аааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааа

АКАДЕМИЯа САМОПОЗНАНИЯ

А.Матурский

 

О ФРИДРИХЕ НИЦШЕ ЗАМОЛВИТЬ БЫ СЛОВОЕ

 

Передо мной Ц вырезка из газеты лСобеседник╗ за 1989 г. со статьей А. Овчаренко и К. Михайлова лТретья жизнь Фридриха Ницше╗, оставленная на лпотом╗. И вот через 15 лет! это лпотом╗ наступилоЕ

 

Итак, лТретья жизнь Ницше╗Е

Ловлю себя на том, что ничего не знаю ни о первой, ни о второй лжизнях╗ этого титана, некогда бросившего вызов могущественному лобщественному мнению╗. Желая хоть что-нибудь почерпнуть о нем у сведущих, я узнаю, что сведения эти отмечаются двумя знаками Ц от крайних лплюсов╗ до крайних лминусов╗. Но, как известно: лВ бесконечности крайности сходятся╗ (Гегель), потому вижу, что эти крайности Ц плюсы и минусы - сливаются в сплошное месиво, отчего и возникает вся сложность в понимании всей глубины души и интеллекта этой исторической личностиЕ

 

Бросается в глаза, что главным лнегативом╗ Ницше выставляется лобщее мнение╗ о его философии как предтече идеологии немецкого национал-социализма, перешедшей затем в идеологию фашизмаЕ

 

Весьма примечательно и то, что к общему хору обвинений, выдвигаемых против философа, примкнули и представители марксизма. Сначала якобы Ф.Меринг и Г.Плеханов, а затем и другие лмарксисты╗ из советских научно-идеологических и партийных кругов. Они тоже лувидели╗ в нем провозвестника германского нацизма (См., например, Философский Энциклопедический Словарь. М., 1989, с.423)Е

 

Однако, на наш взгляд, Маркс, не только предвидевший, но и научно обосновавший неизбежность социалистической революции, навряд ли поддержал бы таких лмарксистов╗. Как будто он не понимал, что никакая революция без лидера, без лсверхчеловека╗ во главе не только невозможна, но и вообще немыслима. Как сказал поэт:

 

лНарод родной, ты истекаешь кровью!

О, если б у тебя нашелся друг,

Который, наклонясь к тебе с любовью,

С себя бы сбросил бремя страшных мук!

Но нет егоЕ╗ааааааааааааа (К.Бальмонт)

 

Также в вину философу ставятся его призывы к разрушениюа существующего уклада жизни, созданного ушедшими поколениями предков, вспоминая его любимую цитату: лКарфаген должен быть разрушен╗. Конечно же, всякий благоразумный обыватель будет против такого призыва, но ведь не про него, не про благоразумного обывателя, в свое время были произнесены бессмертные слова поэта:

 

лПрирода-мать, когда б таких людейаа

Ты иногда не посылала миру, -

Заглохла б нива жизниЕ╗

 

На наш взгляд, личность Ницше это и есть лдар природы╗ благодаря которым жизнь может развиваться, обязательно совершенствуясьЕ

 

На наш сторонний взгляд, когда страсти вокруг имени философа Ц стихийно возобновляющиеся по случаю каких-либо круглых его дат (жизни или смерти) - утихают, можно пытаться дать новое, современное, толкование феномену по имени лФридрих Вильгельм Ницше╗. Не исключено, что эта оценка может вызвать непонимание или даже решительный протест против лвольного толкования╗, но ведь никто не отнимает права возразитьЕ

 

