© Об одном «упущении» Маркса
Это «упущение» обнаруживается уже в
марксовых «Предпосылках материалистического понимания истории» (в «Немецкой
идеологии», 1845-1846 гг.), где автор выделяет три материальных вещи: это - люди,
производство
и общение
людей. И буквально ни одного слова о том, что пребывает свыше всего
этого - о космосе. Причина
простая: исторически с «небом» как «божьим царством» всегда были связаны
религиозные представления о происхождении человека, поэтому, сам факт
игнорирования автором «божественности» происхождения бытия, диктует ему
отказаться и от космической составляющей «мира». В то время,
как темы ноосферы как таковой естествознание еще не знало (Вернадскому лишь
только предстояло на неё наткнуться в начале ХХ века). Кроме того, с небом были
связаны и мифы древних цивилизаций, нашедшие продолжение в христианском
мировоззрении. За учителем Марксом отказались от «услуг» космоса и его
сподвижники, ученики и их последователи, гордо именующие себя с тех пор
атеистами и материалистами. Для них Космос остался неким естеством, в котором
имеется Солнечная система, призванная обеспечить жизнь на земле растительному и
животному миру во главе с «венцом творения природы» - человеком, и их развитие
согласно законам живой природы (дарвинизм) и законам природы общества
(французский социализм). Ведь это всё так естественно!
Только едва ли разумно упускать, что
исторически материалисту Марксу в качестве главного оппонента остается идеалист
Гегель, который свой идеализм строил тоже в трех ипостасях, называя их: 1)
Субъективный Дух, 2) Объективный Дух и 3) Абсолютный Дух. То, что он включал в
каждое из этих трёх понятий, можно для наглядности оформить простейшей
табличкой, взяв содержание строк из оглавления книги. (Гегель.
Философская энциклопедия наук. Т.3, М., 1977).
Таблица I
Субъект. Дух |
Объект. Дух |
Абсол. Дух |
Природн.
душа |
Семья |
Искусство |
Дух |
Гражд.
общество |
Религия |
Психология |
Государство |
Философия |
Если верить Гегелю, то дух есть идеальное
воплощение реальности (вбирающее в себя идею всякой сущности, определяемую
через понятие). Таким образом выходит, что вводимая
Гегелем идея «духа» есть некий посредник, обитающий между сознанием человека и
реальностью бытия, при помощи которого он объясняет и внешний мир, и
внутренний мир человека. (В скобках скажу, что в философском
значении «дух» есть философская категория, обозначающая идеалистическое понимание
мира, как в целом, так и его составляющих: Биосферы –
Субъективный Дух, Социосферы – Объективный Дух, Ноосферы – Абсолютный Дух).
Но, как известно,
Марксу было недостаточно уметь только объяснить мир, по его мнению, мир
нуждался в изменении, в переделывании его под человека, чтобы человеку в нем
было свободно, справедливо, уютно. Поэтому первым делом он взялся освободить
сознание человека от навязчивой идеи духа. И потому можно еще раз проследить
эту акцию, как своеобразную материалистическую традицию в мысли Маркса,
составившую ось его учения.
Напомним: в своей молодости (
Итак. В своей работе «Золотое сечение
Микрокосма» я уже выделял тенденцию Маркса использовать метод триалектичности
(триадности, троичности) в формулировке выводов, констатирующих суть
рассуждений. Но повторим еще раз: если в начале он выделил три вещи троичности
материалистического понимания истории: люди – производство – общение,
- то в «Инструкции делегатам…» Маркс предписывает тоже
три
вещи, но уже - в организации системы образования: умственное – физическое
– техническое.
И вот в конце жизни Маркса - венчающая весь марксизм Триединая формула: капитал – земля – труд. Эти три
ступени восхождения Маркса к триединой формуле можно изобразить
простенькой таблицей, даже не меняя порядка их перечисления:
Таблица II
люди |
производство |
общение |
умственное |
физическое |
техническое |
капитал |
земля |
труд |
Как видим, в таблице все вещи первой
строки записаны «по мере их поступления». То есть ясно, что сначала должны быть
люди,
и только потом, по мере выхода из дикости - налаживание производства и общение
в процессе производства. Можно сказать, что здесь учитывается исторический факт
становления человеческого общества.
