А.
Матурский
ОЛИГАРХИЯ:
ОЛИГАРХИ
и Я?
Именно так! Вопросительный знак в
заголовке спрашивает, не пришло ли время разобраться в отношениях сначала между
этими словами, а затем и - кто или что стоит за этими
словами-понятиями…
Если вспомнить историю происхождения слов
«олигархия», «олигархи», «олигарх» или образованных от них, то немедленно в
воображении восстает представление о чем-то реликтовом - архаически
монументальном, едва ли досягаемом для обывателя…
Следы этих слов-понятий отыскиваются в
античной Греции, богатой поэтической литературой, искусством и
конечно же, первозданной философией, с некоторых дальних времен
распространившейся по всему миру, прославившейся к тому же «изобретением»
многих слов и понятий, весьма привычных и сегодня в нашем обиходе…
Именно с подачи античной философии и
филологии при слове «олигарх» в воображении почти немедленно возникает образ,
некоего черного человека, - исполина, отстраненного от всех прочих дурной
славой обладателя несметного богатства, дурной историей его
происхождения-приобретения и, конечно же, почти повсеместно (за редким
исключением) сопровождаемый дурной славой участия в государственных делах…
Этимологически структура античного слова
«олигархия» (oligarhia) состоит из двух
слов: «олиго» (oligos немногие) и «архе» (arhě власть), – и
означает «власть немногих». Казалось бы, безобидные слова, но по-русски они
означают власть тех «немногих», которые сосредоточили в своих руках основной
капитал, составляющий общенародное достояние государства. И опять: казалось бы,
сосредоточили, ну и пусть, тем более что рыночные отношения теперь это вполне
допускают…
Однако есть тут некая закавыка,
напоминающая, что и здесь не всё так просто, отчего и обнаруживаются нестыковки
в его оценке…
Достаточно, например, обратить внимание на
тот факт, что по Конституции в нашем государстве власть принадлежит всему
народу! О чем это говорит? Наверное, о том, что и всё имеющееся в нем
богатство, стало быть, тоже является достоянием всего народа. Но вот мы
увидели, что это не совсем так, поскольку в стране имеется еще и категория
собственников, коим и принадлежит основной капитал. Вот это-то и означает, что
в стране реально господствует двоевластие.
С одной стороны, казалось бы, реализуется
конституционное право народа и каждой его личности на обладание общенародными
материальными ресурсами. Однако с другой стороны, мы видим, что, фактически,
этими ресурсами обладает небольшая группа людей, именуемых олигархами,
диктующими свою волю всем ветвям власти: законодательной и исполнительной,
судебной и информационной, а стало быть, и народу. Взаимодействие этих двух сил
– народных масс и олигархов - приводит к их противоборству, ибо принуждает
одних бороться за свое конституционное право на обладание своей частью этих
благ, а других – бороться за приращение сверхприбылей, распространяя свою
власть не только на свою - отдельно взятую - страну, но и на весь мир в целом.
Списки «ста богатейших» людей планеты
доказывают, что их влияние распространено почти во всех как слабых, так и в
самых развитых странах. Отчетливо видно, что всякий олигарх представляет собой
некий символ собственного экономического и политического могущества, и
возвышается в своем экономическом регионе черным силуэтом как пирамида Хеопса
на фоне пустыни с верблюдами или картонными лачугами полуголодных бедняков, окружающих
её…
С некоторых пор эти лачуги стали символом
также и тех бедных слоёв, в структуре которых весьма значительное место
образуют учителя, врачи, ученые, то есть именно та категория социальных
деятелей (интеллигенция!), от активности или пассивности которых зависит
благосостояние и всего народа, и его олигархической «элиты». Ведь это же именно
она – интеллигенция – готовит все производительные силы и производственные
кадры страны, получая взамен тарифную зарплату, смехотворную по сравнению с
тем, что имеет так называемая «элитная» часть общества и власти…
Едва ли кто не помнит крылатой фразы,
явившейся нашему слуху и взору на волне перестройки среди прочих подобных,
адресованных именно этой категории обездоленного (мягко сказано!) демоса: «Если
ты такой умный! то почему такой бедный!?»…
Это что - игра слов? Умный, значит, бедный,
бездарный? А что тогда означает слово богатый?
