УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ № 55

КАФЕДРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

А. МАТУРСКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЙ ЗАКОН

ЧЕЛОВЕКА

 

В. Налимов:

Что есть личность?

Это фундаментальный вопрос не только для психологии, социологии, антропологии и    философии. Это - роковой вопрос для человека. Умение выстоять перед этим вопросом, не испугаться его, не уклониться от него будет определять возможность человека выжить в этом Мире, быстро идущем в непонятное будущее...

Незнание человека - это, может быть, самое сильное незнание современной науки...

Каждая культура создает свои мифы о личности.

Критические моменты истории - это точки возникновения новых мифов...

Большие исторический события - это прежде всего столкновение мифов о личности...

История развития представлений о природе личности - это, по существу, история развития культур...

Так что же есть личность?

 

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЖИЗНИ

 

Здесь надо, чтоб душа была тверда.

Здесь страх не должен подавать совета.

Входящие, оставьте упованья...

                                                  А. Данте.

 

Человек живет во исполнение некоего ЗАКОНА ЖИЗНИ: получив от родителей, он должен передать ее своим детям, оставив в наследство им свой жизненный опыт и опыт предков. Этот опыт есть опыт любви, ибо человек есть результат любви, предмет любви, источник любви и процесс любви...

Но что такое любовь? Современная наука в лице философии, психологии, педагогики одинакового ответа на этот вопрос не дает. Хотя все научные понятия она аккуратно сводит в словари, тем не менее, в трактовке данного термина царит заметный разнобой. Например, в словаре Ожегова можно прочесть, что это есть “чувство самоотверженной сердечной привязанности...” Краткий психологический словарь Л.Карпенко определяет ее как: “1. Высокая степень эмоционального положительного отношения... 2. Интенсивное, напряженное и устойчивое чувство субъекта...” Философский энциклопедический словарь (С.Аверинцев и др.) учит, что ”это есть обращенность чувств и воли на другую личность или идею...” Но вот Атеистический словарь (1985) пишет о христианской “любви к ближнему” как о “реакционности”, поскольку она “требует любви к врагам: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас”. Словарь обвиняет заповедь в лицемерности, вспоминая “костры инквизиции, религиозные войны, сеющие злобу и ненависть к иноверцам”.

Различны варианты ответов на этот роковой вопрос и у поэтов. Разброс мнений здесь столь велик, что лишает надежды на должный ответ. Вот бессмертный Данте убеждает, что именно любовь ”движет солнце и светила”; его приземляет великий Пушкин: “Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны…”. Однако Некрасов в посвящении Гоголю все усложняет: ”Со всех сторон его клянут, и, только труп его увидя, как много сделал он, поймут, и как любил он - ненавидя”. И здесь его поддерживает Рождественский: “Все начинается с любви... Даже ненависть - родная и вечная сестра любви”. И так далее и тому подобное...

Любовь и Солнце, Любовь и Жизнь, Любовь и Ненависть - все это предстает как вечная борьба Добра и Зла. Однако именно про них еще Гераклит говорил, что это ОДНО и ТО ЖЕ. “Не сотворите зла” - провозглашает Ветхий завет; “Творите добро” - подхватывает Новый завет и разъясняет, что любовь есть “исполнение закона жизни”. Так что же такое любовь?

И вдруг - читаем (Л.Маленкова. Человековедение. 1993):

Три источника имеют влечения человека: тело, душу и разум.

Влечение ума порождает уважение.

Влечение души порождает дружбу.

Влечение тела порождает желание.

Соединение трех влечений порождает любовь.

Так мы узнаем, что еще за 300 лет до христианства индийские философы не только занимались нашей сегодняшней проблемой, но и разработали, по сути дела, ЗАКОН, позволяющий видеть четкие параметры любви как ЗАКОНА ЖИЗНИ, в основе своей опирающегося на ЗАКОН ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЙ...