Но уже во второй строчке видно, что
общество цивилизуется и через систему образования готовит кадры для
производства, требуя подготовленности человека в умственном, физическом
и техническом
отношении. Потому на первый план выходит требование умственного развития, что и
нашло отражение в предписании Маркса. В третьей строчке определились основные
компоненты Триединой формулы.
Таблица III
общение |
люди |
производство |
умственное |
физическое |
техническое |
капитал |
земля |
труд |
В Таблице III, сделано всего лишь одно
перераспределение по столбцам. Так, в первом столбце оказались все «умственные»
компоненты; во втором – все так называемые материальные; в третьем –
производственные. Легко заметить, что сегодняшнее состояние общества
по-прежнему определяется содержанием всех трёх строк и трех столбцов этой
таблички. Иначе говоря, и поныне всё идет «как по-Марксу». (Однако и как
по-Гегелю - тоже).
При всем этом, житейская интуиция
подсказывает, что здесь чего-то явно недостает, и невольно всплывает мысль
Аристотеля: «Воспитание призвано дать человеку то,
чего ему недостает от природы». Как видим, все аргументы, приведенные в
таблице, исходят из природы (земля), которая де однажды произвела людей.
Чтобы не сильно зависеть от природы, люди открыли производство,
непосредственно связанное с общением. Однако известно, что
марксисты материальное производство и общение относят к сфере духовного,
и наукой принято и записано в словарях, что сознание человека есть синоним
духовного. Иначе: сознание есть дух, который вторичен по
отношению к первичной природе, к материи. Если исходить из этой констатации, то
наша табличка, состоящая из трех столбцов, легко переделывается в табличку,
которой достаточно и двух разделов.
Таблица IV
Материальное |
Духовное |
Земля |
Труд и Капитал |
Люди. Человек |
Производство и Общение |
Физическое развитие |
Техническое и Умственное |
Из этой таблички совершенно ясно,
что первичны земля, люди, природа, а вторичными являются труд, производство,
умственное развитие. Как ясно и то, что труд
и капитал есть неотъемлемые друг от друга вещи, как неотъемлемыми друг от
друга являются производство и общение,
а также в техническом и умственном
образовании нельзя одно отнять от другого. Однако если начать читать табличку с
правого столбца, то здесь и всплывает то, на что указал тот же Аристотель,
определивший: «Человек есть существо социальное».
Согласимся, что всё, что находится в правом столбце, есть социальное и что всего
этого (социального) человеку явно «недостает от
природы», ибо всему этому его нужно научить. Легко согласиться и с тем,
что именно для устранения этого «недостатка» в свое время и возникла система
обучения, превратившаяся ныне в мощную систему образования и науки.
Я уже писал, что в письме Альберту
Руге Карл Маркс пытался обратить внимание критической философии еще на одну сторону
«социалистического принципа» — «на теоретическое существование человека»,
для чего и предлагалось «сделать предметом своей практики религию и науку». То
есть подвергнуть необходимой критике обе эти сферы за то, что они, имея дело с «человеком
практическим», не достаточно занимаются «человеком теоретическим». Однако уже
здесь возникает вопрос: почему же и современный философ так же равнодушно
проходит мимо этой фразы, которая говорит о второй стороне социалистического
принципа – о человеке теоретическом? Ведь если известно, что
теоретические учения о социализме по первости рождались исключительно в головах
философов и ученых, стало быть, в этих же головах должно было состояться
рождение и «теоретического существования человека», то есть такого человека,
который бы удовлетворял для начала хотя бы теоретическим учениям о социализме.