Тавтология диктует едва ли не единственный альтернативный до парадоксальности
ответ: богатый, значит, глупый? Согласитесь: если слово умный
связывает нас со словом бедный, то логично предположить, что
альтернативное слову бедный слово богатый
как-то подспудно соотносится с другим словом, альтернативным слову умный. Это
есть слово глупый…
Однако здравый рассудок подсказывает, что
здесь более уместно употребить слово хитрый, нежели слово глупый.
Тогда в ответ можно направить нечто подобное: «Если ты такой богатый, то не
означает ли это, что ты не столько глупый, сколько хитрый?!» (вариант: «не
только глупый, но только хитрый»)…
Но Стоп! «Здесь роза, здесь танцуй!» - как
говаривал в таких случаях мудрый Гегель. «Умный,
глупый, хитрый…», - что означают сии слова, если с ними связана такая
несуразность социального Статуса человека? Буквально: от великого – до
смешного?..
«Разум столь же хитер, сколь всемогущ…»,
- читаем мы в одном месте «Философии права» у Гегеля! И далее он рассуждает,
витиевато выстраивая свою мысль: «Хитрость
состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, позволив
объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать
себя в этом воздействии, не вмешиваясь
вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь
свою собственную цель. В этом смысле можно сказать, что божественное провидение
ведет себя по отношению к миру и его процессу как абсолютная хитрость» (Т.
1, с. 397)…
Как видим, по-Гегелю, выясняется, что
«хитрость - божественна», поскольку: «Божественное
провидение есть абсолютная хитрость»…
Короче,
как ни крути, а именно здесь проявляется сомнительная репутация древнего
изречения: «Человек без обману, что рыба
без костей» (Архит). Вот и Гегель, по сути, лишь
постулирует, что традиционно могущество
человека разумного заключается в его божественном
провидении, иначе, в его абсолютной
хитрости. Стало быть, из этого постулата можно исходить и в
объяснении безуспешных попыток человека познать Мир и Человека через постижение
самого себя. Уже все древние мистерии, мифы, апокрифы и писания отличаются тем,
что они лишь хитро запутывают сознание человека в его попытках познать
самого себя, а отнюдь не помогают ему в раскрытии своей славы. Объяснить,
почему так происходит, едва ли возможно, поскольку во всех этих произведениях
очень много субъективного и ничуть не меньше - противоречивого. Для чего нужна
хитрость человеку, наверное, более-менее внятно объяснить можно, но вот понять,
едва ли, пожалуй, кому удастся…
Ведь это
же совершенно очевидный факт, что даже Отцу и Матери никогда не хватало умения, а
часто и мужества, сказать Сыну или Дочери всей правды ни о себе, ни о
собственном Отце или Матери, тем более, что этой
правды они действительно не знают, потому что в свое время и им никто не
сумел преподнести ее, как подобает…
Однако
давно замечено, что «свято место пусто не бывает»! И потому человек, не знающий
правды, вынужден постоянно вместо нее что-нибудь придумывать, сочинять,
изобретать, творя это на хитроумном языке (в науке – «аллегорическом», или
замысловато правдоподобном), а потом «делать мину», что все это – «чистая правда», или даже – истина!..
И вот почти
воистину мистический результат, ибо благодаря олигархии рождается
парадоксальный афоризм: «Истина не терпит Правды». Иначе говоря, то, что
олигарх есть «истина» (вот он – живой, его можно потрогать, чтобы убедиться) –
это факт, но попробуйте сказать ему правду о его пресловутом «первом миллионе»
или услышать от него историю его происхождения, и вы убедитесь в абсолютной
справедливости этого афоризма. Очень скоро вы убедитесь и в том, как рождается ненависть к вашей правде…
Но не
кажется ли нам, что именно в этом сочинительстве, а значит, и в хитрости как
раз и застало нас сегодняшнее время, разоблачая, что именно в этой
«божественности» погрязло сегодня все взрослое население планеты. Погрязло в
той степени, что нам остается только согласиться с Гегелем: да, все могущество
человеческого разума и сегодня все еще определяется его абсолютной хитростью.