Такая “новость” невольно вызывает новый импульс исследовательской  мысли…  

 

ЗАКОН ЖИЗНИ В ПРИЗМЕ

ЗАКОНА ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЙ

 

Как  мы  уже писали (А. Матурский. Манифест Ассоциации интеллектуального развития. 1995), во Вселенной действует Всеобщий Закон трех измерений в виде некой триады СМЫСЛ-МАТЕРИЯ-ВРЕМЯ, проявляющийся в природе человека как РАЗУМ- ТЕЛО-ДУША. И вот мы видим, что философы древности выделяли эти составляющие как некие своеобразные источники. Но ведь в христианской идее трех ипостасного Бога обозначены те же самые “параметры”, но уже как Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Не слишком ли долго и не слишком ли плотно мы закрываем глаза на эти странные совпадения? Неудивительно, что философская традиция до сих пор УЧИТ, что дух и сознание есть одна суть. Различая лишь материю и сознание, материальное и идеальное, она по сей день “отождествляет” сознание с духовным и идеальным. Мы видим, что приведенное изречение не только ставит под сомнение философскую традицию, основанную на дуализме, но и предлагает путь познания человека через отыскание сущностей трех источников любви.

В приведенной формуле с душой связывается дружба, а с разумом - уважение, и в этом видится принципиальное отличие во взглядах на природу человека мыслителей древности от деятелей современной науки. Но данное различение требует объяснения, быть может, в нем и находится ключ к пониманию различия между духовным и интеллектуальными началами человека.

Еще Тейяр де Шарден писал, что вселенская любовь не могла иметь места, если бы ее не было на клеточном уровне. То есть любовью пронизано все: от высшего до низшего! Но высшее  - это Небо, Космос, Ноосфера, дающие миру солнечный свет как Свет Разума. Легко представить: не будет Света - не будет Ничего. Низшее - это то, что “ниже нас”: это живая клетка, микроб, это растение, всякая тварь, все то, что составляет Биосферу с ее основой - планетой Земля. Но есть еще Мы, некий “средний слой”, то есть то, что находится “между Небом и Землей”, - это Социосфера. В самом общем плане это есть города, села, транспорт; то есть все то, что создано творческим гением человека за все время его существования, и, разумеется, само человечество, насчитывающее на сегодня порядка 6 млрд. человеческих душ. Если сказать, что Социосфера - это есть пространство, где “ступала нога человека”, то оно ограничится сферой вращения Луны, на которую сориентированы её, Социосферы, производственные циклы. Таким образом, мы убеждаемся, что Солнце, Земля и Луна являются своеобразными символами трех сфер Универсума. И все они задействованы в феномене Любви, связываясь воедино в Человеке как в центре Универсума.

Естествознание утверждает, что естество человека берет свое начало в Живой Природе. Несомненно, для такого мнения есть достаточно оснований, но невозможно оспорить очевидный факт: человек является миру в человеческом жилище или в специальном социальном заведении - роддоме, являющемся элементом Социосферы. Отсюда и вывод - первая природа человека есть социальная природа, следовательно, исходя из этого, надо строить и технологию воспитания человека и общества...

 

О ЦВЕТОВЫХ СИМВОЛАХ ЗАКОНА ЖИЗНИ

 

Академик Б. Раушенбах, математически обосновывая христианскую идею трехипостасности Бога (Техника молодежи № 8, 1991) и разъясняя значение понятия ТРИЕДИНСТВО, ЕДИНОСУЩНОСТЬ, НЕСЛИЯННОСТЬ,  НЕРАЗДЕЛЬНОСТЬ,  применяет  удачную  метафору,  поясняющую   сущность  триединства: букет один, а состоит из трех цветков. Проверив гармонию учения алгеброй, ученый приходит к заключению, что “критика скептиками понятия триединства ошибочна”. Безусловно, векторная логика академика безупречна сама по себе, но наше внимание задерживается на его метафоре “букет один, а состоит из трех цветков”...

Подхватив мысль ученого, мы предлагаем продолжить ее так: пусть один из них будет красного цвета, другой - зеленого, а третий - фиолетового, как известно из физики, это есть ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА СПЕКТРА. Тогда обращая данную метафору на формулу ЗАКОНА ЖИЗНИ с тремя ее источниками, можно при помощи цвета резко усилить обоснованность и идеи триединства. То есть мы предлагаем записать:

Красный цвет есть социальный символ души, а значит, и символ дружбы, т. е. символ творчества, действия.

Зеленый цвет есть биологический символ тела, т.е. является символом живой природы (биологичности), символом чувств.

Фиолетовый цвет есть космический символ разума, порождающего уважение, символ интеллектуальной составляющей человека.