Объяснить
такое недомогание философии можно тем, она всегда зависит от своих авторитетов,
в том числе и от философа Маркса. И не хочет принимать в расчет, что Маркс,
чрезмерно занятый теориями социалистов и разработкой проекта создания
коммунизма на земле, демонстративно проигнорировал, т.е. сознательно упустил
из виду - влияние Космоса на природу вообще и на природу человека, в
частности. Он как бы не заметил (не прочитал Кузанского), что «в человека
свернут весь мир», а стало быть, свернут в него и космос – с его неземными
тайнами. А между тем именно Кузанскому принадлежит выдающаяся философская мысль
в определении сущности человечества и человека. Ведь это он про нас говорит: «В человечности человеческим
образом, как во Вселенной универсальным образом, развернуто все, раз она есть
человеческий мир. В ней же человеческим образом и свернуто все, раз она есть
человеческий бог. Человечность есть человечески определенным образом единство,
оно же и бесконечность, и если свойство единства — развертывать из себя сущее,
поскольку единство есть бытие, свертывающее в своей простоте все сущее, то
человек обладает силой развертывать из себя все в круге своей области, все производить
из потенции своего центра. Но единству свойственно еще и ставить конечной
целью своих развертываний самого себя, раз оно есть бесконечность;
соответственно у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме
человека. Он не выходит за свои пределы, когда творит, но, развертывая
свою силу, достигает самого себя; и он не производит чего-то нового, но
обнаруживает, что все творимое им при развертывании заранее уже было в нем
самом, ведь человеческим образом, как мы сказали, в нем существует целый мир.
Как сила человека человеческим образом способна прийти ко всему, так все в мире
приходит к нему, и стремление этой чудесной силы охватить весь мир есть не что
иное, как свертывание в ней человеческим образом вселенского целого».
И поскольку в мире уже достаточно
было написано о космическом разуме, это позволило в свое время и
Гегелю - вслед за Анаксагором - подтвердить истину, что «миром правит разум». (Разум, от
греч. Нус). Но в философской
картине мира у Гегеля этот космический компонент мира предстает как Абсолютный
Дух, к которому философ относит: А) Искусство, В) Религию,
С) Философию.
Надо ли говорить, что эти три вещи были тоже проигнорированы в «троицах»
Маркса, и ради справедливости (на самом деле, ради объективности)
они требуют добавить к нашей табличке еще один столбец. Пусть он будет
под общим названием Духовно-космическое. Пока Духовно-космическое:
Таблица V
Духовно- космическое |
Материальное |
Духовно- социальное |
Искусство |
Земля |
Труд. Капитал |
Религия |
Люди. Человек |
Производство. Общение |
Философия |
Физич.
развитие |
Технич.
и Умственное |
Хорошо сказал в свое время Энгельс,
что «философия мстит задним числом естествознанию», за то пренебрежение, которое
оно к ней демонстрирует, по сути, игнорируя её. Заметим, что Маркс и Гегель
писали свои философии с картины мира, которую они видели как действительность,
о чем говорит и тот факт, что в данной таблице нет ничего ни вымышленного, ни
даже теоретического. Всё это списано с действительности и является эмпирическим
отражением нашей повседневной реальности бытия. Однако уже здесь
можно заметить причину высказывания Энгельса. Ведь действительно предметом
исследования естественных наук является то, что находится в области
материального и духовно-социального, хотя для этого исследования человеку и
пришлось выйти в космос. Зато такие вещи как искусство, религия и философия,
практически и поныне естествознанием либо игнорируются, либо признаются лишь
постольку, поскольку этого требуют этические и эстетические соображения «быть
или казаться» причастным общечеловеческой культуре, укорененной как раз в
искусстве, религии и философии. И это естественно! и потому – небезобразно! Но
попробуем изобразить еще одну табличку, заменив в предыдущей верхнюю строчку,
так и записав в столбцах этой таблички: космическое, биологическое
и социальное:
Таблица VI
Космическое |
Биологическое |
Социальное |
Искусство |
Земля |
Труд и Капитал |
Религия |
Люди. Человек |
Производство и Общение |
Философия |
Физическое развитие |
Техническое и Умственное |
Уже здесь становится видно, без чего
не может обходиться человек, даже будучи еще в первобытно-племенном состоянии,
- без примитивной живописи, ритмичных звуков и телодвижений, без изображений
идолов или божков, без общения голосом.