лНаш сторонний взгляд╗ Ц это взгляд автора данной статьи, бывшего заведующего научно-исследовательской лабораторией лИнститут Человека╗ (1993-1994), в структуре бывшего областного Челябинского института повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО). Именно здесь родилась Модель выпускника школы ХХI века (на основе им же разработанной Воображаемой Модели Идеального Человека). С получением на неё положительных отзывов из Общероссийской академии человековеденияа (Нижний Новгород - 1994) и Международной Академии Бизнеса и Банковского дела (Тольятти -1994), ведущими специалистами Глав УО области во главе с первым замом начальника Глав УО, Ю.Г.Красовитовым, был разработан Проект инновационной школы. В Проекте были предусмотрены семь кафедр, и в том числеа первая в системе образования, - экспериментальная неклассическая школьная кафедра интеллектуального развитияЕ

 

В том же 1994 году началась реализация Проекта, и уже к концу года были открыты все кафедры, кроме кафедры интеллектуального развития! Из ответа одного из бывших проректоров педагогического университета узнаём, что: лсоветская система образования не готовила и не готовит специалистов по интеллектуальному воспитанию ребенка╗, и в реестре учебных предметов такого нетЕ

 

Руководителям педагогического эксперимента пришлось обратиться к автору лМодели Выпускника школы ХХI века╗, назначив его заведующим лнеклассической╗ кафедры, о чем свидетельствует последняя запись в его трудовой книжке, сделанная в 1995 годуЕ

 

Естественно, сразу же возникла острая необходимость в определении понятия линтеллект╗! Уже к концу года совет кафедры принял и утвердил научно-философское определение этого понятия, варианты которого были неоднократно лозвучены╗ в том же году на школьных, городских и областных научно-практических семинарах-конференциях, организуемых школой и кафедрой. И вот наш окончательный вариант:

лИнтеллект есть философская категория, определяющая способность человека отображать действительность при посредстве Искусства Живописи, Искусства Музыки и Искусства Слова╗. Всё! Ни одного лишнего слова, как и ни одного недостающегоЕ

 

В 1997 году с определением понятия линтеллект╗ были ознакомлены участники и организаторы Всероссийской конференции, проводимой ежегодно Уральским социально-экономическим институтом от Российской Академии Труда и Социальных Отношений (УрСЭИ АТ и СО)Е

 

Однако выяснилось, что наши ученые оказались не готовыми к восприятию и признанию предлагаемого определения! Возникшее лучёное непризнание╗ скоро распространилось на основную массу учителей-предметников школы, а затем и на управленцев. Но ведь в любом современном обществ ученый, учитель и управленец составляют его главную организующую силу, обеспечивающую или прогресс или регресс этого общества! И вот вся эта сила оказалась в Ешоке от нашей столь простой и точной трактовки понятия линтеллект╗!

 

Возникшее от шока лучёное молчание╗ означало: негласно решается вопрос, лпущать или не пущать╗ предложенное кафедрой определение интеллекта в жизнь? Поскольку оно оказалось не по душе не только для ученого, учителя и управленца, так любящих прикрываться лобщественным мнением╗, но и для самого общественного мнения, которое они же формируют и против лживости которого собственно и направлена вся философия Фридриха Ницше! С закрытием кафедры стало ясно: по молчаливому соглашению ученых, учителей и чиновников принято негласное решение: не пущать!? Как некогда служители церкви не пущали Коперника или Галилея, свидетельствующих против Птолемея, или как светила медицины не пущали Федорова или Илизарова с их новыми методами лечения глаз или ногЕ

 

Конечно, никто не может ученым запретить и дальше не признавать нашего определения интеллекта или закрыть его (лЗакрыть Америку!╗)! Но точно так же им не отменить самого факта его существования как бы этого кому из них ни хотелось (лНо кажется, сие от меня не зависитЕ╗)Е

 

*а *а *

Теперь возникает вопрос: с какой это стати и зачем мы в статье, посвященной философу второй половины ХIХ века Ц Фридриху Ницше, вспомнили вдруг о своей ллюбимой╗ проблеме и закрытой в 1996 году школьной кафедре интеллектуального развития?..

 

На этот вопрос можно ответить так.

