АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

 

БЕСПОЛЕЗНЫЕ МЫСЛИ,

или ЕЩЁ РАЗ О ВОСПИТАНИИ…

 

Складывающаяся тревожная ситуация в новейшей истории России потребовала от Президента выдвинуть в качестве главных ориентиров несколько пунктов приоритетных направлений национального развития. Во всех обозначенных приоритетах предстоит трудная и важная работа, но мне хотелось бы задержать внимание на расширенном понимании функции национального образования. По моему разумению, система образования не должна даже рассматриваться в отрыве от такой болезненной реальности, как проблема «общественное воспитание». Само слово «воспитание» говорит, что речь идёт о детях. Это должна быть одна система и называться она должна - Государственная система общественного воспитания и образования (ГСОВО). Поясню смысл такого соединения…

 

Здесь слово образование говорит само за себя. Нынешняя система образования так и понимается - с акцентом на функцию образования. Пользуясь этим, деятели педагогической науки и практики именно образование берут за основу всей педагогики, видя её предназначение (а стало быть, и свое) лишь для обучения детей различным учебным предметам, обозначенным в реестре учебных дисциплин Министерства образования. Получается, что функция воспитания как бы самоустранилась из числа педагогических задач. Особенно это стало заметно в последние 10-15 лет, и не случайно так резко возросла статистика негативных результатов в бытовых ситуациях с детьми школьного и даже дошкольного возраста…

 

        Можно говорить, что одной из причин размежевания функций воспитания и образования стало традиционное размежевание функций Министерства культуры и Министерства образования. Казалось бы, простой вопрос: почему в своей деятельности они идут параллельными курсами, практически, почти не совмещаясь? Но лишь изредка пересекаясь. Одним из редких пунктов этого пересечения являются так называемые «музыкальные школы», «художественные школы» или «школы искусств». Слово «школа» говорит о том, что в этих школах учат. Но учат не тому, чему учат в обычных школах, а Искусству. В основном - Искусству Живописи, Искусству Музыки, Искусству Танца. С одной стороны, ясно, что живопись и музыка, и танцы – все это относится к сфере искусств, а стало быть, и к культуре, к сфере которой относятся учреждения с подобным профилем занятий. С другой стороны, - как таковую культуру невозможно даже представить хотя бы без одной из этих трех «вещей». Однако, само происхождение слова «культура», рассматриваемое в качестве производной от понятий «возделывание», «взращивание», «воспитание», применяется не только в селекции фруктово-ягодных культур сельского хозяйства, или в выращивании элитных пород домашних животных. Более того, педагогический термин «воспитание» как возделывание Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, применим, прежде всего, именно к человеку, пребывающему в детском, отроческом, а потом и в юношеском возрасте. Но это означает, что весь этот трехступенчатый период длинною в 21 год должен быть охвачен единым педагогическим воспитательно-образовательным процессом под непосредственным влиянием и участием учреждений культуры и образования, которые должны быть руководимыми – как подсказывает простая логика и сама жизнь - из единого Центра, скажем - Министерства культуры, образования и науки. Согласимся, что из всех искусств важнейшим является воспитание человека. Но ведь культура и искусство, прежде всего, связаны с человеком, принадлежат человеку, и потому в громадной степени должны присутствовать во всем: в воспитании и в образовании и в науке, если речь касается возделывания, воспитания человека как «культуры»…

 

        Теперь о том, почему система воспитания и образования должна называться общественной. Хорошо известно, что «жить в обществе и жить вне общества нельзя», а для всякого нормального человека это просто невозможно. Этот всем известный тезис, предполагает, что общество, состоящее из семей и индивидов, должно иметь такую систему воспитания и образования, которая бы позволяла воспитывать и образовывать всё новые поколения детей для полезной деятельности в интересах всего общества. Но общество состоит из семей, а участие и роль семьи в воспитании собственных детей едва ли не перевешивает в этом процессе интересы и потребности общества. В конечном итоге - в идеальной форме - эти интересы и потребности должны совпадать, поскольку только здоровая семья может обеспечить здоровье общества в целом. Однако интересы и потребности это одно, а вот возможности семьи и общества – несколько иное.