Но из таблички следует и нечто безобразное.
А именно то, что человек предстает здесь без собственного образа человека,
являя собой лишь биологическое начало от природы и духовное от социума. Однако
именно в социуме он должен учиться профессии, а потом всю жизнь трудиться «в
поте лица своего», но не столько на себя, сколько на общественные отношения,
выступающие в мистической гримасе «капитала», где под девизом: «всё продается и
всё покупается», - продается и покупается сам человек. И потому безобразным в
этом мире является именно сам человек! Опущенный «капиталом»
(феодализмом, капитализмом, «социализмом») до такого состояния, что вынужден
быть предметом «купли и продажи», как обыкновенное животное, он вынужден верить
лицемерию, во-первых, философии, во-вторых, религии, и, в-третьих, науке.
Как известно, первая выдает его за центр
мира, вторая – за образ божий, а
третья - за «высшую ступень развития
жизни на земле». При этом выясняется, что капитал не разбирает, какую живую
тварь он продает или покупает: будь это олигарх, отягощенный грузом своих
банковских накоплений, то ли это великий композитор, или простой сантехник,
предлагающий банкиру свои профессиональные услуги наладить работу канализации в
его туалете. Разница, возможно, только та, что одних продают и покупают, а
другие сами продаются и покупаются.
Человек безобрáзный
потому, что по сей день он - безóбразный
человек, что и позволило в свое время немецким философам заявить, что «действительный человек – не есть Человек». А ведь еще
в запрошлом веке философ Вл.Соловьев видел и убеждал
других, что предназначение художника состоит в том, чтобы дать миру образ
«человека будущего», что несомненно добавляло авторитета Марксу с его желанием
получить от науки «человека теоретического». Однако этого до сих пор не
случилось, о чем от имени Института философии РАН чистосердечно поведал миру
доктор философии А.А.Гуссейнов в журнале «Человек» №2 - 2001 в статье «Что же
мы такое?». Признавшись, что после Аристотеля философия ничего не прибавила в
познании человека, он только добавил, что это и к лучшему, поскольку иначе
науке нечем будет заняться. Вот это в народном фольклоре и называется: «Сам не ам, и другим не дам». Попробуй теперь, скажи таким
философам, что философия, остановившись на Аристотеле, на его книге «О
Душе», замерла перед ним как кролик
перед удавом. И потому не в силах сдвинуться с места, она уже даже не пытается
вникнуть в его «троицу», которую тот описал в самом начале своего рассуждения о
«причастной жизни» сущности, то есть о живой душе, о человеке: «К сущности относится, во-первых, материя, которая сама по
себе не есть определенное нечто; во-вторых, форма или образ, благодаря которым
она называется определенным нечто, и, в-третьих, то, что состоит из материи и
формы. Материя есть возможность, форма же – энтелехия, и именно в двояком
смысле – в таком, как знание, и в таком, как деятельность созерцания».
(Аристотель. М., 1976, Т.1, с. 394).
Можно сказать, вот то место в
философии человека, на котором вместе с Аристотелем задержалась и вся философия
и вся наука о человеке, - на «трех соснах», которые испокон веку называются: тело,
душа
и разум.
Как видим, Аристотель написал нечто такое, из чего не сразу поймешь, причем тут
человек и его душа, но о чем можно только догадываться из следующей его фразы:
«Всякое естественное тело, причастное жизни, есть
сущность, причем сущность составная». Из этого следует, что раз человек
причастен жизни, значит, речь идет и о нем. И далее перечисляется троичный
«состав», стало быть, и человека. Якобы это есть 1) материя, 2) форма, 3)
энтелехия, состоящая из материи и формы. И что в то же время энтелехия имеет
двоякий смысл – как знание и как деятельность созерцания.