Да потому и вспомнили, что философский и провидческий гений Ницше до сих пор остается загадкой для исследователей его творчества - лницшеведов╗: откуда такие фантастические способности (не случайно иногда в переписке с друзьями он позволял именовать себя лпервым умом эпохи╗!) у этого выходца из семьи потомственных богослужителей?

Однако достаточно лпримерить╗ наше определение интеллекта к социальному лпортрету╗ Ницше и вся сложность понимания исчезает сама собой, поскольку перед нами открывается потрясающая истина, смысл которой в краткой форме можно выразить следующей фразой:

Главной особенностью типологии личности Ницше является его лголый╗ интеллект, или ещё лучше сказать, голимый интеллект!

а

Говоря иначе, интеллект Ницше был настолько развит, что это развитие можно определить двумя словами: или как лидеальное╗, или как лчрезмерное╗. Разумеется, не в негативном смысле, а в сравнении с физическим и духовным развитием самого же философа...

Ведь хорошо известно, что именно физическое здоровье, а потом и духовное оказались настолько ущербными и недоразвитыми по сравнению с интеллектом, что как раз они-то и не выдержали того творческого образа жизни, который вел философЕ

 

И вот теперь, с получением нашего определения понятия линтеллект╗, стало видно, что главным достоинством философа был уровень его интеллектуального воспитания и развития, в котором, как показывает история, ему не было равных. Этот интеллект был высоким и развитым именно потому, что Фридрих Вильгельм Ницше был непревзойденным мастером художественного Образа, великим чародеем исполнительской Музыки, Мастером точного Слова. Этим багажом он владел в совершенстве, именно этот багаж определил его жизнь, судьбу и личное бессмертиеЕ

 

Итак, еще раз обратим внимание на следующие три факта: наш герой был исключительно глубок и всесторонен в интеллектуальном отношении по трем признакам. Во-первых, он - блистательный мастер слова (профессор филологии в 24 года!), во-вторых, он виртуозный мастер фортепьянного исполнения музыкальных композиций ведущих композиторов своего времени (великий Р.Вагнер - его друг!)! В-третьих, он же - неподражаемый мастер художественного образа человека (например, образа лсверхчеловека╗, данный в притчах Заратустры!)Е

И потому неудивительно, что главным делом его жизни стала подлинная философия, подчиненная решению основной задачи философии Ц познанию человека как истины и проектированию лсверхчеловека╗, способного к окончательному преодолению в себе лдочеловеческого╗, т.е. животно-звериного, состоянияЕ

 

При этом философия стала не просто его делом, а стала его крестом, крестом тяжким, под гнетом которого его душа однажды не выдержала. И не дотянув и до 50 лет, она сломалась, как в наше время ломаются вдруг перегруженные стальныеа механизмыЕ

Кто знает, если бы этот организм каким-то образом умел избегать нервно-напряженных перегрузок, возможно, его хватило бы не на одну, а на несколькоа наших столь обычных серых жизней. Впрочем, правомерно ли нам говорить о нем в прошедшем времени?..

 

Для ответа надо знать, сколько лдушевнобольных╗ сегодня томятся в психушках самых развитых стран мира, определяющих его лицо! Несомненно, их в десятки и сотни раз больше, чем было во времена Ницше. Причина одна: это дает о себе знать ранее неизвестное, а теперь не признаваемое учеными наше научно-философское определение понятия линтеллект╗. Оно желает заявить о своем праве на жизнь, его не пускают, и оно начинает портиться, лпротухать╗ уже в человеке как протухает вода в колодце, из которого люди вдруг перестали брать воду. Тогда говорят: колодец протух. Очевидно, так, лпротухая╗, гибнет и человек. Вспомним поэтическое:

 

лКто доброй влагою налит,

Жив, пока народ поит╗Е

 