Давно замечено, что если интересы и потребности общества и семьи совпадают, то наоборот: возможности семьи и возможности общества не совпадают по целому ряду причин, среди которых на первом месте стоит сложившееся на конкретный момент социальное неравенство. Скажем так: во всяком диком (некультурном) обществе наблюдается его расслоение на низшее, среднее и высшее сословия (классы) в силу естественных способностей различных семейств завоевывать жизненное пространство (социальный «естественный отбор»). В этом диком обществе, как и в дикой природе, «царствовать» начинают наиболее сильные и хитрые особи образующие семейные кланы и сословия. Постепенно естественным путем происходит самое уродливое разделение общества на очень богатых и очень бедных, которые начинают тяготиться, презирать, а потом и ненавидеть друг друга. Ни о каком общественном воспитании и образовании новых поколений речи уже не идет, поскольку богатые вынуждены бороться за удержание богатства и власти, чтобы находиться всегда в верхах, а низам остается биться за физическое выживание. Им, как говорится, не до жиру – быть бы живу. И если высшие сословия еще могут позволить себе воспитание своих чад в элитных школах с применением элементов культуры и искусства, то в нижних сословиях ни о каком искусстве воспитания и культуре возделывания ребенка речи уже и не идет. Возникает вывод, что в условиях, когда такое положение вещей становится возможным, тогда система воспитания и образования перестает быть предметом общественных забот. И уже только поэтому утрачивает статус общественной системы…

 

        Это означает, что до тех пор, пока наша система воспитания демонстрирует свою неспособность отвечать требованиям каждой семьи в воспитании её ребенка как Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, она не может ни де-юре, ни де-факто считаться и тем более называться общественной системой воспитания и образования. Такая система может только формально называться «государственной», поскольку финансируется из государственного бюджета и занята выпуском такой «продукции», на производство которой только и пригодны чиновники, учителя и ученые формальной государственной системы образования, выродившейся в «систему-компрачикос», по сути, уродующую ребенка. Можно добавить: жизнь показала, что эта система способна успешно воспроизводить лишь чиновничьи кадры, ведь не случайно слой дипломированных чиновников всех уровней в одной только России вырос в 14 раз по сравнению с командно-административной системой всего бывшего Советского Союза!?

        И потому общий вывод может быть таким: система воспитания и образования может называться системой общественного воспитания и образования лишь в том случае, если её деятельность подчинена интересам каждой семьи нашего общества. И если она действительно преследует цель воспитания в каждом ребенке Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении. Этого не было в СССР, этого нет и сегодня, и если этого не будет завтра, то начавшаяся деградация Личности в национальном масштабе неизбежно придет к своему финалу – утрате всего национального: культуры, языка, страны...

 

        Теперь объясним, почему эта система должна называться «государственной», точнее - Государственной системой общественного воспитания и образования (ГСОВО). Такое её название имеет совершенно определенный смысл. Если система воспитания и образования называется общественной, то для финансирования её деятельности в интересах всего общества привлекаются наличные или посильные средства всех слоев этого общества. Недопустимо, когда его высшие слои утопают в роскоши, спонсируют содержание шедевров культуры и искусств или направляют потоки финансов на организацию всевозможных шоу, фестивалей или в зарубежные банки, в то время как система общественного воспитания и образования вынуждена прозябать на жалкие остатки разгульной жизни высшего сословия. Ни на секунду не следует забывать того, что было сотворено в памятные дни 1917 года вооруженными матросами и солдатами в Зимнем Дворце. Они превратили его залы с прекрасными шедеврами мирового искусства – эту гордость аристократической великоросской интеллигенции - в отхожее место, в туалет, в огромный сортир! По сути, этот Музей шедевров мирового изобразительного искусства стал «нерукотворным» памятником той вопиющей социальной несправедливости, когда на одном полюсе социального бытия архивируется для высшего класса - высокое и прекрасное, а на другом полюсе, по закону социальной редукции, собирается всё низкое и безобразное. Иначе говоря, верхи совершают надругательство, обирая до нитки низы, и за счет этого производят собрание шедевров, а низы, совершая надругательства над шедеврами, тем самым выражают протест против существующего положения вещей в организации и общества и государства. Ясно, что в такие моменты те и другие (и бедные, и богатые) менее всего озабочены проблемой общественного воспитания и образования…