На цветном форзаце учебника “Физика” Л. С. и Г. Л. Ждановых (М., 1984) показано, что если взять три луча основных цветов (КРАСНОГО, ЗЕЛЕНОГО и ФИОЛЕТОВОГО) и определенным образом совместить их друг с другом, то в центре они образуют белый цвет (БЕЛЫЙ СВЕТ). Это означает, что мы получили символ того явления, который академик Раушенбах называет “ЕДИНОСУЩНОСТЬЮ”, а философы древности называли ЛЮБОВЬЮ и ЗАКОНОМ ЖИЗНИ

Соединение трех влечений порождает любовь”. То есть любовь как явление есть единосущность тела, души и разума, и это подтверждается белым светом - символом синтеза трех сущностей природы человека в идее триединства. Влияние цвета на чувства, психику, эмоции человека еще исследуется, но выражения типа “любимый цвет”, “на вкус и цвет приятеля нет” и др. дают достаточно оснований видеть глубинную связь (может быть, начиная с ХРОМОСОМ) между влечениями человека, его внутренней природой и природой Универсума с его Социо- Био- и Ноо- сферами. Но и это не все. Существенно и то, что мы, убеждаясь в возможностях цветовой символики применительно к формулировке понятия любви, видим, как по мере проникновения в проблему все более укрепляется идея триединства И человека, И Универсума. Уже на первом шаге мы обнаруживаем удивительное соответствие трех основных цветов спектра трем сущностям человека, которое навряд ли следует относить к категории “случайных”. Важно и еще одно обстоятельство: именно различие цвета как символа той или иной сущности позволяет говорить, что эти сущности действительно суть разные вещи, и это приводит, в свою очередь, к убеждению, что основой духовного и интеллектуального начал являются разные источники, и что эти источники необходимо выявить во что бы то ни стало...

 

ЦВЕТ В ПРИРОДЕ СПЕКТРА:

СЕМЬ ИЛИ ДЕВЯТЬ?

 

В 1666 г. И. Ньютон с помощью стеклянной трехгранной призмы установил, что белый свет имеет сплошной спектр. Ученый условно разделил его на семь участков различного цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. (1,4,7-й мы подчеркнули как основные цвета). С тех пор  указанное  семицветие  называется  спектром, его видят в радуге после дождя, в цветах побежалости при термообработке металлов, его законы применяют в спектральном анализе, изображают в различных символах, то есть к нему привыкли именно как к спектру солнечного света...

И как-то “забылось”, что кроме видимой части спектра световых волн, дающих семицветную радугу, есть еще его “невидимая” часть, состоящая из инфракрасной области спектра (тепловые лучи) и ультрафиолетовой (химические лучи). Причем, если первые имеют самые длинные волны, то  вторые  -  самые  короткие. Те  и другие становятся “невидимыми”, потому что стремятся к бесконечности, в чем и сходятся как противоположности. А “сходятся” они в Космосе, в космической энергии, являясь нам с лучами солнечного света днем и химическими лучами - ночью. Поэтому мы “не видим” их ни днем (они белые), ни ночью (они черные), хотя ощущаем их влияние каждой живой клеткой своего организма, каждым геном на уровне хромосом.

Поэтому если эту странную особенность солнечного света вспомнить, то легко представить, что солнечный спектр состоит не из семи участков, а из девяти, причем два последних предстают как противоположности, как ночь и день, как черное и белое. Но такой взгляд на природу спектра серьезно меняет его “философию” хотя бы уже потому, что теперь в его основе лежит не мистическое число семь, а более совершенное число девять, имеющее в основании число три, лежащее в основе Закона трех измерений. Кроме того, мы видим, что три главных цвета оказываются во главе собственных триад, если в последнюю из них определить два “невидимых” цвета - черный и белый. Тогда триады будут иметь следующий вид:

1. КРАСНЫЙ, оранжевый, желтый.

2. ЗЕЛЕНЫЙ, голубой, синий.

3. ФИОЛЕТОВЫЙ, черный, белый.

Вспомним, что три основных цвета (КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ) мы уже использовали в качестве цветовой символики в формуле закона жизни, обозначив три главных его составляющих: ВЛЕЧЕНИЕ ДУШИ, ВЛЕЧЕНИЕ ТЕЛА и ВЛЕЧЕНИЕ РАЗУМА. Полученные ТРИАДЫ нам удобно соотнести с тремя сферами Универсума по неписаному правилу “принципа предполагаемого соответствия”. Пусть КРАСНЫЙ, оранжевый и желтый цвета станут отныне символами СОЦИОФЕРЫ; ЗЕЛЕНЫЙ, голубой и синий пусть станут символами БИОСФЕРЫ; тогда ФИОЛЕТОВЫЙ, черный и белый станут символами НООСФЕРЫ.

