АКАДЕМИЯа
САМОПОЗНАНИЯ
Передо
мной Ц
вырезка из
газеты
лСобеседник╗
за
Итак,
лТретья жизнь
Ницше╗Е
Ловлю
себя на том, что
ничего не
знаю ни о
первой, ни о
второй лжизнях╗
этого титана,
некогда
бросившего
вызов могущественному
лобщественному
мнению╗. Желая
хоть
что-нибудь
почерпнуть о
нем у сведущих,
я узнаю, что
сведения эти
отмечаются
двумя
знаками Ц от
крайних
лплюсов╗ до
крайних лминусов╗.
Но, как
известно: лВ
бесконечности
крайности
сходятся╗
(Гегель),
потому вижу,
что эти
крайности Ц
плюсы и
минусы -
сливаются в
сплошное
месиво,
отчего и возникает
вся
сложность в
понимании
всей глубины
души и
интеллекта
этой
исторической
личностиЕ
Бросается в
глаза, что
главным
лнегативом╗ Ницше
выставляется
лобщее
мнение╗ о его
философии
как предтече
идеологии
немецкого
национал-социализма,
перешедшей
затем в
идеологию
фашизмаЕ
Весьма
примечательно
и то, что к
общему хору
обвинений,
выдвигаемых
против
философа, примкнули
и
представители
марксизма.
Сначала
якобы
Ф.Меринг и
Г.Плеханов, а
затем и другие
лмарксисты╗
из советских
научно-идеологических
и партийных
кругов. Они
тоже
лувидели╗ в
нем провозвестника
германского
нацизма (См.,
например,
Философский
Энциклопедический
Словарь. М., 1989,
с.423)Е
Однако, на
наш взгляд,
Маркс, не
только предвидевший,
но и научно
обосновавший
неизбежность
социалистической
революции,
навряд ли
поддержал бы
таких лмарксистов╗.
Как будто он
не понимал,
что никакая
революция
без лидера,
без
лсверхчеловека╗
во главе не
только
невозможна,
но и вообще
немыслима.
Как сказал
поэт:
лНарод
родной, ты
истекаешь
кровью!
О,
если б у тебя
нашелся друг,
Который,
наклонясь
к тебе с
любовью,
С
себя бы сбросил
бремя
страшных мук!
Но
нет егоЕ╗ааааааааааааа
(К.Бальмонт)
Также в
вину
философу
ставятся его
призывы к
разрушениюа
существующего
уклада жизни,
созданного
ушедшими
поколениями
предков,
вспоминая
его любимую
цитату:
лКарфаген должен
быть
разрушен╗.
Конечно же,
всякий благоразумный
обыватель
будет против
такого
призыва, но
ведь не про
него, не про
благоразумного
обывателя, в
свое время
были произнесены
бессмертные
слова поэта:
лПрирода-мать,
когда б таких
людейаа
Ты
иногда не
посылала
миру, -
Заглохла
б нива жизниЕ╗
На наш
взгляд,
личность
Ницше это и
есть лдар
природы╗
благодаря
которым
жизнь может развиваться,
обязательно
совершенствуясьЕ
На наш
сторонний
взгляд,
когда
страсти
вокруг имени
философа Ц
стихийно
возобновляющиеся
по случаю
каких-либо
круглых его
дат (жизни
или смерти) -
утихают,
можно
пытаться
дать новое,
современное, толкование
феномену по
имени
лФридрих Вильгельм
Ницше╗. Не
исключено,
что эта
оценка может
вызвать
непонимание
или даже
решительный
протест
против лвольного
толкования╗,
но ведь никто
не отнимает
права
возразитьЕ
лНаш
сторонний
взгляд╗ Ц это
взгляд
автора
данной
статьи,
бывшего заведующего
научно-исследовательской
лабораторией
лИнститут
Человека╗ (1993-1994), в
структуре
бывшего
областного
Челябинского
института
повышения
квалификации
работников
образования
(ЧИПКРО).
Именно здесь
родилась Модель
выпускника
школы ХХI века (на
основе им же
разработанной
Воображаемой
Модели
Идеального
Человека). С
получением
на неё
положительных
отзывов из
Общероссийской
академии человековеденияа (Нижний
Новгород - 1994) и
Международной
Академии
Бизнеса и
Банковского
дела (Тольятти
-1994), ведущими
специалистами
Глав УО области
во главе с
первым замом
начальника
Глав УО, Ю.Г.Красовитовым,
был
разработан
Проект
инновационной
школы. В
Проекте были
предусмотрены
семь кафедр,
и в том числеа первая
в системе образования,
-
экспериментальная
неклассическая
школьная кафедра
интеллектуального
развитияЕ
В том же 1994
году
началась
реализация
Проекта, и
уже к концу
года были
открыты все
кафедры,
кроме кафедры
интеллектуального
развития!
