АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

А.Матурского

 

 

 

 

 

Об одной системной ошибке

в национальной системе образования

 

 

 


Именно так! В национальной системе образования обнаружена системная ошибка. Ошибка именно системная, и, как полагается при таких ошибках, не устранив её, нельзя рассчитывать на улучшение результатов работы всей системы в целом. Эта ошибка обнаруживается в простом сравнении трех важнейших сфер системы образования: Высшее образование, Среднее образование и Дошкольное образование, – из-за невозможности выделить в качестве заглавного любого из них. Ясно, что речь идет о качестве системы образования, охватывающей все три ступени, составляющие единый педагогический образовательный процесс.

На практике мы видим, что каждая из ступеней де-факто предстает своеобразной автономией, специалистов которой мало трогает, что творится в двух других таких же автономиях. На это указывает уже само название основного специалиста в той, другой или третьей ступени. Так, главным действующим лицом дошкольного образования является воспитатель, школьного образования – учитель, а высшего образования – преподаватель, или даже профессор. Это стало традицией, и потому педагогические училища и вузы в своей массе готовят именно воспитателя для детского садика, учителя – для школы и преподавателя – для вузов и училищ. При таком раскладе общий педагогический процесс не выглядит единым, убедительным и обязательным. В такой ситуации Министерству образования в центре и на местах остается латать дыры, постоянно возникающие в каждой из них. Здесь, как говорится, не до жиру, ибо ситуация постоянно выходит из-под контроля, не позволяя сосредоточить силы на достижении основной задачи педагогики – воспитание, развитие и образование гармонично развитой Личности. Поэтому нет ничего удивительного, что такой цели национальная система образования уже и не ставит ни для себя, ни для государства. И не собирается ставить!

Безусловно, здесь есть чему дивиться, имея в своем арсенале безумно замечательные теории и практики выдающихся деятелей отечественной педагогики, начиная, может быть, с Пирогова и Ушинского, и кончая Макаренко, Сухомлинским или Щетининым. А сколько мы знаем известнейших имен замечательных педагогов-новаторов, победителей ежегодных конкурсов «Учитель года», многих других конкурсов? А сколько у нас доцентов и профессоров в педагогике, кандидатов и докторов педагогических наук? Почему они не охвачены той самой единой целью – подготовкой и выпуском из системы образования гармонично развитой Личности? Может быть, всё еще на неё нет пресловутого «социального заказа»? Но от кого такой заказ должен поступить? От Правительства, от Президента, от Парламента? От Общества? Ясно, что налицо – недоработка педагогической задачи Министерством образования и науки и что причиной этой недоработки может быть какая-то не очень заметная на первый взгляд организационная деталь, какой-то элемент системы, рабочий штрих, не выявленный доныне и не выставленный на общее обозрение для критики.

Как раз об этой причине, в которой скрывается системная ошибка в организации национальной системы образования, я и хочу говорить. Как всегда, эта «ошибка» лежит на поверхности и приходится удивляться, почему она не была выявлена в так называемый советский период истории России, но о которой нельзя не говорить сегодня, когда решение проблем в системе образования объявлено «приоритетным направлением работы» для всей власти - как в центре, так и на местах.

Пришло время ещё раз вдуматься вот в эти три понятия: Высшее образование, Среднее образование и Дошкольное образование, - и назвать, какое из них главное, а какое второстепенное? Не думаю, что у кого-то из здравомыслящих поднимется рука на расстановку таких «приоритетов». Полезнее будет вернуться в советские времена, когда собственно и складывалась современная традиция, и когда в жесточайших условиях выживания «обязательными» для страны стали сначала 4 класса Начального образования, а позже и 7 классов Семилетнего образования. Как известно, сегодня статусом «обязательное» охвачено Девятиклассное образование и уже слышатся заявления некоторых политиков о необходимости перевода страны на всеобщее обязательное Среднее образование. И это понятно! Но ведь для некоторых развитых стран уже стало «всеобщим» даже Высшее образование, хотя и без прилагательного «обязательное». А что же Россия, её командиры?!

Легко заметить алогичность в организации нашей национальной системы образования и спросить её командиров: как можно присваивать статус обязательного Среднему  образованию, не позаботившись прежде о статусе обязательного для Дошкольного образования? Ясно, что именно здесь налицо системная ошибка в теории и практике организации национальной системы образования, как ясно и то, что с такой системной ошибкой при всем желании командиров Министерств образования и науки никогда не создать качественного Среднего образования. А, не создав качественного Среднего образования, никогда не создать и качественного Высшего образования, потому что вся система поражена системной порчей - отсутствием логики и здравого смысла в едином воспитательно-образовательном процессе.

Далее надо исходить из того, что за образование несет ответственность государство в лице всех четырех ветвей власти. И вот допустим, что Закон через законодателей предписывает исполнителю обеспечить «обязательное» среднее образование каждому ребенку! Это означает, что системой образования должен стать стопроцентный охват детей возраста до 17-18 лет. Начиная, соответственно, с 7-8 лет, когда родители должны привести свое чадо в 1 класс школы. Таков Закон для родителей семилетнего ребенка!

Но Закона для родителей, что каждый ребенок дошкольного возраста должен быть охвачен системой образования, у нас нет. Почему? Потому что такова традиция, доставшаяся России от советской власти. Победа во второй мировой войне, быстрое восстановление разрухи и выход в космос, подтвердили преимущество советской образовательной системы, что привело к зазнайству советской науки, педагогики и к её консервации на достигнутом («от добра добра не ищут»). С этого момента начался застой под названием «брежневская эпоха», плавно перешедшая в «горбачевскую перестройку», а потом - в ельцинскую «загогулину» и черномырдинское «как всегда».

 26.06.2008 портал "Российское образование" опубликовал в Интернете информацию, что «За последние два года в Совет Федерации поступило около 100 предложений по изменению законодательства в сфере дошкольного образования. Многие регионы настаивают на принятии закона "О дошкольном образовании". Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, 22 мая на парламентских слушаниях в Совете Федерации сообщила член комитета Совфеда по образованию и науке Зинаида Драгункина». Это означает, что процесс реформирования в системе дошкольного образования уже идет, но идет стихийно, бесконтрольно, и потому чреват не только положительными, но и негативными последствиями, например, распылением средств на бессодержательность, которой страдает многовариантность. 

Как известно, государство простимулировало повышение рождаемости и процесс пошёл… И вот получается, что у родителей детей становится больше, а дать им дошкольное образование они не могут, поскольку власть (законодатель, исполнитель и СМИ) не почесалась разработать соответствующий Закон, построить для этого достаточное количество дошкольных учреждений и подготовить соответствующий персонал.

Дело родителей теперь - поставить перед властью вопрос: почему она не изменяет своего отношения к их детям, ведь своих-то она наверняка сумеет устроить своевременно, причем в самые элитарные МДОУ и ДОУ...

Выход один – прежде чем узаконивать статус «обязательного Среднего образования», для детей России необходимо узаконить в качестве «обязательного» всеобщее Дошкольное образование.

Кто «против», прошу обосновать, кто «за», надо заняться организацией.

 

2.07.08.

 

© А.С. Никифоров-Матурский.

«Об одной системной ошибке в национальной системе образования».

 



Hosted by uCoz