В таком случае остается выяснить, что скрывается за КАЖДЫМ символом цвета в Социосфере, в Биосфере и в Ноосфере.

Разумеется, все эти предположения пока могут носить исключительно гипотетический характер, не претендуя на истинность в последней инстанции…

 

О НЕКОТОРЫХ ВЗГЛЯДАХ НА ПРИРОДУ

СОЛНЕЧНОГО СВЕТА

 

В учебниках по физике и научных изданиях о природе света дается самая широкая информация. Однако еще существует литература (ведическая, религиозная, оккультная и пр.), в которой Солнцу и его энергии придается статус “божественных”. С древнейшими Мистериями дошли до нас знания, что культ Бога почти неотделим от культа Солнца, что это одно и то же. Обращает на себя внимание информация о трех ликах Солнца  и  о  трех  ликах  Бога  почти  во  всех учениях древности. В ведической литературе это Брахма - Бог - созидатель, Вишну - Бог - сотворитель всех миров, Шива - Бог - их разрушитель. В культуре Египта таковыми предстают Осирис, Исида, Гор. В религии Древнего Вавилона - это Ану, Эа, Бэл. И так далее...

Ученые полагают, что именно эти древнейшие представления легли в основу Нового завета о Триедином Боге, “узаконенном” в 381 г. на 2-м Вселенском соборе в Константинополе. В Ветхом завете нет прямого свидетельства о трехипостасности творца, но она формируется, начиная с 6-й главы Бытия - с трех детей Ноя, от которых продолжился род человеческий после всемирного потопа. В 9-й главе говорится о СВЯЗИ природы Света с природой человека как вечном завете между Богом и человеком: ”И сказал Бог Ною:Мою радугу Я становлю во облаке, и будет она знамением договора между Мною и землею, как вечный договор между Богом и между всякою живою душою, которая на земле”. (Быт 9.12-16).

Согласно Ветхому завету сотворение мира началось с команды: “Да будет свет, - сказал Бог. И стал свет”. Конечно, для науки эта чудотворность выглядит забавно, но ведь вариант научного “сотворения” человека выглядит не менее забавным. И как говорит профессор В. Налимов, мифы, они и в науке мифы, ибо и здесь нет ничего, кроме мифов. И он признается: “Незнание человека - это, быть может, самое сильное незнание современной науки”. (В. Налимов. Спонтанность сознания. М., 1989. с. 166).

Любопытна и цитата из Нового Завета: “Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир”. - Далее весьма сложное продолжение: ”…В мире был, и мир чрез него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли”. (Ин 1.8-11). С одной стороны, ясно, что мир начал быть, благодаря свету, но мир Его, т.е. свет, “не познал”. С другой стороны, не ясно, кто такие “свои”, которые этот Свет “не приняли”. Значит ли это, что природа Света, Мира и человека - одна природа? Следовательно, познав одно, можно познать и другое?

Однако и в Ветхом, и в Новом заветах провозглашается идея, что “вы и есть Боги”. Обращенная на человека эта фраза приобретает весьма серьезное свидетельство того, что природа Света, природа Мира, природа Бога и природа Человека есть одна природа. И природа эта - на уровне метасемантики - символизирована в природе спектра солнечного света, что вовсе не противоречит порядку вещей глобальной эволюции, насчитывающей в своей истории естественного развития миллионы и миллиарды лет...

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЦВЕТА В

ФЕНОМЕНОЛОГИИ УНИВЕРСУМА

 

Данное заглавие должно напомнить работу Гегеля “Феноменология духа”. Очарованное ею философское сознание оказалось погруженным в мир мистического созерцания, абстрактных представлений и религиозной символики до конца текущего тысячелетия. Вовсе не случайно Маркс назвал это величайшее сочинение “спекулятивной философией”, ибо за ее блистательными фейерверками умозрительных упражнений весьма непросто увидеть сам предмет феноменологии. По сути дела это есть философия, высосанная из идеи Духа, о котором можно судить исключительно на уровне абстракций.

С таким же успехом Гегель мог бы написать и о ФЕНОМЕНОЛОГИИ   ЦВЕТА,  если  бы  до   него  кем-либо было написано о феноменологии духа.

