специалистов «о себе самих»…

Наконец, юность (до 21 года)! Период «термообработки» в тигле общественных производственных отношений, главными в которых являются Труд, Экономика и Политика. Именно здесь, где – Русский дух, где Русью пахнет! – из «человеческого материала» пестуется и куётся Личность, гармонично развитая в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении, пригодная для свободного плавания в бушующем океане жизни…

Как учат мудрые люди: «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» (Р. Эмерсон). То же можно сказать и о природе человека. Если не дать ребенку правильного воспитания, то из него вырастет не обязательно человек, а всего лишь человекоподобное существо того или иного пола, способное уничтожить своего учителя. Но также замечено: «Каждый человек в чем-то превосходит другого; и в этом смысле каждому есть чему поучиться у другого» (Р. Эмерсон).

Или как замечено: «Мы сами создаем окружающий нас мир. Мы получаем именно то, что заслуживаем. Как же мы можем обижаться на жизнь, которую создали для себя сами? Кого винить, кого благодарить, кроме самих себя? Кто, кроме нас, может изменить ее, как только пожелает?» (Р. Бах).

Как видим, и здесь звучат те же призывы: всё должны делать мы сами, не надеясь ни на Бога, ни на Царя, ни на Героя, ведь у каждого из них свои проблемы. Мы вместе и каждый из нас уже вполне адекватно можем оценить бесценный опыт комплексного формирования Личности детей и подростков, накопленный академиком Российской Академии Образования Михаилом Петровичем Щетининым в его Русской Школе в Золотой Долине под Геленджиком. Ведь там уже сорок лет он ведет педагогический процесс, вполне совпадающий с названием «Как закалялась сталь» (вспомним здесь опыт легендарного Николая Островского). «Гвозди бы делать из этих людей…» - вспоминается рифма другого глашатая перестройки. О том же и Патриарх Кирилл с его главной задачей, «чтобы  людей было больше и чтобы людей сделать лучше»…

…На днях СМИ сообщили, что на одной из встреч какой-то студент запустил в Министра ОбрНауки яйцом, выражая протест против его политики развала нашей системы образования. Но вспомним: О.Долженко, признанный авторитет в области образования, давно уже поведал миру, что нашу школу реформировать невозможно, и что «единственное её место – в музее деградации человеческой культуры». Видимо, Министр как раз этим делом и занимается. )

Конечный вопрос, однако, в том, как поднять производительность общественного труда для победы нового общественного строя? Ответ - в опыте Школы академика Щетинина, где на сегодня самая высокая в мировой системе образования производительность труда.

25.10.10.                                                                          

 

P.S.

Однако как выразилась одна знаменитость:

Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. (Р. Эмерсон).

Эти бы слова да в головы руководителям нашей страны…



 

 

 

 

Hosted by uCoz