АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

 

 

ТРИ ШАГА, ВЕДУЩИЕ В БЕССМЕРТИЕ

  

Здесь надо, чтоб душа была тверда,

Здесь страх не должен подавать совета…

А. Данте

 

ЧЕЛОВЕК – БЕССМЕРТНЫЙ,

ЕСЛИ ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕК!

 

Тема бессмертия неистребима, и возникает вновь всегда, когда речь заходит о смысле жизни человека. Внутренне каждый полагает, что основная жизнь еще только предстоит и вся впереди. Наверное, это так, но утверждение о бессмертии человека, вынесенное в подзаголовок, указывает на некоторое обстоятельство, а именно: чтобы осветить указанную тему, надо прежде ответить на вопрос: Что такое Человек?

 

Ι. Итак: «Что такое Человек?»

 

Этот давно уже "перезрелый" вопрос всегда рассматривается или с точки зрения естествознания, или с точки зрения общественных гуманитарных наук, или с точки зрения философии/религии...

Известно, что с официальной и потому общепринятой точки зрения естественно-обществоведческих наук, "Человек есть высшая форма развития жизни на земле". Это красивое мнение было отражено почти во всех научных словарях советского периода. С данным определением легко согласиться уму заурядному, но пытливый ум едва ли на это пойдет, поскольку никто не сможет убедить его считать это общее (абстрактное), по сути эпатажное, заявление исчерпывающим, или законченным и уж тем более - истинным...

 

С точки зрения социологических наук, "Человек есть существо политическое", - что тоже не бесспорно еще со времен Аристотеля...

С точки зрения Платона, "Человек есть... существо на двух ногах, с одной головой и без перьев" (не берусь утверждать, что это так, но некоторые приписывают данную «шутку» именно Платону)...

Однако в отечественной практике почти общепринято ориентироваться на определения человека, данные ему такими выдающимися учеными-энциклопедистами, как В.Даль: «Человек есть каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью», или С.Ожегов: «Человек есть живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда...

 

Именно эти определения довлеют над умами советских ученых и по сей день…

 

Однако, сегодня мы можем предложить еще одно – современное и потому усовершенствованное – толкование понятия «человек», определяющее человека не только как некое «высшее», или «живое» существо. Наше понятие определяет человека через «философскую категорию». Ведь вовсе не случайно, что до сих пор человека как «высшее живое существо» еще никому не удалось определить так, чтобы с ним согласились все: и ученые, и социологи, и философы…

 

Эта современная трактовка, представляющая «понятие» человека как философское понятие, может быть записана следующим образом:

 

"Человек есть философская категория, определяющая человеческого индивида личностью, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении"...

 

Теперь достаточно сравнить наше определение с приведенными выше, чтобы увидеть насколько малы изменения, но как заметно они усиливают содержание.

В.Даль: «Человек есть каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью». С.Ожегов: «Человек есть живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда...

 

Совершенно очевидно, что данные «определения» имеют эмпирическое происхождение, ибо буквально «срисованы с натуры», предлагаемое же философское определение требует напряжения философской мысли.

 

Другое дело, что иные на это могут возразить, мол такого «человека» мы не найдем во всем свете, потому что природа как таковых  их просто «не выпускает».

 

И это будет совершенно справедливое возражение, поскольку природа вообще человека не выпускает из своих животворных объятий. Человеческое существо того или иного пола может быть превращено в «Человека» исключительно лишь в человеческом обществе - через специально создавшуюся для этого общественную систему воспитания и образования…

 

Именно поэтому очень хотелось, чтобы на этом философском определении человека задержали свое внимание все, кому не чужда идея познания человека как философской истины: и философы и социологи и естественники, - ведь именно от них ждут позитивного ответа на столь замшелый вопрос…

 

Здесь возникает еще один дремучий вопрос: для чего это надо?

Ответим так: по крайней мере, для некоторых специалистов данное определение не столько надо, сколько необходимо! Кому именно?

Конечно же, в первую очередь, Родителю! Однако, еще больше оно необходимо, во-первых, Учителю; во-вторых, Чиновнику; и, в-третьих, Ученому, поскольку прав Ушинский: "Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, то прежде мы должны познать его тоже во всех отношениях". Ясно, что речь идет о человеке, «гармонично развитом во всех отношениях», и у которого прекрасно буквально все: и интеллект, и тело, и душа...