Философское понятие Универсум, обозначая “мир как целое”, обнимает собою Вселенную, но “центром” которой является Человек. Именно это обстоятельство заставляет кроме абстрактных и глобальных ноуменов Вселенной, таких, как СМЫСЛ- МАТЕРИЯ-ВРЕМЯ, увидеть и конкретные феномены Универсума, такие, как Ноосфера, Биосфера, Социосфера, связанные между собой, однако, тем же законом триединства: если нет одного из членов, то теряют смысл и два других.

Если пойти известным путем: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, то, наблюдая процессы, происходящие в каждой из трех сфер, можно различить, что каждая “сфера” в качестве своего символа имеет собственное цветовое выражение. Которое максимально отражает ее (сферы) внутреннюю сущность, основанную на троичности всего, что есть в окружающем нас мире, как и самого мира...

В вышеупомянутом журнале академик Раушенбах пишет: «Нельзя представить себе наглядно “внутреннее строение” и взаимоотношения Лиц Троицы. Такие моменты, как предвечное рождение Сына от Отца, или исхождение Святого духа, в учении Церкви считаются непостижимой, недоступной разуму человека тайной жизни Бога в Самом Себе. Все это лежит за рамками формально-логической модели и не может быть описано никаким алгоритмом».

Мы не готовы возразить академику по проблемам церкви, но размышления о проблемах человека привели нас именно к алгоритму числа и цвета, при посредстве которых выстраивается некая неклассическая философия Универсума, а через нее и неклассическая философия человека. Теперь мы вправе поставить вопрос: если три главных цвета спектра являются символами трех сущностей человека (красный - символ души, зеленый - символ тела, фиолетовый - символ разума), не означает ли это, что цветовые триады являются символами троичности каждой из трех сфер Универсума. То есть, не идет ли речь о «трехчленстве» каждой из этих составляющих Универсума? Социосферы, Биосферы и Ноосферы? Иначе говоря, надо выяснить, символом чего являются красный, оранжевый и желтый цвет в Социосфере; символом чего являются зеленый, голубой, и синий цвета в сущности Биосферы; символами чего являются фиолетовый, черный и белый цвета в Ноосфере?

Следовательно, символами чего они являются и в Человеке?

 

СУЩНОСТЬ СОЦИОСФЕРЫ

В ЦВЕТОЛОГИКЕ СПЕКТРА

 

Простое созерцание полного спектра солнечного цвета позволяет убедиться, что расчленение Универсума на три сферы есть не только условность, но и действительность, в чем убеждает нас метод цветовой символики. Например? Сущность Социосферы представлена КРАСНО-ОРАНЖЕВО-ЖЕЛТЫМ соцветием, и сразу возникает вопрос: почему красный цвет здесь господствует? Ответ записан в первой строке МАНИФЕСТА Маркса: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов”. Десятилетние, тридцатилетние, столетние и т. д. войны свидетельствуют о непрерывности кровопролития, а мировые войны XX века с применением оружия массового уничтожения ставят восклицательный знак КРАСНОМУ цвету в символике Социосферы! Но что означают тогда еще два цвета данной триады?

Маркс писал, что социальная сущность человека “в своей действительности  есть совокупность всех общественных отношений”. В этой «совокупности отношений" он же выделял производительные силы, производственные отношения (экономический базис) и возвышающуюся над ними политическую надстройку. Очевидно, можно предположить, что производственная деятельность, экономическая деятельность, политическая деятельность как раз являются теми сущностями Социосферы, о которых свидетельствуют нам указанные символы цвета.

Весьма однозначно данный вопрос проработан в книге Р. Штайнера “Основные черты социального вопроса” (1919), на теоретической базе которого был учрежден в том же году в Штутгардте “Союз трехчленности социального организма”. Его основатели добивались создания системы, способствующей трудовому, экономическому и политическому развитию личности, как этого требует философская концепция автора книги, который писал: «Не люди разделяются на классы и сословия, а общественная организация, общество как “социальный организм” расчленяется. Люди же, каждый человек в отдельности, благодаря этому расчленению приобретают социальную полноценность, полноту человеческой жизни. Ибо тройственное расчленение социального организма означает, что каждый человек участвует в жизни каждого из трех членов социального организма... Каждый же человек как таковой - живая связь трех членов социального организма».