Наконец, становится ясным и ответ на вопрос: почему Ницше главным врагом своим и всего рода человеческого объявил человеческую ложь и насквозь лживое общественное мнение? Потому что лживые утверждения и ложные представления делают фальшивыми жизненные ценности человека, превращая добро во зло, плодя лишь его и сея смерть внутри себя в отношении линакомыслящих╗ индивидовЕ

 

И потому художники вынуждены прибегать к иносказанию (искажению) в Искусстве Живописи, создавая пресловутый лабстракционизм╗,а лавангард╗, лимпрессионизм╗, в Искусстве Музыки музыканты и композиторы вынуждены изобрести лжелезный рок╗, лджаз╗, лшлягер╗. В Искусстве Слова (поэзии, литературе и философии) Ц аллегории, иносказания, фантастику, сказки, басни и притчи, только бы не показывать истинного положения дел в интеллектуальном отношении человека (прежде всего ученого, учителя, руководителя), не называть вещи своими именами и не указывать истинной причины столь бедственного состояния всего рода человеческогоЕ

 

Эту причину вскрыл феномен Ф.Ницше! Но не столько своей философией самопознания или познания истины (эти проблемы не дались и ему), сколько фактом своей действительной жизни человека, обладающего действительно интеллектом, а не только как все прочие Ц умом, разумом и хитростью как первым признаком homo sapiens. Так что можно подвести некий итог: вовсе не случайно ХХI век начинается с восстановления интереса к феномену Ницше как первому представителю возрождающейся человеческой расы со всеми тремя основнымиа признаками homo intellectuales Ц (человека интеллектуального), т.е. способностями человека в Искусстве Живописи, Искусстве Музыки, Искусстве СловаЕ

 

К сожалению, и здесь лпервый блин╗ оказался лкомом╗. Попробуй разбери, где начало, а где конец лсверхчеловека╗ Ницше, если бы не наша лМодель выпускника школы ХХI века╗. И только теперь становится очевидным: начало Человека (лсверхчеловека╗) есть его ИНТЕЛЛЕКТ, воспитанный на ИСКУССТВЕ древнейшего СИМВОЛА ЧЕЛОВЕКА, в качестве которого как раз и выступают Искусство Живописи, Искусство Музыки, Искусство Слова. Не будь этих символов, не было бы и человекаЕ

Осталось заметить, что ни в одном из так называемых лдуховных╗ или лестественнонаучных╗ учений этого предмета - интеллекта - нельзя найти в чистом виде, но именно из них только - и только философски - он и выводится на чистую водуЕ

Но именно о нём - весь лопыт Ницше╗, так и не нашедший применения, поскольку этот линтеллектуальный, слишком интеллектуальный╗ отшельник сделался лгадким утенком╗ и потому сошел с ума, что так и не нашел себе равных в интеллектуальном развитииЕ

Именно такой философский вывод можно сделать из лопыта Ницше╗, но гораздо полезнее будет другой. Философ, слишком глубоко забравшись в проблему самопознания, однако так и не сумел выделить в ней линтеллектуального╗, чтобы опереться на него как на некий фундамент обеими ногами и начать возводить на нем лИнститут Человека╗. То есть вместо того, чтобы начать распространять вокруг себя свой опыт интеллектуальной жизни, привлекая всё большее число желающих следовать ему, философ вдруг отграничил себя от общества и занялся его лразрушением╗, обрушив всю свою интеллектуальную мощь на его лсвятыни╗ и лценности╗, доставшиеся от предков. Иначе говоря, не дав четкого и ясного представления о лслишком человеческом╗ (лсверхчеловеке╗), он взялся третировать всё лчеловеческое╗. То есть всё, что с таким трудом было добыто к тому времени через религиозное или научное мировоззрениеЕ

Но в этом не вина Ницше, а беда его, ибо хорошо было сказано одним из поклонников в его честь: лБезумству храбрых поём мы песню!╗Е

а

26.09.2004.ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа С любовью, А.МатурскийЕ

 

 

 

 



Hosted by uCoz