Но добавим к этому лишь совершенно очевидное: расплатой за эту тотальную
хитрость как раз и является присущий одному лишь роду человеческому «сизифов
труд»: мы то строим, созидаем, изобретаем, то вновь разрушаем созданное «до
основанья, а затем…»
И вот на
этом-то общем фоне сизифова «творчества» мы узнали и выделили в качестве
главного «Сизифа» весьма немногочисленную рать, под названием «олигархия»,
представляющую собой «власть немногих». Именно ту часть современного
человеческого общества, «божественной хитрости» которой оно как раз и обязано и
своим положением, и своим состоянием, иначе – «общественным статусом».
Следовательно, анатомией этого слова-понятия мы занялись не напрасно: олигархия
есть власть немногих! Однако
главное состоит не в этом уже известном признании, а в том, что «власть
немногих» означает не только то, что это есть «власть хитрых», которых среди
людей бесчисленное множество, сколько то, что это есть власть «самых
хитрых» - наихитрейших из всего человеческого материала…
Но что
означает сие открытие?
Во-первых,
то, что теперь мы можем написать открыто: «Олигархия есть власть немногих, но
лишь самых хитрых». И что всякий олигарх есть хитрец, мечтающий обманным путем
завладеть всенародным достоянием, а стало быть, заполучить власть и над всем
миром…
Во-вторых, сие открытие, вскрывающее
природу «олигархии» как социально-психологического явления, позволяет дать ему
масштабную оценку в моральном и правовом отношении. Наверное, со мной
согласятся, что эта оценка не может быть положительной и этически нравственной.
Скорее, наоборот…
В-третьих, сие открытие вынуждает обратить
внимание на тот смешной факт, что энциклопедически в этом же смысловом гнезде
со словом «олиго…» находятся еще некоторые сочетания и, главное, главное,
главное! - в этом же смысловом гнезде соответствующих словарей мы с удивлением
находим слово «олигофрения»…
Из «Современного Словаря иностранных слов»
(1992) легко узнать, что термин олигофрения образовано из двух
слов: олиго… + греч. phrěn ум, - и означает: «…различные формы врожденного или
приобретенного в раннем детстве психического недоразвития (слабоумия)»…
Таким образом, мы выявили некую странную
«новость», что олигофрения есть врожденная или приобретенная в раннем детстве форма
слабоумия. Так записано в научном справочнике, и мы должны согласиться,
что слабоумие или достается человеку
при рождении, т.е. по наследству, или
приобретается через воспитание в детстве! Нельзя исключать и
того, что оба фактора совмещаются, и тогда к врожденному наследию добавляется приобретенное через воспитание в детстве...
Теперь можно задуматься и над тем, отчего
это вдруг слова олигархия и олигофрения оказались в одном
смысловом гнезде словаря? И почему всякий олигарх, унаследовавший родительское
состояние, желая иметь достойного наследника своего капитала и продолжателя
дела своего рода, старается дать ему соответствующее воспитание?
Как
известно, «Подобное порождает подобное и тянется к подобному» (Эмпедокл). Ясно,
что всякий бедняк порождает бедняка, а олигарх – олигарха. Отсюда и интересы,
которые их «притягивают». Олигарху нужна дешевая рабочая сила, которую
составляют «низы», бедняку – средства к существованию, которые ему выделяют
«верхи» в качестве помесячной «зарплаты». Теперь бедняку надо исхитриться
выжить на эти подаяния, а олигарху исхитриться и, понеся естественные убытки от
выдачи зарплаты, создать сверхъестественную прибыль (сверхприбыль) себе и
своему потомству...