Этими тремя членами социального организма у Штайнера являются Свободный труд, Экономическая жизнь и Политическая жизнь, что идет явно в русле политэкономической теории Маркса и Энгельса. Основой Социосферы, безусловно, является трудовая деятельность, и абсолютно все в ней создается трудом человека, в чем и проявляется его духовно-социальная сущность как творческого гения, как созидателя и Творца. Но где Труд, там и Экономика, требующая рачительного отношения к жизненным ресурсам. Но где Труд и Экономика, там и Политика как ее концентрированное выражение, значит, там и Нравственность, “родная и вечная сестра политики” - ее Тень.

Следовательно, Труд, Экономика, Политика, без которых “жизнь человека не может быть полнокровной” (Штайнер), и составляют духовно-социальную сущность индивида, символом чего являются красный, оранжевый и желтый цвета спектра…

 

БИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

В ЛОГИКЕ СПЕКТРА

 

Эта сущность представлена соцветием ЗЕЛЕНОГО, ГОЛУБОГО, СИНЕГО тонов. Данная триада символизирует зеленое одеяние планеты - ее растительную флору, голубизну Неба (воздуха) и синеву вод Мирового океана. Мы уже знаем, что все это - результат “работы” солнечной энергии, обеспечившей, таким образом, жизнь и живому миру, и человеку. Именно цвет отпечатался на генетическом уровне - в хромосомах (хромо - цвет, сомо - тело: цветотело) человеческого организма.

Животный мир за миллионы лет развития выработал инстинкты выживания и самосохранения, размножения и распространения - и все это в суровых условиях действия закона естественного отбора. Простейшие инстинкты проявляются уже на уровне растений: реакцией на свет и тепло, на воздух и воду обнаруживается наличие чувственной системы. Еще древние установили, что  растения  обладают  чувствующей душой,  а  животные  к  тому  же - и душой мыслящей. Но если мы говорим, что чувствительность свойственна уже растительности, то ЗЕЛЕНЫЙ цвет можно условно назвать символом чувствующей субстанции или символом чувств, или символом “тела”. Животная душа есть более сложная система, прежде всего тем, что она кроме чувственной системы, имеет психическую систему и эмоциональную. Именно данный фактор позволяет о животной душе говорить как о душе мыслящей, причем биологически ум как таковой проявляется именно в ЭМОЦИЯХ.

Только люди, непосредственно занятые общением с живой природой, могли утверждать, что растениям свойственны и чувства, и психика, и эмоционность, но их проявления настолько слабы, настолько зачаточны, что обычно человек не обращает на них никакого внимания. Зато в животном мире проявление этих свойств столь значительно, что весьма трудно различить, где начинается растительное, где кончается животное, а где начинается человек. Не случайно, видимо, и рождение известного афоризма Руссо: “Человек - это просто испорченное животное”. Действительно, есть домашние животные, а есть дикие племена людей. Первые живут среди людей, а вторые - среди зверей, и о различии состояний их физиопсихоэмоциональных систем можно говорить лишь условно. Совсем иное дело человек как представитель Социосферы...

Однако в науке есть понятие “функциональный круг животного”, введенное в начале века биологом И. Икскюлем и философом Э. Кассирером. “Круг” состоит из системы чувств, воспринимающих сигналы внешнего мира, системы рецепторов, передающих эти сигналы в центральную нервную систему и головной мозг, и системы эффекторов, передающих реакцию центральной нервной системы к мышечным тканям, в поведении которых она и проявляется.

Фактически этот “круг” представляет собой ФИЗИО-ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ систему животного организма, сущность которой ясно отражают три цвета солнечного спектра: ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ и СИНИЙ. Следовательно, можно предположить, что человек отличается от животного лишь исключительно принадлежностью своей одновременно еще и к Социосфере и Ноосфере, проявляющихся в его духовной и интеллектуальной сущностях...

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ

В ЛОГИКЕ СПЕКТРА

 

Она представлена оттенками ФИОЛЕТОВОГО, ЧЕРНОГО и БЕЛОГО цветов, что выдает всю сложность ее понимания. И в то же время ЕЕ ПРОСТОТУ! Ноосфера - Сфера Разума. Традиционно она связывается с Космосом, символом которого является фиолетовый цвет. Он же - символ мыследеятельности, мышления, философии. Черный цвет есть символ Тьмы, порождающей неопределенность, мистику, фантазию, безмолвие, метафизику, метасемантику. Белый свет, наоборот, раскрывает славу внешнего мира, он анализатор и правдолюб.