 

Как обычно, теперь остается выяснить, с чего следует начинать это гармоничное развитие, поскольку и сегодня у педагогов нет общепризнанной установки о приоритетах воспитания. Некоторые полагают, что начинать следует с физического развития. Другие на первое место выдвигают проблему нравственного воспитания. Третьи предпочитают говорить об эстетическом, умственном, художественном, духовном, или трудовом и т. д., иные же – о религиозном воспитании и развитии...

 

И почти никто не говорит об интеллектуальном воспитании как таковом, хотя почти общеизвестно, что Интеллект – главное и едва ли не единственное, что выделяет человека из всего тварного мира (академик А.Нейфах). Заметим здесь же, что многие не видят абсолютно никакой разницы между интеллектуальным и духовно-социальным (духовным). Дескать, «душа и разум – одно и то же» (!?)... 

 

Однако, как видим, именно с интеллектуального начинается и наше философское определение понятия "Человек". Данный факт означает, что теперь на первый план выдвигается задача философского определения понятия "Интеллект"? Ясно, что такое определение не может быть нефилософским…

Конечно, можно повторить вслед за Н.Кузанским: «Человеческий интеллект, пребывая в себе единым и невидимым, по-разному обнаруживает себя зримым образом в своих разнообразных искусствах и в разнообразных произведениях этих искусств, хотя во всех остается совершенно непознаваемым для всякого ощущения»! 

То есть, согласно Кузанскому, «пребывающий в себе единый и невидимый» Интеллект человека познается только через Искусство (?!)…

 

Но ведь это утверждалось более чем 500 лет назад, а сегодня мы говорим практически то же самое, но в современной философской трактовке:

 

"Интеллект есть философская категория, определяющая способности человека отображать действительность при посредстве Искусства Живописи, Искусства Музыки и Искусства Слова".

 

Речь идет об интеллекте как форме, или как способе отображения действительности, предстающей в виде внешнего и внутреннего мира человека. Однако согласимся, что для человека, чтобы отобразить действительность при помощи живописи, надо быть художественно подготовленным; чтобы это же сделать при помощи музыкального оформления, надо быть подготовленным музыкально; а чтобы проделать все это через слово, надо быть поэтом, литератором, математиком, ученым или хотя бы философом.

 

Может быть, этого недостаточно для определения человеческих форм отображения действительности? Может быть, кто-то видит здесь «притягивание за уши» к интеллекту основных средств искусства?

 

Но давайте присмотримся хотя бы чуть внимательнее к окружающей среде, и мы увидим, что других-то форм для этой роли у человека попросту не существует, ибо все прочие сводятся к этим трем.  Мы отображаем состояние внешнего и внутреннего мира человека или через образ, имея художественные навыки в живописи, или через мелодию, имея музыкальное образование, или через письмо, математические символы и человеческую речь...

 

Осталось заметить еще одну «малость»: все предметы сферы искусства как художественных средств отображения реальности относятся к сфере интересов определенного слоя людей, называемого красивым словом интеллигенция. Может быть, кто-то видит здесь случайное совпадение, но вот наше определение понятия интеллект обнаруживает самую прямую и непосредственную связь между интеллигенцией как «слоя  людей, причастного к искусству» (Кузанский, у которого «искусство есть инаковость природы») и интеллектом как способностью отображать внутренний мир человека и внешний мир через Искусство…

 

Стало быть, отношение именно к этим трем предметам и определяет качественное состояние того, что мы разумеем под философским понятием интеллект

 

Но это означает, что следует изменить отношение не только к интеллигенции, но и интеллигенции к самой себе как к главному и единственному собственнику и поставщику услуг по интеллектуальному воспитанию ребенка, человека и общества в целом. Кто бы знал, как это важно осознать для ее же благополучия, как непосредственного обладателя  неисчерпаемого источника для воспроизводства интеллектуальных, материальных и духовных благ…

 