Из ответа
одного из
бывших
проректоров
педагогического
университета
узнаём, что: лсоветская
система
образования
не готовила и
не готовит
специалистов
по интеллектуальному
воспитанию
ребенка╗, и в
реестре
учебных
предметов
такого нетЕ
Руководителям
педагогического
эксперимента
пришлось
обратиться к
автору
лМодели Выпускника
школы ХХI века╗,
назначив его
заведующим
лнеклассической╗
кафедры, о
чем
свидетельствует
последняя
запись в его
трудовой
книжке,
сделанная в 1995 годуЕ
Естественно,
сразу же
возникла
острая необходимость
в
определении
понятия
линтеллект╗!
Уже к концу
года совет
кафедры
принял и
утвердил
научно-философское
определение
этого
понятия,
варианты
которого
были
неоднократно
лозвучены╗ в
том же году
на школьных,
городских и
областных
научно-практических
семинарах-конференциях,
организуемых
школой и
кафедрой. И
вот наш
окончательный
вариант:
лИнтеллект
есть философская
категория,
определяющая
способность
человека
отображать
действительность
при
посредстве
Искусства
Живописи,
Искусства
Музыки и
Искусства
Слова╗. Всё! Ни
одного
лишнего
слова, как и
ни одного
недостающегоЕ
В 1997 году с
определением
понятия линтеллект╗
были
ознакомлены
участники и
организаторы
Всероссийской
конференции,
проводимой
ежегодно
Уральским
социально-экономическим
институтом
от
Российской Академии
Труда и
Социальных
Отношений (УрСЭИ АТ и
СО)Е
Однако
выяснилось,
что наши
ученые
оказались не
готовыми к
восприятию и
признанию
предлагаемого
определения!
Возникшее лучёное
непризнание╗
скоро
распространилось
на основную
массу
учителей-предметников
школы, а
затем и на управленцев.
Но ведь в
любом
современном
обществ ученый,
учитель
и управленец
составляют
его главную
организующую
силу,
обеспечивающую
или прогресс
или регресс этого
общества! И
вот вся эта
сила
оказалась в
Ешоке от
нашей столь
простой и
точной трактовки
понятия
линтеллект╗!
Возникшее
от шока лучёное
молчание╗
означало:
негласно
решается
вопрос, лпущать
или не пущать╗
предложенное
кафедрой
определение
интеллекта в
жизнь?
Поскольку
оно
оказалось не
по душе не
только для
ученого,
учителя и
управленца,
так любящих
прикрываться
лобщественным
мнением╗, но и
для самого
общественного
мнения,
которое они
же формируют
и против лживости
которого
собственно и
направлена вся
философия
Фридриха
Ницше! С
закрытием кафедры
стало ясно: по
молчаливому
соглашению
ученых,
учителей и
чиновников принято
негласное
решение: не пущать!? Как
некогда
служители
церкви не пущали
Коперника
или Галилея,
свидетельствующих
против
Птолемея, или
как светила
медицины не пущали
Федорова или Илизарова
с их новыми
методами
лечения глаз
или ногЕ
Конечно,
никто не
может ученым
запретить и дальше
не
признавать
нашего определения
интеллекта
или закрыть
его (лЗакрыть
Америку!╗)! Но
точно так же
им не отменить
самого факта
его
существования
как бы этого
кому из них
ни хотелось
(лНо кажется,
сие от меня
не зависитЕ╗)Е
*а
*а *
Теперь
возникает
вопрос: с
какой это
стати и зачем
мы в статье,
посвященной
философу
второй
половины ХIХ века Ц Фридриху
Ницше,
вспомнили
вдруг о своей
ллюбимой╗
проблеме и
закрытой в 1996
году
школьной кафедре
интеллектуального
развития?..
На этот
вопрос можно
ответить так.
Да потому и
вспомнили,
что
философский
и провидческий
гений Ницше
до сих пор
остается
загадкой для
исследователей
его
творчества - лницшеведов╗:
откуда такие
фантастические
способности
(не случайно
иногда в
переписке с
друзьями он
позволял
именовать
себя лпервым
умом эпохи╗!) у
этого
выходца из
семьи
потомственных
богослужителей?
