© © © © ©

АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

 

ШКОЛА ХХI ВЕКА (Проект А.Матурского),

 

НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ ХХI века

(Проект А.Матурского)

 

В ХХI веке господствующее мировоззрение должно основываться на представлении тройственности мира, а значит, и тройственности человека. Стало быть, диалектическая логика, исходящая из дуализма, должна развиться в логику триалектическую. Эта мысль вытекает из всего предыдущего опыта постижения человеком окружающего мира в его тройствененности, включающей Ноосферу, Биосферу и Социосферу. Ни одна из этих трех «сфер» не может существовать без двух других. От Ноосферы, как «Сферы Разума», человеку дается представление о Прекрасном через интеллектуальное воспитание и философию. От Биосферы – «Сферы Жизни» - ему достается животная жизнь, которую изучает естествознание, а от Социосферы – духовно-социальная, как сфера интересов гуманитарных наук. Итак, Философия, Естествознание и Гуманитарные науки должны стать теоретической основой образования в ШКОЛЕ ХХI ВЕКА. На языке символов господство знака дуализма (левый знак вверху) уступает место знаку триединства (знак справа вверху), а в жизни утверждается господство Интеллектуального (Прекрасного), Здорового и Нравственного. В этом весь смысл каллокагатии человека…

В силу укрепления новых представлений общеобразовательная Школа ХХI века должна учесть ряд принципиально важных моментов в понимании природы человека (см. «Основной Закон Человека» и «Всеобщий Закон Трех Измерений») в акте превращения человеческого индивида из ребенка в зрелую личность (см.: «Закон Развития Человека» и «Закон Соответствия»). Поэтому весь образовательный цикл должен включать в себя ТРИ ступени Единого непрерывного педагогического процесса по Воспитанию, Развитию и Образованию Личности, гармонично развитой в Интеллектуальном, Физическом и Духовно-социальном отношении (см.: «Основной Закон Государства»). Вся ШКОЛА состоит из ТРЕХ ШКОЛ: НАЧАЛЬНОЙ, СРЕДНЕЙ и ВЫСШЕЙ.

 

I. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Распространяется на Детство. Оно должно быть счастливым. Школа образуется на основе современной дошкольной системы детских образовательных учреждений (ДОУ), с ясельным и дошкольным воспитанием. Основное отличие в том, что она будет охватывать своим влиянием 100 процентов детей с перинатального периода до 6-7-ми летнего возраста, т.е. до смены молочных зубов на настоящие. Это есть школа интеллектуального воспитания ребенка на основе его приобщения к искусству живописи (рисование), искусству музыки (пение, танцы) и искусства слова (речь: сказки, рассказы)...

Ясно, что всякий воспитатель начальной школы должен быть сам интеллектуально воспитан, а стало быть, и сам обладать интеллектом, под которым мы понимаем способность человека отображать действительность при посредстве Искусства Живописи, Искусства Музыки и Искусства Слова

В этом должны быть заинтересованы региональные и федеральные структуры управления, хотя прямой исполнитель – местные органы власти...

II. СРЕДНЯЯ ШКОЛА. Распространяется на Отрочество. Оно должно быть здоровым. Переход из Детства в Отрочество знаменуется сменой молочных зубов. И только теперь можно приступать к постижению знаний по школьным предметам – то есть, начинать «грызть гранит науки», оттачивая ум, укрепляя тело и чувства и формируя душу (психику и эмоции). Время пребывания в средней школе 7 лет: до 14-15-тилетнего возраста. Цикл совпадает с так называемым «пубертатным периодом» жизни биологического организма, иначе, с периодом полового созревания. Ясно, что это должна быть школа здоровья и потому основное внимание педагогического процесса – укреплению физического, психического и эмоционального здоровья, на основе умственного развития. Ясно также и то, что средняя школа должна продолжить традицию начальной школы по интеллектуальному воспитанию и развитию ребенка через практическое освоение основных видов искусства

Но уже в средней школе ребенок не может нормально развиваться умственно без приобщения его к труду физическому, как не может нормально развиваться он и духовно без производительного труда. Это означает, что именно в средней школе должны быть созданы необходимые условия для привлечения ребенка к общественно-полезному производительному труду с освоением основных производственных процессов на предприятиях, расположенных в районе места проживания…

Ясно, что в этом более всего должны быть заинтересованы органы местной власти и органы местного самоуправления…

 

III. ВЫСШАЯ ШКОЛА. Распространяется на Юность. Она должна быть творческой и художественной. Этот семилетний цикл, заканчивается в 21-22 года жизни. Интеллектуально он проходит под известным девизом «познай самого себя». Биологически период знаменуется половым созреванием, половыми интересами и половыми потребностями. Социально этот период знаменуется интенсивным формированием так называемой гражданской, а лучше сказать человеческой зрелости. Ясно, что заканчивающий высшую школу индивид должен иметь не только документ, удостоверяющий окончание того или иного высшего учебного заведения, как это практикутся сейчас. Он должен иметь нечто значительно важнее – то, что определяется словами: «культуру в кровь, в плоть в быт». Молодой человек после окончания ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ должен иметь приобретенный в системе образования Статус Человека, иначе стать Личностью, гармонично развитою в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношениях. Иначе говоря, за семь лет пребывания в ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ её преподаватели и педагоги должны обеспечить юношеству то, чего не могли в силу ограниченности возрастных возможностей дать ни НАЧАЛЬНАЯ и ни СРЕДНЯЯ школы – духовно-социальное образование

Это означает, что за семь лет ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ребенок должен быть полностью вовлечен (адаптирован) в те социальные процессы, которыми живет общество (место, регион, государство в целом). В первую очередь это есть производство интеллектуальных, материальных и духовных благ. Во-вторых, это есть экономическое положение в общества его и его семьи. В-третьих, это – его нравственно-политическое состояние в процессах, идущих в обществе и требующих участия в них каждой зрелой личности…

 

Вот такой видится РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА, сориентированная нравственно и политически на производство человека как личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении. Именно такой Проект рождается на основе усвоения материала, представленного на страницах АКАДЕМИИ САМОПОЗНАНИЯ. Конечно, и над этим Проектом тоже можно весело посмеяться, мол, где же взять столько педагогов по интеллектуальному воспитанию, если таковых не готовит ни одно высшее педагогическое заведение! Смеяться не грешно, и даже полезно, поскольку уже здесь дается ответ, с чего начинать строительство ШКОЛЫ ХХI ВЕКА. – С повсеместного учреждения в педагогических вузах кафедр интеллектуального воспитания ребенка при посредстве Искусства Живописи, Искусства Музыки и Искусства Слова. И можно быть уверенным, что дальше процесс пойдет сам собой, всё более развиваясь и совершенствуясь…

 

…Если вспомнить предысторию педагогики, то легко увидеть, что речь идет о социально-политической реализации народной мудрости: «До 7 лет воспитывай сына как царя, до 15 – как слугу, после 15 - как друга». С той, однако, лишь разницей, что раньше такую «технологию» воспитания могли себе позволить разве что отдельные избранные из состоятельной части общества, а теперь задача заключается в том, чтобы такое воспитание дать каждому ребенку Российской Федерации (России). Абсолютно каждому! Ведь ему нужны не столько сострадания по поводу пресловутой «слезы ребенка» (Ф.Достоевский), сколько практические дела по его человеческому воспитанию…

 

С любовью, А Матурский…

 

10.01.2005

 

 

 



Hosted by uCoz