Совершенно очевидно, что уже здесь
философ заблудился в тех самых соснах. Во-первых, всякая материальная сущность
должна иметь форму и потому материя и
форма есть одно и то же. (Вспомним знаменитое философское изречение: «всякая
форма существенна, всякая сущность формирована»). Другое дело, что уже сама
форма подразумевает наличие разума. (Вспомним знаменитое гегелевское: «всё
действительное разумно, всё разумное действительно»). Таким образом, первые два пункта (материя и
форма) троякой сущности человека, по Аристотелю, на самом деле образуют лишь
одну из трех составных частей – именно «тело» человека, которое материально и
формировано. Остается третий пункт – энтелехия, с её двояким значением:
познанием и деятельностью созерцания.
Казалось бы, ещё до Аристотеля те же
древние греки уже сошлись во мнении, что душа и разум – одно и то же, однако,
так и не найдя причины сказать, что это есть «два значения» какой-то единой
сущности, например, энтелехии. Эту сущность - энтелехию - удалось вычислить или
придумать
только Аристотелю. Поэтому логично продолжить его мысль, согласившись, что
энтелехия действительно имеет два значения – а именно: 1) чувствующую и
познающую душу и 2) созерцающий разум. И только теперь, вкупе с материальным и
сформированным телом все вместе это образует три составных части целого
человека: 1) тело, 2) душа, 3) разум.
Аристотеля иные до сих пор обвиняют,
что он, введя в философию два новых термина: «энергия» и «энтелехия», не
объяснил толком значения ни того, ни другого. Но слово «энергия» в науке и
технике прижилось, а вот «энтелехия» до сих пор остается неясным термином ни
для ученых, ни для философов. Хотя на самом деле это совсем не так, если
проследить, что с этим словом происходило после Аристотеля. Известно, что
философией античности первыми всерьёз заинтересовались арабские мыслители,
которые и стали первыми переводчиками работ знаменитых греческих философов на
свой язык. Так мы узнаём, что греческое слово «энтелехия» в Средние века
превратилось в арабское «интиляшийя», затем
при переводе с арабского на латынь оно стало «интеллектус».
Затем оно перешло в европейские языки, и, наконец, появилось русское слово с
трактовкой с иностранного. «Интеллект (от латинского intellektus – понимание, разум, ум, рассудок) способность мышления, рациональное
познание…». Так
записано в Философском энциклопедическом словаре (М.,1989, с. 215), что
вообще-то вполне согласуется с неясной логикой самого Аристотеля, учившего, что
энтелехия имеет двоякий смысл – такой, как знание, и такой как деятельность созерцания. Если вспомнить,
что у Гегеля и философов на этот счет имеется твердое убеждение, что «форма
есть разум» (что совпадает с Аристотелем, у которого «энтелехия есть форма»),
стало быть, мы вправе заподозрить, что разумное начало человека уже изначально
и есть его энтелехиальное, - в русской транскрипции интеллектуальное -
начало. И что это интеллектуальное начало (энтелехия) по своей природе, лишь
отчасти совпадая с материальным (земля, тело человека как форма), а также и с
духовным (труд, производство, знания), на самом деле является вполне
самостоятельным началом. Это самостоятельное начало и есть интеллект. Однако и эти
три самостоятельных начала образуют одно целое – человека, единую человеческую личность.
Но раз это так, значит, мы вправе
поразмышляв, потом и заявить, что интеллект это и есть третья
«составная часть» человека, которой ему как раз и «недостает от природы»
(Аристотель) и которую человеку надо дать. Дать человеку интеллектуальное
начало, значит, развить его художественный потенциал и научить его способности
эстетического созерцания, ибо уже Шеллинг, писавший о роли искусства и сомнений по
вопросу признания объективности созерцания, вынес свой философский вердикт: «Такой
общепризнанной объективностью интеллектуального созерцания, исключающий
возможность всякого сомнения, является искусство, ибо эстетическое созерцание и
есть ставшее объективным интеллектуальное созерцание». (См.: Шеллинг. М., 1987, Т.1, с. 482)
Вот этого-то как раз Маркс и не учел. Именно того, что первопричиной интеллектуального
начала человека, о котором оно вообще-то упоминает в своих работах, является не
земля и производство, не капитал, а именно космос, дающий земле и человеку свет
(солнечный свет), а с ним и возможность различать формы всего сущего. А стало
быть, дающий возможность созерцать и познавать,
мыслить и творить искусство. Неоспоримой особенностью космоса является то, что
он обладает способностью чередовать свет дня с тьмой ночи, чередуя тем
самым видимое с невидимым, неявленное - с явленным.