Однако
достаточно
лпримерить╗
наше определение
интеллекта к
социальному
лпортрету╗ Ницше
и вся
сложность
понимания
исчезает сама
собой,
поскольку
перед нами
открывается
потрясающая
истина, смысл
которой в краткой
форме можно
выразить
следующей фразой:
Главной
особенностью
типологии
личности
Ницше
является его
лголый╗
интеллект, или ещё
лучше
сказать, голимый
интеллект!
а
Говоря
иначе,
интеллект
Ницше был
настолько
развит, что
это развитие
можно
определить двумя
словами: или
как
лидеальное╗,
или как лчрезмерное╗.
Разумеется,
не в
негативном
смысле, а в
сравнении с
физическим и
духовным
развитием
самого же
философа...
Ведь хорошо
известно, что
именно физическое
здоровье, а
потом и духовное
оказались
настолько
ущербными и
недоразвитыми
по сравнению
с интеллектом,
что как раз
они-то и не
выдержали
того творческого
образа жизни,
который вел
философЕ
И вот
теперь, с
получением
нашего
определения
понятия
линтеллект╗,
стало видно,
что главным
достоинством
философа был уровень
его интеллектуального
воспитания и
развития, в
котором, как
показывает
история, ему
не было
равных. Этот
интеллект
был высоким и
развитым
именно
потому, что Фридрих
Вильгельм
Ницше был
непревзойденным
мастером
художественного
Образа, великим
чародеем
исполнительской
Музыки,
Мастером
точного
Слова. Этим
багажом он
владел в
совершенстве,
именно этот
багаж
определил
его жизнь,
судьбу и
личное
бессмертиеЕ
Итак, еще
раз обратим
внимание на
следующие три
факта: наш
герой был
исключительно
глубок и всесторонен
в интеллектуальном
отношении по трем
признакам.
Во-первых, он -
блистательный
мастер слова
(профессор
филологии в 24
года!),
во-вторых, он
виртуозный
мастер
фортепьянного
исполнения музыкальных
композиций
ведущих
композиторов
своего времени
(великий
Р.Вагнер - его
друг!)!
В-третьих, он
же - неподражаемый
мастер художественного
образа
человека
(например,
образа
лсверхчеловека╗,
данный в
притчах
Заратустры!)Е
И потому
неудивительно,
что главным делом
его жизни
стала подлинная
философия,
подчиненная
решению
основной
задачи
философии Ц познанию
человека как
истины и
проектированию
лсверхчеловека╗,
способного к
окончательному
преодолению
в себе лдочеловеческого╗,
т.е.
животно-звериного,
состоянияЕ
При этом
философия
стала не
просто его делом,
а стала его
крестом,
крестом
тяжким, под
гнетом
которого его
душа однажды
не выдержала.
И не дотянув
и до 50 лет, она
сломалась,
как в наше
время
ломаются
вдруг
перегруженные
стальныеа механизмыЕ
Кто знает,
если бы этот
организм
каким-то образом
умел
избегать нервно-напряженных
перегрузок,
возможно, его
хватило бы не
на одну, а на
несколькоа наших
столь
обычных
серых жизней.
Впрочем, правомерно
ли нам
говорить о
нем в прошедшем
времени?..
Для ответа
надо знать,
сколько
лдушевнобольных╗
сегодня
томятся в
психушках
самых
развитых
стран мира,
определяющих
его лицо!
Несомненно,
их в десятки
и сотни раз
больше, чем
было во
времена
Ницше.
Причина одна:
это дает о
себе знать ранее
неизвестное,
а теперь не
признаваемое
учеными
наше
научно-философское
определение понятия линтеллект╗.
Оно желает
заявить о
своем праве
на жизнь, его
не пускают, и
оно начинает
портиться,
лпротухать╗
уже в
человеке как
протухает
вода в
колодце, из
которого
люди вдруг
перестали
брать воду.
Тогда
говорят:
колодец
протух.
Очевидно,
так,
лпротухая╗,
гибнет и
человек.
Вспомним
поэтическое:
лКто
доброй
влагою налит,
Жив,
пока народ
поит╗Е
Наконец,
становится
ясным и ответ
на вопрос:
почему Ницше
главным
врагом своим
и всего рода
человеческого
объявил человеческую
ложь и
насквозь
лживое общественное
мнение?