 

Однако то, что недоступно вниманию и пониманию антагонистически настроенных или даже враждебных сторон, должно быть в центре внимания тех, кто более всего заинтересован в мире и дружбе общественных классов и сословий. Ясно, что максимально заинтересованной стороной в этом должно быть государство. А с ним и те его прогрессивные учреждения и деятели культуры, которые понимают, что их благополучие зависит от прочности и благополучия государства, а стало быть, и от благополучия населяющего его народа. Как выразился один из публичных деятелей: «Величие нации должно умещаться в каждом её представителе». Можно сказать и так: «Величие государства должно умещаться в каждом его гражданине», хотя ясно, что как величие каждого гражданина определяется величием его государства, так и величие государства должно определяться величием каждого его гражданина. Как ясно и то, что такое возможно только в случае, когда каждый гражданин этого великого государства смог достичь своего величия при помощи Государственной системы общественного воспитания и образования, обеспечившей его «воспитание-возделывание» как Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении

 

        Присвоение системе общественного воспитания и образования статуса Государственной подчинено тому, что с этим названием оно обязывает каждого чиновника, представителя государственной власти, направлять свою энергию не на консервацию существующей системы образования, а напротив, на её совершенствование, опираясь не только на государственные учреждения, но и на общественные институты и инициативы граждан, активно участвующих в поиске и внедрении инновационных идей в решении проблем общественного воспитания и образования. Ясно, что при таком подходе к решению проблем общества и государства на первый план всех уровней выдвигается человеческий фактор в образе «святой троицы»: Управленца, Ученого и Учителя, - без которых современное общество не может нормально ни существовать, ни развиваться. Может быть, Общественная Палата будет заинтересована в этом более всего…

 

        Но точно также ясно и то, что в условиях существования государства, тон в работе задается системой управления - на любом уровне вертикали власти, будь то село или район, город, регион или страна. Именно Управленец инициирует поиск наилучших вариантов, объявляет конкурсы на идеи или проекты по совершенствованию социального организма, вверенного ему указом свыше или вверившегося ему в результате демократических выборов. Ясно и то, что это совершенствование социального организма любого масштаба, начинается с совершенствования его элементарной «живой клетки» – семьи, с воспитания её детей, но именно для этого и возникла в свое время церковно-приходская школа, а затем и государственная система образования. Очень важно понять, что другого пути совершенствования человеческого общества, кроме как воспитания Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, в природе просто не существует…

 

        Для теоретической и практической реализации целей и задач Управления через воспитание Ребенка в обществе имеются такие профессиональные специалисты как Ученый и Учитель. Первый исследует проблемы общества, воспитания и образования детей, делает выводы и дает рекомендации, второй применяет их в своей практике, наблюдает, и уже вместе вносят необходимые коррективы до получения оптимальных результатов по воспитанию Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, предлагает варианты (Проекты) их решения Управленцу

 

        Наверняка читатель уже обратил внимание на общий термин «воспитание Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении», сознательно повторенный в статье несколько (шесть) раз. Но столько же раз повторено и то, что при воспитании такой Личности на первом месте стоит задача её интеллектуального воспитания и развития. Говоря иначе, человек начинается с интеллекта, а воспитание Личности - с интеллектуального воспитания!..