Скорее
всего, здесь и следует искать корни того, что Гегель назвал «абсолютной
хитростью», разумея под ней как «собственную цель» - «божественное провидение»,
правящее миром. Здесь, видимо, корни и того, почему всякий правитель привлекает
себе на помощь Религию с её институтом «божественного провидения», а, стало
быть, и её «абсолютную хитрость»…
При
таком раскладе вполне допустимой становится мысль, что миром правит Разум,
который действительно «столь же хитер, сколь всемогущ»! Но означает ли это, что
человека надо учить с раннего детства не уму, а хитрости? И более того! Не
означает ли это, что современная школа, дотируемая «властью немногих» и
подталкиваемая на это существующей педагогической и религиозной Традицией,
вынуждена заниматься только этим и именно этим только и занимается!?.
Однако
это может означать очевидное, а именно то, что Наука и Религия только тем и заняты, что работают на власть немногих. Тогда
становится понятным, почему им так невыгодно решение проблемы самопознания
человека. Скорее всего, потому, что это решение выбивает почву из-под ног
«божественного провидения» Религии, а равно и из-под ног «абсолютной хитрости»
Науки…
Теперь
можно подвести некоторый на первый взгляд неожиданный итог нашим новым
рассуждениям. Олигофрения как явление есть прямое наследие олигархии,
порождающей хитрость вместо ума (интеллекта!) в своих наследниках и скудость
умственного (отсутствие интеллектуального!) воспитания в остальных. Едва ли
случайно с ростом численности олигархического сословия обозначился и рост числа
детей, подверженных олигофрении. Ясно, что социальной, психологической и
эмоциональной (ментальной) базой олигархии является частная собственность,
нажива и порочное стремление к стяжательству. Отсюда вывод: олигархия есть зло,
каковым является и олигофрения. Но если второе является порождением первого, то
первое порочно по своей нечеловеческой природе…
Всмотритесь
внимательно и вы увидите, что вместо интеллекта (того, что воспитывается через
Искусство Живописи, Искусство Музыки и Искусство Слова), у олигарха
обнаруживается один лишь ум, да и то лишь как звериная хитрость, ах, извините,
- «божественное провидение», преследующее «собственную цель»! Однако надо
увидеть и то, что у его порождения - олигофрена - уже нет ни того и ни другого.
Ученые установили, что олигофрения приобретается как наследство и как
отсутствие должного воспитания в раннем детстве. И потому хитрость,
культивируемая с древнейших времен, превратилась, по сути, в биологическое
начало человека вровень с психикой и эмоциями, от которой избавиться стоит
таких же трудов и ухищрений, как и приобрести её…
Мы уже говорили, а здесь лишь повторим,
что это избавление возможно лишь одним способом. А именно - через тотальное
распространение метода интеллектуального воспитания путем приобщения человека к
Искусству Живописи, Искусству Музыки и Искусству Слова - при целенаправленном
формировании личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и
духовно-социальном отношении…
Такова, на наш взгляд, суть отношения
между словами “олигарх” и “я”». Также установлено, какие отношения могут стоять
и между теми, кто или что стоит за некоторыми из них.
Звериная хитрость и олигархическая алчность и - ничего человеческого…
Вот и теперь, вспомнив историю
происхождения слова «олигарх», почти инстинктивно в воображении восстает
представление о чем-то реликтовом - архаически монументальном. И тут же
возникает образ, некоего черного человека, - исполина, отстраненного от всех
прочих дурной славой обладателя несметного богатства, дурной историей его
происхождения-приобретения и, конечно же, почти повсеместно (за редким
исключением) сопровождаемый дурной славой участия в государственных делах. И
хочется повторить библейский вопрос, обращенный к человеку: «Камо грядеши?»
- Куда идешь, олигарх?…
И наконец.
Допустим, что Солженицын прав, и наше
общество нельзя назвать образованным, поскольку по его же
терминологии его возглавляют и, стало быть, правят им «полуобразованцы».
Но его нельзя назвать и безграмотным, потому что советская
власть в свое время основательно потрудилась на фронтах ликвидации
безграмотности народных масс. И потому можно не сомневаться, что всякий
грамотный человек рано или поздно вычитает в мировой литературе, что общество,
управляемое олигархами, обречено. И если он поймет, что современное общество и
олигарх понятия несовместимы, то не так уж и трудно понять всем, какой он
сделает вывод и что он предпочтет…
1.02.2005. С любовью, А.Матурский (Анатолий
Никифоров).