Некоторые, если не большинство - особенно из числа ученых-интеллектуалов, интеллектуальное развитие человека традиционно связывают с овладением различными науками, в частности, с математикой, физикой, с «научным мышлением» и т.д. Таковых мы вынуждены разочаровать, потому что умственный труд ученого, как и труд физический рабочего, как любой творческий труд, есть категория духовного

 

Если вдуматься, то физический труд человека без приложения к нему труда умственного противен самой Природе, ибо это и есть «сизифов труд», ей не свойственный. Но чтобы труд человека был приятен Природе, он должен осуществляться на интеллектуальном основании, то есть на том основании, которое прививается человеку через воспитание его  на Прекрасном: на Искусстве Живописи, на Искусстве Музыки, на Искусстве Слова (просьба: не путать местами эти три вещи). Добавим здесь же, что только через интеллектуальное воспитание средствами Искусства достигается то, что принято называть врожденной «мерой всему», о которой мечтали еще мудрецы Древней Греции…

 

Здесь также можно добавить еще одно мнение Кузанского, утверждавшего, что «Интеллект есть начало целесообразной деятельности человека»! Именно так! То есть. Перед тем, как начать творить нечто, прежде следует хорошенечко продумать, промыслить и изобразить это «нечто» при помощи Искусства Живописи, Искусства Музыки и Искусства Слова. Создать, наконец, План, красивую Концепцию, прекрасный Проект…

 

Но не о том же ли знаменитый «афоризм об интеллекте» отца современной педагогики – Я.Коменского: «Интеллект сам по себе ничего не понимает, и лишь будучи приложен к вещам, он озаряется вещами и озаряет вещи. В самом деле, он мера вещей, а мера измеряет не сама себя» (!?) Иначе говоря, интеллигенция не понимает сама себя и в силу этого способна лишь, пользуясь своим положением в обществе, отображать состояние этого общества, что мы и видим на протяжении многих веков…

 

ΙΙ. Теперь несколько слов о том,

что мы разумеем под словом «духовность».

 

Как и в первом случае, здесь следует столь же ясно и до конца осознать что все, связанное с решением социальных задач, где должны быть задействованы все производительные силы общества, традиционно относится к сфере духовного. То есть сюда относятся такие важнейшие, вернее, глобальные факторы современного общества, как Труд, Экономика и Политика. Именно здесь концентрируется и проявляется дух народа, национальный дух. В этом «ансамбле производственно-экономических человеческих отношений» (почти, по Марксу) формируется и душа человека и дух общества…

 

Вот почему именно на этой базе мы определяем и такое понятие как социальная «духовность» гармонично развитой личности. Мы говорим:

 

«Социальная духовность» есть философская категория, определяющая гражданский статус человека, участвующего в трудовых, экономических и политических отношениях.

 

Заметим, что мы намеренно употребляем термин «социальная духовность», имея в виду не религиозную духовность от слова Дух («Дух есть Бог»), а социальное, т.е. духовное, состояние человека в человеческом обществе…

 

*    *

*

Итак, на вопрос «Что такое Человек?» мы ответили, что это не есть некая абстракция, или нечто невнятное и невразумительное в определении его как понятия, и не просто индивид, развившийся из обезьяны, а только такой человеческий индивид, который предстает перед обществом как личность, гармонично развитая в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении.

 

Также мы определили, что такое интеллект и интеллектуальное воспитание и что такое социальная духовность и духовно-социальное образование. Ведь это же ясно, что социальную духовность в человеке нужно именно «образовывать», и что это можно осуществлять лишь в национальной образовательной системе. Разве не Аристотель замечал, что даже статуя, «образующая» человека, отображает то, «насколько образованным является ее ваятель»...