        Однако при самом поверхностном взгляде на систему образования, ни в одном из её учреждений и сегодня невозможно увидеть ни учебной, ни научной структуры, где бы решалась проблема интеллектуального воспитания. Подумать только: наша государственная система образования не занималась при советской власти, и сегодня не занимается интеллектуальным воспитанием ребенка! Нет ни институтов, ни факультетов, ни даже кафедр, специализирующихся по этой части развития нации, человека и общества! И потому, надо ли удивляться последнему из вопиющих случаев вандализма в высшем военном танковом училище Челябинска? Он говорит не только о дедовщине! Он прямо свидетельствует о том, что само это явление есть результат отсутствия интеллектуального воспитания в нашей системе образования. Однако самое неприличное, что следует из этого признания, это то, что и у высшего состава нашей руководящей элиты, тоже не получившей в свое время интеллектуального воспитания, нет и не может быть осознания всей важности данной проблемы. Но это означает и то, что «обуржуазивание» верхних слоев общества и обнищание нижних есть следствие той же причины – отсутствие интеллектуального воспитания. И потому у первых мы видим стремление к стяжанию богатства материального, а у вторых – безысходность от бедности, беззакония и отчаяния…

 

И как же здесь не вспомнить марксово, знаменитое: «Буржуазия не способна обеспечить своему рабу даже рабского уровня существования, потому что вынуждена дать ему опуститься до такого положения, когда она сама должна его кормить, вместо того, чтобы кормиться за его счет. Общество не может более жить под ее властью, то есть ее жизнь не совместима более с обществом». Сказано в запрошлом веке, но как точно ложится эта фраза на нашу сегодняшнюю действительность. Стоило по недомыслию допустить буржуазию до власти, и она тут же опустошила государственную казну, пустив Россию с молотка. И тотчас, как будто из засады, выскочили ее вечные верные спутники: насилие и грабежи, коррупция и убийства, наркомания, разврат и тотальные нарушения прав человека, против которых те ущемления прав личности, которые допускались в доперестроечные времена, выглядят всего лишь шалостями бюрократов-партократов. Буржуазия опустила советский народ до полного ничтожества, и безголово думает, что это ей «прейдет»? История учит, что так не бывает…

 

Сегодня все пекутся о физическом и духовном здоровье. Еще бы: в здоровом теле – здоровый дух! Но не зря говорится, сила есть – ума не надо. Вот и ломают бравые солдатушки своим же собратьям по оружию ноги и судьбы, разбивают черепа. Доводят до самоубийства детей и школьные учителя…

И потому приходится пророчествовать: пока в педагогических вузах на факультетах дошкольного воспитания и начального образования не откроются кафедры интеллектуального воспитания, а вся педагогика, общество и государство не поставят во главу угла решение задачи по производству Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, до тех пор в развитии государства и нации никакого положительного движения вперед не будет ни в ближайшие годы, ни в обозримом будущем! И что решение такой задачи требует слияния Министерства культуры и Министерства образования и науки в одно Министерство воспитания, образования и науки

 

8.02.06. С любовью, А.Матурский…

 

 

 

Постскриптум:

 

        Главным Управленцем  города Челябинска («мэром», - даже Солженицын при этом слове плюётся, настолько оно чужеродно для русского слуха) сегодня является г-н Юревич М.В., девизом в выборной компании которого было начертано: «Дело и Дети», - вот чем он обещал заняться в первую очередь, будучи избранным. Ему поверили, но жизнь скоро показала лукавство его предвыборных обещаний на примере оплаты проезда в городском транспорте детей. На пост главного Ученого и главного Учителя (начальника отдела по делам образования и науки) мэр назначил г-на Кузнецова А.Н., директора школы. Назначение странное, если учесть, что у этого учителя при всех его достоинствах как директора средней школы, все же нет опыта руководства системой образования в городском или хотя бы в районном масштабе. Как нет и ученой степени, весьма приличествующей при такой должности – при нынешнем-то обилии в вузах академиков всех мастей!? Есть мнение, что такое делается, когда очень хочется иметь в подчинении людей несамостоятельных, но исполнительных - ввиду дефицита их компетентности в политических и социально-экономических вопросах. Единство – это хорошо, но плохо, когда за ним вскрывается обыкновенный оппортунизм, т.е. стремление приспособиться и, сделав карьеру, «порулить». Поставленный над А.Кузнецовым известный юрист Давыдов С.М., ответственный за решение социальных вопросов, в коих все проблемы растут именно из несовершенства системы образования и науки, едва ли успеет за отпущенный регламентом срок войти в курс проблем образования. Я сомневаюсь, что до их практического решения дело когда-нибудь у них дойдет…        