КОСМОС-НОЧЬ-ДЕНЬ - вот явления, стоящие за данным трехцветием. Но именно здесь берут свои начала МИФОЛОГИЯ и РЕЛИГИЯ и НАУКА как качественные ступени в эволюции общественного сознания. Несомненно, данная цветовая триада имеет глубочайший смысл в природе Универсума и Человека. Она утверждает, что религия и наука не могут жить друг без друга, как не могут друг без друга быть ночь и день, вечно пожирая семи себя и вечно порождая, переходя в свои противоположности  ДОБРОМ и ЗЛОМ,  ЗЛОМ и ДОБРОМ...

Истоки религии лежат в символике черного цвета, науки - белого. Отсюда и практические задачи: религии - в чувственном постижении таинств, мистики, трансцендентного; науки - в просвещении на основе очевидного, рационального, доказуемого. Но парадокс: религия “чует” Свет в идее Бога и вечную жизнь в загробном мире; наука же в загробном мире видит Тьму и Конец всякого Смысла Жизни. Данная ситуация заставляет человечество разрываться между “как бы двойного бытия”, нередко вызывая внутреннее раздвоение личности, ведущее к ее разрушению…

На примере мифологии, религии и науки нетрудно убедиться, что значит для человечества тезис: “В начале было слово”. Но что такое - СЛОВО? Прежде всего, Слово есть СИМВОЛ Космического Разума, являющийся Человеку ЧРЕЗ ЗНАК, ЧРЕЗ ГОЛОС и ЧРЕЗ ЦВЕТ и вызывая ВЛЕЧЕНИЯ. Причем, как в древней притче:

 

Влечение Знака порождает Мышление.

Влечение Голоса порождают Мелодию.

Влечение Цвета порождает Живопись.

Соединение трех влечений порождает …ИНТЕЛЛЕКТ!

 

В свое время социалисты выдвинули антитезис: “В начале было Дело”. Они были правы, потому что идут от интересов социальной сущности человека. Позже фрейдисты выдвинули свой вариант антитезиса: “Миром правит Секс”, и тоже оказались правы, потому что ориентируются на биологические потребности человека. Надо признать, что те и другие, мощно воздействовав на общественное сознание, обрекли человечество на серьезные испытания и страдания.

В большей своей части этими страданиями человечество обязано ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, которой никак не удается решить проблему ВОСПИТАНИЯ и ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Не удается, поскольку именно интеллигенция до сих пор не видит различия между духовным и интеллектуальным началами человека, потому что не видит смысла, который таится в Фиолетовом, Черном и Белом цвете Ноосферы. Конечно же, и здесь “виноват” Ньютон и его семицветный спектр.

Два цвета остаются “невидимыми”, поэтому не видно и “интеллекта интеллигенции”. В этих-то потемках и правят бал социалисты и фрейдисты…

 

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕКА

 

Все сказанное в предыдущих главах о любви как исполнении некоего закона жизни свидетельствует о том, что любовь можно понимать не только как “либидо” или, наоборот как нечто абстрактное, непостижимое, любовь нужно понимать как вполне постижимую сущность: как источник, как предмет, как процесс и ЗАКОН ЖИЗНИ - Универсума и Человека в нем. Исследовав древнюю заповедь о любви посредством логики цвета и света, приходится говорить, что речь идет о материализации идеи ОСНОВНОГО ЗАКОНА ЧЕЛОВЕКА, присутствующей в идее Универсума. Так выяснилось, что душа, тело и разум человека суть действительно разные вещи, а именно:

ДУША человека есть манифестация развития Социосферы, сущностью которой являются трудовые, экономические и нравственно-политические отношения,  делающие  духовно-социальную  жизнь  человека полнокровной  и  содержательной, порождая  дружбу и стремление к совместной деятельности. Нарушения в духовной жизни ведут к нарушению сердечно-сосудистой системы и к инфаркту, а в обществе - к конфликтам и войнам. Поэтому ясно, почему символом духовно-социальной сущности является красный цвет.

ТЕЛО есть высшая манифестация развития Биосферы - Живой природы, на основе ее чувственной, психической и эмоциональной систем, заключенных в биофизический организм, развитие которого подчиняется законам развития физиопсихоэмоциональных систем в Биосфере Универсума. Под воздействием Социо-, Био- и Ноо- Сфер проблема физиопсихоэмоцинального развития резко усложняется. Но зеленый цвет биосистемы должен оставаться зеленым. 