 

Разобравшись с интеллектуальным и духовно-социальным, теперь следует разобраться и с физическим развитием. Но прежде - несколько слов о тех трудностях, которые легко обнаруживаются в представлениях о развитии человека в традиционной системе образования при современном его понимании, когда в человеке выделяют лишь физический и/или  духовный аспекты…

 

Слово «физический» означает «вещественный», т.е. материальный. На основании этого значения «материалисты» совершенно справедливо доказывают, что первична материя, тело. А как же может быть иначе?  Ведь все мы верим своим глазам, ибо визуально в человеке видим в первую очередь именно то, что собственно и представляет его «тело», - то есть его живой организм. Но когда нам приводят фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», - мы понимаем, что физическое тело – это одно, но под «человеком» как понятием скрывается несколько иная его сущность…

 

Слово «духовный» означает, что в любом человеке еще имеется его живая «душа». Вот она-то, по преданиям, и обладает способностью «осуществляться» в человеке еще до его «физического рождения», и которая, стало быть, образуется прежде, нежели сама плоть. И что первоначально она возникает как «божественная идея», отчего и происходит слово «идеальное». И теперь уже «идеалисты», с логической точки зрения тоже совершенно справедливо, убеждают, что первична идея, «разумная душа», дух, или сознание…

 

Под воздействием этого спора философов (выявляя, что первично: тело или душа?) человеческое общество разделилось на два лагеря. Таким образом, распри между людьми стали носить не только религиозный характер, но и научный, что постепенно и привело к формированию научного «материалистического» мировоззрения…

 

Именно на его поприще возникли и нашли прибежище новые научные направления, изучающее разум, душу и духовность человека. И в первую очередь такие предметы, как психология, социология и педология.

Однако появляется все больше фактов, доказывающих, что следование в этих направлениях лишь усугубляет ситуацию в решении проблемы самопознания, так как именно они все более запутывают уже накопленные знания о человеке как Человеке.

Причина одна и та же: все научные направления основаны на естественно научном тезисе, что человек есть высшая форма развития жизни на земле, что, стало быть, сделан он “из праха земного”, и потому главное в нем – его животный организм!

 

Теперь надо найти в себе мужество и объявить, что именно в этом утверждении, по-видимому, как раз и заключается не только главное недоразумение, но и главное научное заблуждение, отчуждающее человека от самого себя как Человека!

Потому что в человеке главным и определяющим его как Человека являются его Интеллект и его социальная Духовность, что определяется и доказывается исключительно через Философию!

 

Здесь надо задержать внимание на следующем сколь деликатном, столь и показательном моменте. Когда мы читаем в Священном Писании часто цитируемую религиозными деятелями мысль о том, что “Помышления плотские ведут к смерти, а помышления духовные - к жизни вечной”, - мы должны ясно представлять, что перед нами не что иное, как явное противопоставление физиологического и духовного аспектов человека – одного против другого (tet-a-tet). Но столь же ясно мы должны представлять и то, что в этом противопоставлении никогда не будет «победителя», ибо даже в идеальном случае возможен лишь некий весьма непродолжительный компромисс (счастливый миг?). Зато вечная борьба обеспечена, что собственно мы и наблюдаем на протяжении всех последних тысячелетий истории человечества.

 

Это – бесспорный факт, и с ним необходимо считаться. Однако даже в самой этой евангелической фразе видно, что все – и «плотское» и «духовное» в человеке – самым непосредственным образом зависит от «помышлений». То есть, от его разума, от его интеллекта. Это означает, что ситуация решительно изменяется, когда в человеческом индивиде вместо двух – плотского и духовного – мы выделяем три аспекта: интеллектуальное, физиологическое и духовно-социальное. Ведь теперь становится ясным, что против плотского (где главным «грешником» выступают животные потребности и животные инстинкты)  готов выступить не один супротивник - духовное, а «союз» двух - интеллектуальный и духовно-социальный аспекты.

 

Ясно, что в этом случае надо четко разделять, чем одно, допустим, интеллектуальное, отличается от другого – от духовно-социального. Слава Богу, об этих отличиях мы уже знаем, ибо хорошо усвоили, что человеческий индивид как личность, гармонично развитая в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, способен осуществляться как Человек исключительно лишь через человеческое воспитание. И ни в коем случае не через Природу, способную порождать лишь животные организмы с их инстинктами, буквально «по образу своему и подобию»…

 

Человек же решительно отличается от живой Природы, что достигается исключительно через человеческое воспитание. И в первую очередь потому, что Человек способен создавать свое потомство не по примеру живой Природы, а «по своему собственному образу и подобию», то есть по подобию Человека как личности, гармонично развитой в интеллектуальном физическом и духовно-социальном отношении

 

И только в этом случае Человек становится бессмертным, но не в бытовом, а в абсолютном значении, в абсолютном смысле этого слова…

 

ΙΙΙ. Итак, человек - бессмертный!

Как это следует понимать?

 

Понимать это надо почти буквально: живая плоть человеческого организма обладает свойством передаваться в род по наследству из поколения в поколение исключительно лишь в качестве живой плоти. Как видим, в нашем определении человека как личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, его живая физическая (биологическая) сущность находится в защитном окружении. Даже в нашем определении она расположена между интеллектуальной и духовно-социальной сущностями. В действительности же, тело человека защищено от внешнего воздействия его интеллектуальными и духовно-социальными способностями, которые обеспечивают не только его потребность в личной биологической выживаемости, но и передачу этих способностей в детей, а через них – в род человеческий. Но если первое обеспечивается живой природой, то второе - исключительно через возделывание человека как Человека в процессе интеллектуального воспитания и духовно-социального образования...

 

Стало быть, задача по обеспечению личного бессмертия заключается в том, чтобы своему потомству человек передавал не только физическую плоть с ее естественными биологическими, т.е. физическими, психическими и эмоциональными функциями и инстинктами, но и способности интеллектуальные - с их умением отображать мир при посредстве искусства живописи, искусства музыки и искусства слова. И вместе с тем передавал в род и способности духовно-социальные, чтобы этот род своим трудом мог не только творчески созидать человеческие условия, пригодные для собственного существования человека как Человека, но и экономно и справедливо ими распоряжаться в интересах всего человеческого сообщества...

 

Как видим, уже сегодня человечество находится в трех шагах от практического решения проблемы собственного бессмертия.

 

Первый шаг заключается в познании и понимании самого себя как личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении.

Второй шаг будет заключаться в практической реализации своих врожденных способностей к интеллектуальному, физическому и духовно-социальному воплощению. (Практика – главный критерий истины).

Третий шаг есть осуществление своего бессмертия через передачу всех ДЕВЯТИ истинно человеческих полномочий в свое потомство, т. е. трансплантация самого себя как личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении, в род человеческий, который благодаря этому постепенно становится тоже гармонично развитым в интеллектуальном, физическом и духовно-социальном отношении

 

Вот, пожалуй, и все то, что вызрелось в последнее время касательно проблемы познания человека, его бессмертия и что худо-бедно, но все же удалось отобразить здесь. Таким образом, осталось еще раз повторить, что познание самого себя как Человека становится необходимейшим и достаточным условием осознания личного бессмертия. Сначала как Человека, а затем и человечества в целом…

 

Вот и всё! И как говорили древние: «Сказал: и спас свою душу…». Но как учил Серафим Саровский: «Спаси свою душу, и тысячи других душ спасутся с нею»…  

 

Итак! Три шага, всего лишь Три шага отделяют нас от бессмертия, с одной стороны, а с другой – всего лишь в Одном шаге находимся мы от технократической катастрофы. Один шаг или Три шага, - кто скажет, что легче совершить человеку? Практически сделать Один шаг проще, но психологически, конечно же, требуется совершить Три шага, ибо Один шаг ведет в небытие, а Три шага способны увести нас в жизнь вечную, традиционно именуемую «инобытием»…

«Инобытие» означает «иная жизнь», или жизнь человека, полная гармонии и в полной гармонии с миром…

 

И как же здесь не вспомнить совершенно замечательную для своего времени пророческую мысль одного из выдающихся прометеев ХIХ века - Ф.Энгельса, который учил:

«Человек должен лишь познать себя самого, сделать мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы, - и тогда загадка нашего времени будет решена»…

 

Как всегда, одной из самых сакральных «загадок нашего времени» является тайна человека и непосредственно связанная с ней - тайна бессмертия…

Но вот мы установили, что от решения одной до воплощения другой – три шага!  Всего лишь три шага, но хватит ли у человека терпения их совершить?…

В заключение, так и хочется еще раз спросить: «Камо грядеши?», или «Куда идешь», Человек?…

 

С любовью,…         А.С. Никифоров (А.МАТУРСКИЙ)

 

В начало

 

9.04.2004

 

 



Hosted by uCoz