Потому что
лживые
утверждения
и ложные представления
делают
фальшивыми
жизненные
ценности
человека,
превращая
добро во зло,
плодя лишь
его и сея
смерть
внутри себя в
отношении
линакомыслящих╗
индивидовЕ
И потому
художники
вынуждены
прибегать к иносказанию
(искажению) в
Искусстве
Живописи, создавая
пресловутый
лабстракционизм╗,а
лавангард╗,
лимпрессионизм╗,
в Искусстве
Музыки
музыканты и
композиторы
вынуждены
изобрести
лжелезный
рок╗, лджаз╗,
лшлягер╗. В Искусстве
Слова
(поэзии,
литературе и
философии) Ц
аллегории,
иносказания,
фантастику,
сказки, басни
и притчи,
только бы не
показывать
истинного
положения
дел в
интеллектуальном
отношении
человека
(прежде всего
ученого,
учителя,
руководителя),
не называть
вещи своими
именами и не
указывать
истинной причины
столь
бедственного
состояния
всего рода
человеческогоЕ
Эту причину
вскрыл
феномен
Ф.Ницше! Но не
столько
своей
философией
самопознания
или познания
истины (эти
проблемы не
дались и ему),
сколько
фактом своей действительной
жизни
человека,
обладающего
действительно
интеллектом,
а не только
как все
прочие Ц умом, разумом
и хитростью
как первым
признаком homo sapiens. Так что
можно
подвести
некий итог:
вовсе не
случайно ХХI
век
начинается с
восстановления
интереса к
феномену
Ницше как первому
представителю
возрождающейся
человеческой
расы со всеми
тремя
основнымиа
признаками homo intellectuales Ц (человека
интеллектуального),
т.е.
способностями
человека в Искусстве
Живописи,
Искусстве
Музыки, Искусстве
СловаЕ
К сожалению,
и здесь
лпервый блин╗ оказался
лкомом╗. Попробуй
разбери, где
начало, а где
конец
лсверхчеловека╗
Ницше, если
бы не наша
лМодель
выпускника
школы ХХI века╗. И только
теперь
становится очевидным:
начало
Человека (лсверхчеловека╗)
есть его
ИНТЕЛЛЕКТ, воспитанный
на ИСКУССТВЕ
древнейшего
СИМВОЛА
ЧЕЛОВЕКА, в
качестве
которого как
раз и
выступают
Искусство
Живописи,
Искусство
Музыки,
Искусство
Слова. Не
будь этих
символов, не
было бы и
человекаЕ
Осталось
заметить, что
ни в одном из
так
называемых лдуховных╗
или лестественнонаучных╗
учений этого предмета
- интеллекта
- нельзя
найти в чистом
виде, но
именно из них
только - и
только философски
- он и выводится
на
чистую водуЕ
Но именно о нём
- весь лопыт
Ницше╗, так и
не нашедший применения,
поскольку этот
линтеллектуальный,
слишком
интеллектуальный╗
отшельник сделался
лгадким
утенком╗ и потому
сошел с ума,
что так и не
нашел себе
равных в
интеллектуальном
развитииЕ
Именно
такой
философский вывод
можно
сделать из лопыта
Ницше╗, но
гораздо полезнее
будет другой. Философ, слишком
глубоко
забравшись в
проблему самопознания,
однако так и
не сумел
выделить в
ней линтеллектуального╗,
чтобы
опереться на
него как на
некий фундамент
обеими
ногами и
начать
возводить на
нем лИнститут
Человека╗. То
есть вместо
того, чтобы
начать
распространять
вокруг себя свой
опыт
интеллектуальной
жизни, привлекая
всё большее
число
желающих
следовать
ему, философ вдруг
отграничил
себя от
общества и
занялся его лразрушением╗,
обрушив всю свою
интеллектуальную
мощь на его лсвятыни╗
и лценности╗,
доставшиеся от
предков. Иначе
говоря, не
дав четкого и
ясного
представления
о лслишком человеческом╗
(лсверхчеловеке╗),
он взялся третировать
всё лчеловеческое╗.
То есть всё,
что с таким
трудом было добыто
к тому
времени
через
религиозное
или научное
мировоззрениеЕ
Но в этом не
вина Ницше, а
беда его, ибо
хорошо было
сказано
одним из поклонников
в его честь: лБезумству
храбрых
поём мы песню!╗Е
а
26.09.2004.ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа С
любовью, А.МатурскийЕ