 

То же видим и на областном уровне, где высшая должность принадлежит г-ну Сумину П.И.. Политик мудрый, и в общем свои обещания электорату ему удается выполнять, что и позволяет удерживать не только рейтинг, но и область в экономически и политически стабильном состоянии. Но «стабильное» не всегда означает нормальное. Последнее дикое событие, связанное с увечьем, в Челябинском высшем танковом училище тому свидетельство. Главным Ученым и главным Учителем в команде губернатора является г-н Садырин В.В.. Его портрет художественно живописал в своем интернетовском «Дневнике…» директор одной из элитных школ-лицеев столицы Южного Урала, употребив  «смачное выражение Маркса»: «Лучше тиран - гений, чем идиот». Оценка проливает истинный свет на подводную часть этого «айсберга», заплывшего невесть откуда в Правительство Челябинской области. Непосредственным управителем и вдохновителем (читай – благодетелем) областного Министра Образования и Науки является первый заместитель губернатора г-н Косилов А.Н., ответственный за решение социальных проблем всей области, а, стало быть, и за решение вопросов, связанных с воспитанием и образованием в регионе. Как это ни прискорбно замечать, но Челябинское высшее танковое училище, где произошла новогодняя жуткая история с воспитанниками этого высшего учебного заведения, тоже имеет самое непосредственное отношение сначала к ведомству, возглавляемому Министром образования и Науки, а потом и Министром обороны. Это же факт, что далеко не все «воспитанники» Министерства образования поступают для перевоспитания в пенитенциарные учреждения (в тюрьмы и лагеря), значительная доля их пополняет всё более редеющие ряды вооруженных сил. И вот перед обществом – верх «справедливости»: начальника высшего учебного заведения отправляют под суд, а с министров как «с гуся вода». Чистые и пушистые они и дальше собрались равнодушно и сочувственно взирать на протекающие в их ведомствах события…

 

Советская партийная система приучила свою Управляющую номенклатуру к строжайшей субординации: никаких инициатив снизу – к исполнению идут только решения партии и правительства. Всё это продолжается и сейчас, поскольку в Управлениях заседают за некоторым исключением те же самые партийные лица. Где инициатива Управленца? Где инициатива Ученого? Где инициатива Учителя? Вытравлено всё! Партийный Президент, партийные Губернаторы, партийные Министры федерального и регионального уровней, партийные власти на всех местах – все ждут указаний и предписаний сверху, а пока таковых не поступит, затевают придворные интриги в борьбе за власть, за выход верх, еще хотя бы на одну ступень. Своё бесплодие оправдывают негодным законодательством… 

А в это же самое время во всех субъектах страны творится социальный беспредел: и в производстве, и в юриспруденции, и в армии, и в системе образования. Чиновники уже готовы уничтожить самое святое завоевание советской власти - систему всеобщего дошкольного образования. Где градоначальник Юревич? Где губернатор Сумин? Где президент Путин? - со своими «командами», с их обещаниями заняться Делом и Детьми? Сколь долго их СМИ будут винить в этом беспределе лишь советскую власть, народ, его вождей – Ленина? Сталина?

 

Поскольку на все мои обращения по организации интеллектуального воспитания детей в дошкольных учреждениях, из-за отсутствия которого, собственно, и происходят в обществе все последние акты вопиющего вандализма, местная власть не реагирует положительным образом, постольку все эти вопросы я вынужден и намерен адресовать Президенту страны в качестве Открытого Письма. Субординация вещь серьёзная, а понять хочется: низы не хотят работать или верхи не могут…

 

8.02.06. С любовью, А.Матурский…

 

В начало…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz