АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

А.Матурского

 

© «Русская Школа»

Национальная идея: Проект – 2007/2008.

 

 

Есть в России такая старинная русская забава – поиск на-

циональной идеи. Это  что-то вроде поиска  смысла жизни.

             Занятие в целом небезынтересное и небесполезное».

В.В.Путин: «Послание Федеральному Собранию -2007».

 

 

Тщетно ожидать большого прибавления в знаниях  от

введения и прививки нового к старому. Должно быть

совершено обновление до последних основ, если мы не

 хотим вечно вращаться в круге с самым

 ничтожным движением вперед.

Ф.Бэкон

Что такое «Русская Школа»?

Как таковой Русской Школы в современной системе образования нет. Есть традиционно-условное название «школа», в форме зданий, сооружений, и где детей-школьников учат различным знаниям по соответствующим программам взрослые-учителя, сумевшие сами овладеть ими за годы учебы в такой же школе, прибавляя к ним по крупицам новые знания из области естественных наук, техники, обществоведения, жизни вообще. Процесс переходит из поколения в поколение, изо дня в день, из века в век, из одного тысячелетия в другое. И вот наступил нынешний – ХХI век! И что же мы видим?

«Образование в последние десятилетия находится в состоянии глубокого кризиса. В 1968 г. вышла в свет ставшая затем широко известной книга американского ученого и деятеля просвещения Ф.Г. Кумбса “Мировой кризис образования”, в которой, пожалуй, впервые был дан обстоятельный анализ нерешенных проблем образования именно в глобальном масштабе. “В зависимости от условий, сложившихся в различных странах, кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее, - писал Кумбс. – Но  его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах – развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас”. Почти через 20 лет вышла новая книга Кумбса под тем же названием, но с добавлением: “Взгляд из 80-х годов”. На основе анализа большого и репрезентативного материала автор делает вывод, что кризисные явления стали еще острее, а общая ситуация в сфере образования – еще тревожнее». Как видим, с тех пор прошло более 20 лет - уже идет 21 век, а дело к лучшему не выправляется. И потому - ещё одно «откровение»: «…В некоторых новейших публикациях отрицается даже возможность реформирования отечественной системы образования. Примером может служить статья О.В.Долженко: “Созданную в нашей стране систему образования, – пишет он, – перестроить нельзя; это уникальное образование может занять почетное место в музеях деградации человеческой культуры и только”». (См.: «Реформы образования в современном мире». М., 1995,  с.4,5).

Можно говорить, что кризис мировой системы  образования начался после проникновения науки в тайну ядра и выхода человека в открытый космос. Именно с этого момента потребовалось фундаментальное философское переосмысление самого понятия «человек» и новые представления человека о самом себе. Разумеется, речь может идти исключительно лишь о научных представлениях, достойных нового времени. Но таковых у мировой науки не появилось до сих пор, поскольку кризис образования продолжается, все более углубляясь. И потому обнаруженный факт, что незнание человека есть «самое сильное незнание современной науки», лишь добавляет пессимизма: «Незнание фундаментального в природе человека свидетельствует о всей несостоятельности современной науки, а может быть и всей культуры, образуя самый большой тормоз для ее гармонического развития» (В.Налимов. Спонтанность сознания. 1980, с. 224)…

Знаковой является и статья доктора философии В.Костецкого «Мутация образованности в полуобразованность и полунравственность», где ученый назвал причину возникновения этих двух пороков общества. «В истории образования на протяжении последних столетий идет мутация: первоначально образование отделяется от воспитания, затем берется курс на овладение знаниями, этот курс приводит к «многознанию», при истощении многознания возникает новый феномен - «полузнание»; наконец, возникает глобальная индустрия «полуобразованности», которая охватывает довузовское, вузовское и послевузовское образование». И далее добавляет: «...истоки полуобразованности не лежат на поверхности, их не определить «с ходу», «на глазок», их требуется тщательно отслеживать».

   Ученый выделил первопричину мутации: «образование отделяется от воспитания». Произошло это оттого, что оба понятия стали абстрактными по причине отсутствия четкого различия между ними. Однако на практике воспитание, как и образование, есть конкретное дело, и потому согласимся, что конкретное дело требует и конкретного определения понятия. Поэтому едва ли случайно к конкретной теме воспитания обращается автор ученой диссертации на тему «Генеалогия воспитания» доктор философии О.М.Ломако, которая пишет:

«Возрастающий интерес к философским вопросам воспитания, к исследованию педагогического творчества инициирует появление новых подходов в области философско-педагогических изысканий. Одним из шагов в этом направлении является осмысление генеалогии воспитания как направления философско-педагогической антропологии. Речь в данном случае идет не о названии новой дисциплины, а о содержательном определении воспитания как универсальной сферы человеческого бытия и способности человека быть воспитанником и воспитателем других людей.  Актуальность связи метода генеалогии со сферой воспитания обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, это вызвано необходимостью выживания и существования человека в созданной им цивилизации, знаковыми характеристиками которой являются угроза экологической катастрофы, увеличение средств массового уничтожения, непомерное разрастание и усложнение технологически-информационной среды. Всё более очевидным становится осознание того, что будущее человечества, возможность его существования, сохранение культуры во многом зависит от стратегии в сфере воспитания и образования.

Во-вторых, важнейшей проблемой настоящего времени стал быстрый рост системы образования, превращение её в одну из крупнейших сфер человеческой деятельности, с одной стороны, и углубление кризиса этой системы, …всё большее расхождение педагогической и философской теории с практикой воспитания и образования - обусловливает необходимость определения роли опыта в воспитании.

В-третьих, в России этот кризис усугубляется, с одной стороны, отрывом воспитания от своих исторических корней, отказом от собственной истории, неумением и, часто, нежеланием, учитывать позитивный педагогический опыт прошлого, прежде всего, опыт отечественной традиции педагогической антропологии; с другой – отсутствием социокультурной политики в сфере воспитания. …Сейчас как никогда становится актуальным возрождение родового познания, в центре которого стоит не изолированный субъект, а связь индивида и рода. В России так и не привился европейский гносеологизм, свои же истоки оказались забытыми, а, значит, утрачена почва воспитания.

В-четвертых, кризис классической метафизики с его антропоцентризмом, поставил под сомнение общепринятые ценности: Разум, Истина, Гуманизм, - и основанное на них воспитание как формирование в соответствии с готовым образцом. Антропологический способ рассмотрения ориентируется на творчество: в нем нет законченного «образа человека», поэтому он направлен не столько на создание системы, сколько на открытие новых неожиданных феноменов в непредсказуемых, непредвиденных ситуациях. Отсюда и задача генеалогии воспитания — найти истоки и естественную почву творчества», ибо важнейшая задача науки – «поиск истоков человеческого в человеке».

Такова констатация фактов учеными, философами. И вот, занимаясь этой же проблемой, мы и пришли к её истокам и теперь говорим, что как таковое воспитание по своей цели и содержанию является интеллектуальным, а образованиедуховно-социальным. И обозначаем разницу между ними: если интеллектуальное воспитание происходит через освоение ребенком искусства живописи, искусства музыки и искусства слова, то духовно-социальное образование - через освоение профессии, через знание и исполнение законов экономики и политики. Заметим, однако, что ни у Костецкого, ни у Ломако (докторов наук) ничего не сказано о том, как отличить абстрактное слово «воспитание» от философского понятия «интеллектуальное воспитание», с которого собственно, и начинается тот человек, к которому уже вполне уместно применить слово «сверхчеловек». Пора понять, что статус человека в охоте на мамонта, и статус человека, осуществившего выход в космос, столь же различен, как статус дочеловека и человека. И потому остается признать, что выход Ницше на идею сверхчеловека был отнюдь неслучаен, но теперь есть достаточное основание полагать, что именно интеллектуальным воспитанием и духовно-социальным образованием «сверхчеловек Ницше» будет возвышаться над просто «современным человеком».

В силу сказанного добавим, что хотя понятие «Русская Школа» рассчитано на русскоязычное население и своим названием подразумевает проект, имеющий целью радикальное изменение взгляда на систему образования, однако, ни буквой, ни духом оно не выражает шовинистических амбиций. «Русская Школа» стоит в том же ряду, в каком находятся школы и других национальностей, например, татаро-башкирская, немецкая, еврейская, американская и т.д. школы, и в национальном отношении совершенно равноправна с ними. Главным отличием является национальный язык, который в «Русской Школе» должен быть русским и господствующим по определению. Всё её достоинство - в Гармонии Трех Школ

        Главной идеей «Русской Школы» является гарантированный выпуск «нового человека как Человека», по-Марксу, или «сверхчеловека», по Ницше. То есть, воспроизводство полноценной Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, в физическом и в духовно-социальном отношениях. Такой результат достигается тем, что «Русская школа» начинается с решения проблемы интеллектуального воспитания ребенка, а заканчивается духовно-социальным образованием Личности.

 «Русская Школа» есть понятие культурное и прагматическое. Её поприщем является Искусство, Наука и Практика. Своим влиянием она охватывает воспитателей, педагогов, родителей и каждого их ребенка в течение 21 года, начиная уже с первых дней после рождения (в перспективе – с перинатального периода, с предрождения).

         В соответствии с главной идеей и главной целью, «Русская Школа» предусматривает три ступени, каждая из которых предназначена для достижения определенной задачи, а именно:

  I.  Начальная школа, решает практическую задачу по интеллектуальному воспитанию ребенка и охватывает первые 7 (семь) лет жизни, отмечаемые сменой молочных зубов. 

 II. Средняя школа, решает задачу умственного и физического развития ребенка и занимает еще 7 (семь) лет его жизни, заканчиваясь пубертатным периодом (период полового созревания).

III. Высшая школа, решает задачу духовно-социального развития и включает в себя профессиональное, экономическое и политическое образование Личности, завершаясь к 20 - 22 (двадцати двум) годам жизни вступлением в период зрелости.        

Дополнение. Общеизвестно, что биологический рост человека завершается к 20-22 годам жизни индивида, и задачей «Русской Школы» становится использовать это период с оптимальной эффективностью, ибо физические, экономические и нравственные законы развития императивно не позволяют терять впустую ни единого года из этого важнейшего жизненного цикла становления гражданской Личности (Сверхчеловека) в гражданском обществе…

 

Библейско-философские истоки «Русской Школы»

В библейском тексте есть странная, на первый взгляд, но простая и что характерно - дважды повторенная мысль: "И создал Бог Человека по образу Своему, по образу Бога Он создал его, самцом и самкою Он создал их" /Быт.1.27/. И еще: "В день, когда создал Бог Человека, по подобию Бога Он сотворил его, самцом и самкою Он создал их, и благословил их, и назвал их Человек в день, когда Он создал их" /Быт. 5.1,2/.  Из этого следует столь же простой вывод: ни мужчина, ни женщина в своей индивидуальности не представляет того, что в Библии названо: «Человек». Это всего лишь самец и самка, способные к размножению, что и было им предписано:  "Плодитесь и размножайтесь..."» /Быт. 1.28/. Жизнь показывает, что размножаться человек как представитель животного мира способен опять же только особями, представляющими собой самца или самку. «Познание» Адамом Евы, обернулось их «размножением» двумя детенышами-самцами - Каином и Авелем. Об их воспитании речи нет, и потому вскоре один убивает другого. Однако странное дело! На Каина почему-то не обрушивается наказание ни со стороны родителей, ни Творца? Более того, согласно тексту, Творец ставит ему «знак» и берет его под свою защиту, «чтобы не убил его каждый, кто найдет его» /Быт. 4.15/.

   Но как же теперь быть с энциклопедическим «человеком», которого В.Даль определяет, что это есть «каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью»? Какое отношение данное определение человека имеет к Каину, или даже к Адаму и Еве? Скажем так: ровным счетом – никакого! Потому что, как оказалось, мало «мужчине и женщине» размножиться самцом или самкою, - им (как «человеку») надо еще осознать себя отцом и матерью! - А, осознав (что возможно, как пишут ученые, только у людей), затем обеспечить своему ребенку человеческие условия жизни для полноценного воспитания, развития и образования нового человека, своего рода - сверхчеловека. Добавим: под человеческими условиями мы понимаем условия, необходимые для интеллектуального воспитания, физического развития и духовно-социального образования, способные «превратить» библейского самца или самку (от рождения) в «человека» в понимании В.Даля...

Надо исходить из того, что сам факт появления у мужчины и женщины ребенка превращает их в «отца и мать», а ребенок становится в отношении их, по сути, - «сверхчеловеком». «Отец и мать» – это есть новый (возвышенный) статус «мужчины и женщины как человека». Вполне естественно, что к своему новорожденному они должны относиться отныне именно как к «сверхчеловеку» (сверх «человека»). Этого же следует ожидать и от всех мужчин и женщин – ко всем детям. В масштабе нации взгляд на ребенка как на «сверхчеловека» требует радикального изменения научно-философских взглядов на педагогику и существующую систему образования, императивно требуя внесения существенной коррекции в так называемую «философию образования», а затем и в саму структуру системы воспитания и образования.

Таким образом, запишем, что процесс превращения из состояния самца и самки новорожденного мальчика или девочки в нового человека (сверхчеловека) за периоды детства, отрочества и юности и может называться педагогическим процессом. Именно Детство, Отрочество и Юность – вот те ступени, через которые каждый новый ребенок (самец или самка) должны подняться в своем развитии до уровня сверхчеловека - т.е. в чем-то стать выше своих родителей! О, кто бы знал, как важно увидеть в этом одну из важнейших задач современной педагогики!

И какой же ориентир следует взять для того, чтобы суметь оценить результаты прохождения ребенком указанных ступеней (Детство – Отрочество - Юность)  в его развитии до сверхчеловека? С чего начинать это движение к высшему?

Как это ни парадоксально, но эти начала мы обнаружили в библейском «вечном завете» философам и ученым, понимаемом как завет отцов роду человеческому в лице его тружеников мысли.

Воспроизведем еще раз этот послепотопный «вечный завет», о котором идет речь, в той редакции, как он там приведен и известный как вечный завет Бога Ною и его трем сыновьям:

«8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:

9 Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,

10 И со всякою душою живою, которая с вами, с птицами со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;

11 Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет более потопа на опустошение земли.

12 И сказал Бог: Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда:

13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением вечного завета между Мною и между землею.

14 И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;

15 И Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

16 И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле.

17 И сказал Бог Ною: Вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотию, которая на земле…» (Быт. 9.8-17).

Ясно, что троекратное (!) повторение оборотов: «завет Мой», «радуга в облаке», «знамение вечного завета» - не есть случайность, а, напротив, есть настойчивое пожелание или даже предписание обязательно постичь смысл «вечного завета» и его символа в образе радуги в облаке над землею…   

Не будем здесь приводить еще раз цвета радуги как знамения вечного завета, надеясь, что читатель уже знаком с ними по предыдущим моим статьям о вечном завете и о бессмертии (см. «Танкоград», №29, 2006, №№ 1,2,9-12, 2007). Однако обязательно скажем, что в верности этой мысли и обращения к вечному завету меня убедил не кто иной, как один из самых знаменитых и авторитетных философов-антропологов последнего времени – Фридрих Ницше, поднявший тему о «сверхчеловеке» до безумной остроты…

Приведу здесь две его цитаты, чтобы показать связь мыслей Ницше с ветхозаветным вечным заветом. В своей знаменитой книге «Так говорит Заратустра», употребив слово «сверхчеловек» около полусотни (!) раз, он делает и такое пафосное восклицание: «К созидающим, к пожинающим,  к торжествующим  хочу я присоединиться: радугу хочу я показать им и все ступени сверхчеловека!»…

По-разному можно относиться к данному экстазу души философа, но нельзя пройти мимо этой фразы равнодушно, если вспомнить библейский вечный завет, по сути, уравнивающий человека со сверхчеловеком, т.е. с Творцом. Мы уже видели и говорили, что «ступени», ведущие к сверхчеловеку, есть Детство, Отрочество и Юность, пройдя которые человек оказывается в состоянии зрелой Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении.      

Но может быть, эта фраза оказалась случайной, отчего де никто и не обращает на неё должного внимания? Что это не так, можно убедиться уже через несколько страниц книги, где философ снова провозглашает: «Туда, где кончается государство, -- туда  смотрите, братья  мои!  - и вопрошает: «Разве  вы  не  видите  радугу  и мосты, ведущие к сверхчеловеку?».

Радуга и идея сверхчеловека!? Откуда это у нашего «безумца»?

Проникновение в тайну ядра и выход человека в космос позволяет вести речь о постижении им сверхматерии и сверхпространств. Но это говорит и о том, что и человек теперь уже не тот «человек» - homo sapiens, которого «создал Бог из праха земного» и «вдохнул ему в нос душу». Именно сверхчеловеком следует называть теперь homo sapiensa, который ныне занимается сверхэнергией, осваивает космос, а при посредстве нанотехнологий получает новые сверхматериалы. Однако теперь выясняется, что сверхчеловека нельзя сотворить, не сопрягая его с понятием сверхискусство. Но согласимся, что в сверхискусство путь лежит через искусство, освоив которое, человек впоследствии смог бы сам выйти на сверхискусство. И потому мы говорим, что главным отличием сверхчеловека от человека должен стать интеллект, получаемый единственным образом - через интеллектуальное воспитание ребенка путем постижения им искусства живописи, искусства музыки и искусства слова. То есть, мы говорим, что входом в сверхискусство является интеллектуальное воспитание человека через Искусство, чем и должна заняться Начальная школа «Русской Школы», занимающая собой период Детства.

Мышление самого Ницше трудно оценить, не употребив слова сверхмышление. Как трудно не увидеть, что таким оно стало благодаря постижению им в детстве искусства живописи, искусства музыки и искусства слова. Великолепный художник, блестящий музыкант и непревзойденный мастер слова, каким он предстал перед философами-современниками, а теперь и перед нами, - все это в виде квинтэссенции изложено в его филолого-философских трудах, подтверждающих и доказывающих его интеллектуальное превосходство, как над современниками, так и над всеми нами. Ему все еще нет равных ни в дерзости философской мысли, ни в мастерстве её исполнения! А нет, может быть, потому что в системе образования все еще нет Начальной школы, которая бы занималась интеллектуальным воспитанием, а её нет только потому, что в Министерстве Образования и Науки все еще нет учебного предмета под названием «интеллектуальное воспитание ребенка». Всего этого нет в силу того, что все еще нет понимания проблемы самопознания, или, как указывала О.Ломако, у философов и педагогов все еще нет «образа человека» как Человека…

Как нет и Высшей школы с четким её настроем на «духовно-социальное образование», подразумевающее под этим профессиональные, экономические и нравственно-политические знания и умения подопечных. Потому что и такого предмета как «духовно-социальное образование» тоже нет в реестре образовательных дисциплин указанного Министерства. И это при том отчетливом видении, что хотя в педагогическом процессе высшей школы и господствуют Наука и Знания, однако традиционно считается, что именно постижение знаний и является показателем интеллектуального развития обучающих и обучающихся, но не духовно-социального. Поэтому не удивительно, что у педагогов до сих пор нет понимания того, что в Начальной школе для интеллектуального воспитания ребенка должно господствовать Искусство и Умение.

Чтобы это понять, надо по достоинству оценить мысль Ю. Лотмана в статье «О природе искусства». Именно то, что «Наука и Искусство – это есть как бы два глаза человеческой культуры. Именно их различие (и равноправие) создают объёмность нашего знания. Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям. Искусство - форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием».

Уже здесь хорошо видно, почему мы разнесли время постижения Искусства (Детство) и Наук (Юность), строго в соответствии с возрастом, наиболее  для этого благоприятным...

Теперь о Средней школе, обнимающей возраст Отрочества (7-14 лет). Эта школа является центральным звеном между двумя школами – Начальной (0-7 лет) и Высшей (15-21 год). Совершенно очевидно, что педагогический акцент здесь делается на становление и укрепление физического, психического и эмоционального здоровья ребенка, на основе уже полученного интеллектуального воспитания. Физкультура и умственные занятия, как и физический и умственный труд, – лучшие для этого уроки и формы занятий.

Обучение искусствам и знаниям, постижение их на практике, в сочетании с производительным трудом, занятиями физической культурой и участием в различных видах художественной самодеятельности – все это и должно составить педагогическую основу Средней школы, главное в которой – выработка адекватного отношения к своему здоровью, как ребенка, так и его педагогов.

Всё вместе это и дает нам «образ человека как человека», по-Марксу, или как «сверхчеловека», по-Ницше, у которого радуга есть «мост и ступени» на пути движения от первого ко второму:

 

Радуга как мост и ступени перехода к сверхчеловеку


9. Красный

Он - Политик

Высшая школа.

Духовно-социальное

образование (14-21 год)

 

8. Оранж-й

Он - Экономист

 

7. Желтый

Он - Строитель

 

 

6. Зеленый

Здоров физич.

Средняя школа.

Физио-психо-эмоцион.

развитие (7-14 лет)

 

5. Голубой

Здоров психич.

 

4. Синий

Здоров эмоц.

 

 

3. Фиол-й

Он - Поэт

Начальная школа.

Интеллектуальное

воспитание (0-7 лет)

 

2. Черный

Он - Музыкант

 

1. Белый

Он - Художник

В строке с желтым цветом написано: «Он - Строитель». Имеется в виду профессиональная подготовка и основная профессия, связанная с созидательным производством интеллектуальных, материальных или духовных благ. Иначе: Он – Творец, Демиург, Художник, Композитор, Поэт и Литератор, Инженер, Строитель, - одним словом Созидатель, а не разрушитель…

Организационные начала «Русской Школы»

Как видно из темы, главным предметом «Русской Школы» является Дитя, Личность. Сверхчеловек! Это означает, что «Русская Школа» становится подлинной мастерской сверхчеловека, и её идея будет витать над всем пространством государства российского, где ныне царит радио- или теле- эфир. Сие означает также, что в творческий процесс творения человека как Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, необратимо вовлекается само общественное сознание, адекватно воспринявшее подлинный смысл «Вечного завета», символом которого является «радуга в облаке над землею»…

Ясно, что любая идея становится действенной силой лишь, когда достигает сознания масс и поселяется в общественном сознании народа, объединенного в государство. Как ясно и то, что делается это искусственно через современные средства массовой информации и художественные образы. Стало быть, на первом этапе внедрения главной идеи «Русской Школы» надо добиться через различные общественные организации и движения или через Общественную Палату, чтобы эта идея стала достоянием широкой гласности во всех средствах массовой информации России…

На втором шаге внедрения идеи «Русской Школы» встает задача подготовки специалистов в трех главных направлениях работы на всех трех ступенях школы. Как издревле известно, «воспитатель должен быть воспитан сам». Ясно, что эта задача целиком и полностью ложится на плечи руководителей высших педагогических учебных заведений и педагогических училищ, традиционно выпускающих из своих стен узких специалистов, в основном предметников по различным учебным дисциплинам. Как ясно и то, что здесь потребуется приложить максимум усилий для переквалификации специалистов из действующих направлений работы на новые. В первую очередь встает вопрос об учреждении лабораторий, а лучше научных кафедр интеллектуального воспитания и кафедр духовно-социального образования, которых сегодня нет ни в одном из педагогических высших учебных заведений или училищ. По ходу дела выяснится, что из лаборатории или кафедры интеллектуального воспитания должна «вырасти» Начальная школа как I ступень «Русской Школы». Главными специалистами данной кафедры должны стать, как подсказывает нам толкование символа «Вечного завета», учитель живописи, учитель музыки и учитель русского языка и литературы, которые будут готовить воспитателей по приобщению детей к живописи и музыке и развитию речи. В Начальной школе как первой ступени «Русской Школы» именно этот воспитатель и станет «главным специалистом» по интеллектуальному воспитанию ребенка. Добавим здесь же: с соответствующей задаче достойной зарплатой.

На третьем шаге внедрения идеи «Русской Школы» в жизнь встает задача подготовки специалистов по физио-психо-эмоциональному развитию ребенка в Средней школе, начиная с 7-летнего возраста - до 14-15 лет. Специалисты этой школы должны вполне сознавать свою ответственность за настоящее и будущее здоровье нации, семьи и государства в целом. Если сказать, что физкультура, танцы и труд – основные средства для достижения желаемого результата на этом поприще, это все равно, что не сказать ничего. Эти занятия должны быть доведены до высшей степени искусства, чтобы ребенок не чувствовал себя на них ни подопытным кроликом, ни слепым исполнителем воли педагога в процессе занятий по физическому, танцевальному или трудовому развитию. Следует добавить, что обучение письму, счету и всем необходимым сопутствующим предметам является неотъемлемой прерогативой Средней школы, разумеется, в сопровождении занятий по интеллектуальному воспитанию и развитию…

На четвертом шаге внедрения идеи «Русской Школы» в жизнь встает задача подготовки специалистов по духовно-социальному развитию Личности в Высшей школе, в возрасте от 14-15 до 20-22 лет. Сделать ребенка причастным к практическому решению задач социального строительства – важнейшая цель Высшей школы и едва ли не конечная цель «Русской Школы». Человек, достигший по возрасту физической зрелости, должен участвовать в общественном производстве средств потребления на основе интеллектуальной и духовно-социальной зрелости. Он должен иметь специальность, профессиональный статус, знать, что экономические ресурсы земли не беспредельны, что их распределение и потребление требует экономической и политической справедливости. Он должен уметь находить оптимальные политические решения в любых обострениях жизненных ситуаций.

Наконец, на пятом шаге внедрения идеи «Русской Школы» требуется понимание возникшей ныне проблемы демографии в Российской Федерации. Имеется в виду печально знаменитый «русский крест», когда на графической диаграмме смертность превышает рождаемость, и нации грозит самоликвидация уже в обозримом будущем. Согласно идее «Русской Школы», по достижении (к 20-22 годам) интеллектуальной, физической и духовно-социальной зрелости молодой человек становится, таким образом, совершенно подготовленным, что называется «по всем статьям», к созданию новой семьи, рождению ребенка (нового сверхчеловека) и его воспитанию в должном соответствии с уже знакомым ему Вечным заветом Отцов. Более того, этого еще не рожденного ребенка молодые будущие родители будут иметь возможность воспитывать пребывающим в лоне матери, воздействуя на него и собственным голосом, и упражнениями с цветом, и занятиями рукоделиями. Как заметили французские энтузиасты перинатального (внутриутробного) развития и наш доктор М.Лазарев, возможности этой педагогики, хотя и мало изучены, но уже имеют многообещающие результаты. Эта педагогика сама по себе способна вызвать интерес у молодых людей, что позволит свести на нет такое позорное ныне явление, как аборты, отказ от новорожденного ребенка, или избавления от него еще более недостойным образом. Таким образом, «Русская Школа» способна доказать свою состоятельность и в вопросе решения демографической проблемы, ставшей ныне исключительно актуальной для России…

Здесь опять уместно вспомнить слова Маркса, что человечество решает всегда те задачи, которые ставит перед ним история. "Но сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или находятся в процессе становления". Так и в России, но.… Казалось бы, что воспитанием гармоничной личности занимаются сегодня все её школы, но вот подход ближе всех к этой проблеме, на наш взгляд, обнаруживается в знаменитой «школе Щетинина», самым замечательным образом развившей «метод Макаренко». Как известно, А.Макаренко провозглашал: «Труд для ребят полезен и необходим... Я не понимаю, что такое ребенок десяти лет. Тебе десять лет, ты гражданин Советской республики, и к тебе можно предъявлять соответствующие требования. Если бы у меня была школа, я бы, кажется, на части разорвался, но что-нибудь стал бы делать». И здесь прав Маркс, определявший, что труд есть «...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам». Но это же самое мы должны сказать и об искусстве как таковом, тоже одинаково общем всем формам общественной жизни.

Как это важно понять, что труд и искусство есть «естественное условие жизни человека». И потому мы говорим: «Русская школа» должна быть трудовой в полном смысле этого слова и основанной на искусстве. Именно в этом нас как раз и убеждает величественный опыт школы академика М.П.Щетинина, что расположена в местечке Текос Краснодарского края, музыканта по образованию, художника и философа по призванию. Вот что пишут о ней известные в педагогике авторитеты.

Ш.Амонашвили, академик РАО: «Устремленность к цели, общие интересы и энтузиазм, преданность идеалам и любовь к ближнему, взаимоподдержка и взаимопомощь, высшая организованность, исключающая такие понятия, как нарушение дисциплины и правонарушение, возвышенное понимание чувства Родины, творческий, созидательный труд каждого, подчеркнутое уважение к родовой памяти, к предкам, к родителям, полный отход от дурных человеческих пристрастий - от курения и алкоголизма, от злости и тщеславия, от зависти и ненависти». Однако заметим: у академика - ни слова об искусстве.

А.Соловейчик, редактор газеты «Первое сентября»: «Можно сказать, что в школе Щетинина идет одна большая многолетняя деловая игра вокруг проблемы приобретения знаний, в результате которой усовершенствованы старые и разработаны новые образовательные области, созданы совершенно новые курсы-учебники, которые предполагают целостный взгляд на проблему в любой точке изучения, и, что, наверное, самое главное и самое удивительное, все участники этой деловой игры приобретают настоящие, им принадлежащие, ими выстраданные и в каком-то смысле ими созданные знания… В школе Щетинина ученики живут. Это их дом. Они здесь учатся, спят, обедают, завтракают и ужинают, ходят в горы, устраняют прорывы в трубах водоснабжения, стирают свои вещи, играют, смотрят на небо, рисуют, танцуют, в общем, живут. И вот где-то тут, в их образе жизни, корень их особенной силы». Заметим, что здесь отражено и значение искусства, хотя и не в явно выраженной форме. Можно даже сказать, что и у этого профи об искусстве не густо…

Не уделяют особого внимания этой теме и другие педагоги, например, Желтякова И., Новиков В., Семенихин Е., Чирак Ю., Теркле С.: «Школа Жизни - это первое, что приходит в голову, когда знакомишься со школой, созданной М.П.Щетининым в маленьком кубанском поселке Текос. Ее еще называют школой ХХI века, оазисом Радости и Красоты; сравнивают с чистым родником посреди обезображенной человеком природы. Когда впервые попадаешь в этот Мир детей, поражает все, ибо все в этом Мире дышит радостью, обаянием и неповторимостью: изящные терема, устремленные башенками в беспредельное голубое небо; крыши, по которым рассыпались звезды; цветы, распустившиеся на полу в галереях и на верандах; стены, на которых прихотью ребячьих вдохновений появились былинные богатыри, удивительные картины природы и причудливые узоры. В этих творениях детей всюду - в камне, дереве, мозаике, краске - виден запечатленный поиск Красоты и Гармонии. Но не это главное. Главное в этом Мире - сами дети, улыбающиеся лица и просто светящиеся от радости глаза. И их обычай - здороваться со всяким встречным, что дети и делают с огромной радостью. Объясняют они этот обычай так: говоря "Здравствуйте!", мы побуждаем человека жить, быть, продолжаться; более того, мы "пробуждаем среду" - содействовать ему в этом».

«Что же такое школа Щетинина? В 1998 году комиссия ЮНЕСКО назвала ее лучшей в мире. Еще бы: попробуйте найти такую школу, где дети изучают программу 10-летней школы за 1 год, учат одновременно 3 иностранных языка, умеют петь, танцевать, рисовать, обучаются 10-15 рабочим специальностям и получают по 2-3 высших образования к 16 годам. Причем учатся там не вундеркинды, а самые обычные дети».

 

Давайте же хоть мы выделим вот это место: только в этой школе все дети умеют рисовать, петь и танцевать, знают иностранные языки, имеют рабочие специальности, а стало быть, имеют представления о Прекрасном и о Нравственном. Искусство и труд! Ведь именно в этой оценке лучше всего видно, насколько указанные качества детей соответствуют тем параметрам «сверхчеловека», которые мы обнаружили в символизме «вечного завета». Но это и означает, что дело Щетинина бессмертно и остается в его питомцах навсегда.

Но из СМИ также известно, что делу Щетинина угрожают (может быть потому, что Учитель отказался участвовать в программе МинОбрНауки по ЕГЭ?). «На академика Щетинина, на его семью было совершено несколько покушений, в одном из низ погиб сын брата... Однако еще страшнее - окружающее непонимание и отчужденность; толщу людской приземленности пробить примером почти невозможно…» (Из Интернета). Здесь вспомним, как был отлучен от педагогики народный педагог К.Ушинский, загублен «патриотами» великий А. Макаренко, затравлен «специалистами» В.Сухомлинский, и задумаемся, какая смертельная опасность нависла над новым первопроходцем в педагогике – М.П. Щетининым. Легко увидеть, что виной и первой причиной этой опасности является чиновничий беспредел. А также зависть и патологическая неприязнь к преобразующим, к созидающим, к торжествующим, к тем, кто видит радугу, а с нею - мосты и ступени к сверхчеловеку...

Заключение.

Таковы близлежащие перспективы понимания и реализации проекта «Русская Школа» в национальном масштабе. Следует учесть, что здесь могут возникнуть «непредвиденные» вопросы, типа, где брать деньги для его реализации, ведь уже в самом начале потребуется массовое строительство новых зданий для Начальной ступени «Русской Школы», поскольку только около 50% российских детей охвачены ныне дошкольным образованием в детских образовательных учреждениях (ДОУ). Далее потребуется и массовая переквалификация воспитателей в специалистов по интеллектуальному воспитанию при посредстве искусства живописи, искусства музыки и искусства слова, что потребует уже на стадии проработки различных методик соответствующего эмоционального и психологического настроя. Еще более интересные реорганизации ожидают Высшую ступень «Русской школы», поскольку она будет трудовой и воистину творческой. Именно в ней будет преодолеваться вечный в традиционной школе разрыв между словом и делом. Это означает и то, что наконец-то навсегда будет устранен разрыв между «Школой» и «Жизнью». Более того, Высшая ступень «Русской Школы» станет производственной лабораторией, где будет царить дух творчества и немедленная реализация инновационных идей, в том числе и по выпуску образцов новой продукции, типа узлов сотовой связи или компьютеров все новых поколений, и конечно же, - освоение нанотехнологий…

Проницательный читатель уже понял, что речь идет о переходе от разговоров о создании высоких технологий в практическую плоскость, которая будет начинаться уже с Начальной ступени «Русской Школы». Как понял он и то, что подлинная и высшая цель «Русской Школы» - создание высшей технологии по производству Личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении (сверхчеловека, поскольку едва ли кто из наших современников может обнаружить в себе все параметры символики вечного завета). Именно её питомцы легко смогут разобраться и с высокими технологиями во всех прочих сферах человеческой жизнедеятельности…

Так что на месте Президента и Правительства, я бы немедленно направил на реализацию идеи «Русской Школы» не только пресловутый «стабфонд» вместе с «золотым запасом», а еще бы и занял в долг у конкурентов. Ведь хорошо известно: вложения в человека – самые надежные вложения, самые благородные, благодарные и самые выгодные…

И еще: Как видим, работа с ветхозаветным материалом («вечный завет»), его истолкование, позволяет «вскрыть» три очевидных факта, каждый из которых следует выделить как самостоятельную беду или даже целое бедствие для рода человеческого. С ними же возникают и роковые вопросы в адрес власть предержащих: Кто виноват? и Что делать?

Первое – это факт возврата Ноя к прежнему образу жизни, возродившему пьянство и разврат адамовой братоубийственной цивилизации, а сегодня ставшему нормой жизни по всей России. «Пьянство есть добровольное сумасшествие», – так  определили сиё позорное явление уже философы античности. И вот вопрос: что, человек и общество «благодаря Ною» и дальше должны мириться с этим воспринимаемым как своего рода «предписание» Ветхого завета «добровольным» сумасшествием? Смириться с этим навсегда?..

Второе – это факт повсеместного игнорирования идеи триединства Нового завета, т.е. триединства того «образа и подобия», которое только и способно нести в себе божественную идею совершенного человека. Непонятое в Вечном завете триединство как главное отличие от адамовой братоубийственной цивилизации, в котором только и скрывается проблема интеллектуального, остается непонятым и в христианской идее главного символа веры Нового завета. Зато получило «всенародную поддержку» благословляемое властью и церковью первое из сотворенных «чудес Спасителя» - превращение воды в «хорошее вино», благодаря которому «Спаситель» «де-факто» оборотился в покровителя пьянства. Это что, тоже навсегда?..

Третье – это открывающийся в связи с двумя данными факторами факт бессознательного (бессознательного ли!?) воздействия на мозги человека алкоголем, - с одной стороны, а с другой – всевозможными религиозными учениями и сектами, с той лишь исключительною целью, чтобы продолжить удерживание человека в состоянии сумасшествия.  Разве не факт, что достижение именно этой исключительной цели, оказываются наруку тем силам общества, которые хотят и дальше управлять миром, традиционно руководясь лишь религиозными учениями или государственным насилием? Что, эти традиции тоже навсегда?..

Как видим, работа над библейской темой «Вечного завета» и темой «сверхчеловека» Ницше высветила не только ключевые проблемы рода человеческого, их воистину мировую масштабность, но позволила обозначить и едва ли не единственный способ их решения - через реорганизацию системы воспитания и образования, положение дел в которой, как констатируют ученые, «более чем тревожное»...

Хочется надеяться, что начало XXI века нашей эры - это как раз то время, когда следует серьезно разобраться со всеми этими традициями, вносимыми в сознание человека властью, с активным участием и помощью миссионеров и служителей религии…

В завершение будет уместно привести из статьи А.Сухоруких цитату одного из известных московских публицистов, прозвучавшую на конференции по вопросам русской национальной школы в 1993 году: "И вот стает вопрос: какую национальную школу мы хотим построить? Мы хотим национальную школу, которая обеспечит полноценное историческое бытие нации, каким всегда было историческое бытие русского народа, или мы хотим школу этнографическую, которая сохранит лишь внешний атрибут национального быта: лучины, вышивку крестиком, церковно-приходскую школу, некие внешние признаки православия, но в общем будет означать бытие народа в форме резервации? Я вас уверяю, что такую национальную школу нам охотно позволят создать, ведь такая национальная школа никому не угрожает. Значит, мы должны так ответить для себя на этот вопрос: мы хотим русскую национальную школу такую, которая позволит полноценное бытие народа, позволит ему ответить на все вызовы времени, которая будет качественной, современной, способной давать образование на уровне опережающих технологий. И которая, наконец, будет страстно связана с основной целью - спасение нации, сохранение ее истории." (К. Мяло). ...Мне вспоминаются слова академика Щетинина о своей школе: "Мы - корабль, и корабль пока военный. В нас стреляют... Вы хотите стать его пассажиром, но здесь все матросы. Готовы ли вы стать матросом одной команды?"» (Газета "Берег", 8 августа 1999 года, г. Воронеж).

Школа М.П. Щетинина сегодня представляет собой воистину «Чистый родник, сотворенный руками Человека посреди обезображенной человечеством природы» (И.Кирьянова). «Щетинин, с нашей точки зрения, совершил величайшее образовательное открытие, которое, конечно, осталось незамеченным его погромщиками. Он открыл новое содержание образования. Он так построил уклад жизни в своей школе, на своем педагогическом острове, что этот уклад и стал содержанием образования… Щетинин – гений. Художник, мыслитель, выдающийся деятель нашей культуры» (А.Адамский, выделено мной, А.М.).

Так говорят специалисты!

Скажем здесь свое слово и мы: отныне феномен гения Щетинина с его фантастическими результатами в педагогике раскрыт: их истоком является библейский «вечный завет» с его знамением - «радугой в облаке над землею»; и «радуга как мост и ступени, ведущие к сверхчеловеку» Ф.Ницше.

«И невозможное стало возможным!»…

© Анатолий Никифоров. «Русская Школа». Национальный проект – 2007/2008.

                                                             

 

4.01.07. Обновлено 21.11.07

 

 

Hosted by uCoz