ИНТЕЛЛЕКТ человека есть высшая манифестация развития Ноосферы - Сферы Разума как космического феномена. Человеческая форма разума называется интеллектом, если его развитие происходит на основе инструмента интеллектуального развития: Искусства слова, Искусства музыки и Искусства Живописи. При недостатке любого из них интеллект становится ущербным. “Заговори, чтоб я тебя увидел”, - обращался Сократ к незнакомцу, и в зависимости от услышанного ответа судил о степени его глупости или ума. Если последнего не обнаруживалось, то незнакомец не мог рассчитывать на уважение мудреца. Но ведь речь - это лишь одна из сторон интеллекта...

Нарушение закона интеллектуального развития ведут к деградации, дебилизации и маргинализации личности. То есть тоже к ее разрушению…

Нам остается еще раз повторить древнеиндийскую заповедь ЗАКОНА ЖИЗНИ

Три источника имеют влечения человека: душу, тело и разум.

Влечение души порождает дружбу. (Красный цвет).

Влечение тела порождает желание. (Зеленый цвет).

Влечение ума порождает уважение. (Фиолетовый цвет).

Соединение трех влечений порождает любовь (БЕЛЫЙ СВЕТ).

 

      Такова гипотеза ОСНОВНОГО ЗАКОНА ЧЕЛОВЕКА

 

ПОСТСКРИПТУМ

 

Сто лет назад В. Розанов в “Сумерках просвещения” записал мысль, которая и для нашего времени выглядит достаточно “заумной”: “Есть  в природе закон, по которому два луча света, известным образом направленные интерферируются и вместо того, чтобы производить усиленное освещение, производят темноту; есть  нечто подобное и в природе человека: и в ней также интерферируются образующие впечатления, если они противоположны по своему типу, и вместо того, чтобы просвещать сердце и ум, погружают их в совершенный мрак”.

С автором легко согласиться, если понять, что речь идет не только о духовном, но и об интеллектуальном потенциале, которые, по сей день оставаясь “интерферированными” в науке, не позволяют отличить душу от разума, а значит и сердце от мозга (!?), оставляя темные пятна (мрак) в просвещении. Может быть, мы поэтому “не видим”, что сердце есть духовный центр индивида, в котором сходятся трудовые, экономические и нравственно-политические аспекты Социосферы. Как не видим и того, что мозг есть мыслительно-художественный центр, где сходятся информационные потоки Вселенной, и лишь наше неумение развить всю его мощь при посредстве искусства живописи, искусства музыки и искусства слова, приносит столь жалкие плоды его деятельности: потоки крови, слез и разрушения. Розанов последователен и здесь: “Недостаток художественного воззрения на предмет есть коренной источник ошибок, допускаемых в организации воспитания и образования всюду - в Европе и у нас”.

Из цветовой интерпретации ФОРМУЛЫ ЛЮБВИ мы установили, что человек есть феноменальная манифестация трех сущностей Универсума, являющихся с Социосферой, Биосферой и Ноосферой, от которых возникают три начала Человека. Если два из них “интерферировать”, то последствия этого становятся необратимыми. Тогда на передний план выступает так называемое “естественное начало” - БИОЛОГИЗМ, и ученым приходится научно констатировать: “Процесс биологизации общества углубляется, и эта тенденция носит устойчивый характер”(А. Еремеев). Наблюдая события в Чечне, Боснии по телевизору или в собственном городе, микрорайоне воочию, мы легко соглашаемся с выводами ученых…

Эйнштейн однажды пошутил: “Представление о бесконечности мне дает человеческая глупость”. В прошлом веке по этой же теме проехался Виктор Гюго в своих размышлениях об иерархии бедствий, преследующих человека: “Над королями, угнетающими народ (первый уровень бедствий - А. М.), есть война, над войною - чума, над чумою - голод,  а над всеми бедствиями - глупость людская”.

Именно она - глупость людская - явилась первопричиной и Всемирного потопа и явления Иисуса Христа, она же стала причиной мировых войн и появления термояда, теперь она же медленно, но неуклонно подвигает мир к Экологической Катастрофе.

Да, “Трудно голове без плеч могучих. Горе телу без главы разумной...”

 

Так и земле русской - без интеллекта!…

 

16.01.1996.         С любовью………….. А.МАТУРСКИЙ               г.Челябинск 

 

 



Hosted by uCoz