Таким образом, он де-факто обеспечивает возможность и человеку мыслить не
только рационально, реалистически и физически, но и иррационально, мифически и
метафизически, одним словом - диалектически.
И как же тут не вспомнить о великих
русских «космистах». О философах и ученых –- с их
дуалистической философией и фантастическими познаниями. Ведь
почти все они, начиная с В.Ф.Одоевского и А.В.Сухово-Кобылина,
Н.Н.Федорова и К.Э.Циолковского, и кончая В.И.Вернадским, А.Д.Чижевским и др.
(см.: С.Г.Семенова. Русский космизм. М., 1993) -
буквально разрываются между наукой и религией. И только «божественный»
Н.Федоров статьёй «Как может быть разрешено противоречие между наукою и
искусством?» ставит вопрос об отношении науки и искусства в повестку дня своего
времени (заметим: его время – начало прошлого столетия – смутное
военно-революционное время). Можно
говорить, что ХХ век, занятый человеком горячими и холодными войнами, ответа на
этот вопрос так и не дал, и потому мы вынуждены возвращаться к нему вновь и
вновь. Однако это становится возможным опять же через К.Маркса, выдающегося
гегельянца, взявшего из его философии всё практическое, но и упустившего в ней
нечто чрезвычайно важное. Именно то, что у Гегеля сосредоточено в Абсолютном
Духе: а) Искусство, b) Религия, с) Философия. Маркс, поместив все эти три вещи в
«надстройку» экономического базиса, возможно счел, что
они «отомрут, засыпая» по мере совершенствования общества на его
гуманистических началах, как и прочие пережитки «проклятого капитализма».
Однако, как видим, этого до сих пор не происходит и человечество все еще
мечется между материализмом (наука) и идеализмом (религия), таким образом,
игнорируя чисто человеческие идеалы. Те идеалы, которые скрыты в его
собственной природе, и в которую «свернут весь мир» (Кузанский). Эти идеалы
можно отобразить ещё одной табличкой:
Таблица VII
ИДЕАЛЬНЫЙ
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА, или ЧЕЛОВЕК
КАК ИДЕАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА |
||
Три аспекта гармонии человеческой
культуры |
||
Культура интеллектуальная |
Культура биологическая |
Культура духовно-социальная |
Искусство
Живописи |
Физический организм |
Труд, профессия |
Искусство
Музыки |
Психика |
Экономика |
Искусство
Слова |
Эмоции |
Политика |
«Человек как идеальная культура»
назвал я эту табличку, имея в виду известное мнение, что под культурой
понимается возделывание, воспитание, выращивание. Уже из этой констатации
вытекает, что человек есть то живое существо, которое взращено, возделано и воспитано
как человек, как самостоятельная культура, у которой гармонично развиты все три
её ипостаси, проистекающие из интеллектуального, физического и
духовно-социального культурных начал.
Как видим, полученный теоретический
результат являет собой синтез триалектических представлений Маркса и Гегеля
(разумеется, и других философов) о человеке и обществе, где человек предстает
неким теоретическим конструктом с оптимальным набором параметров, необходимых
для качественной оценки гармоничности его развития в трех основных (означенных)
направлениях. В этой таблице критерием биологических параметров является
физическое состояние, психика и эмоции растущего организма человека, за
состоянием которых наблюдают и корректируют социальные психологи и специалисты
здравоохранения (медицины). Критерием духовно-социального развития
личности названы параметры социализации индивида, характеризующие его
включенность в трудовые (профессия), экономические и политические отношения,
господствующие в обществе. Ясно, что здесь в полной мере господствуют точные
науки во главе с физикой и математикой и всё естествознание. При этом должно
быть ясно, что политические отношения составляют суть нравственного и морального
состояния и личности, и общества, поскольку политика в её глубинной
сути есть показатель отношения сограждан к справедливости, к чести и совести.
Наконец, критерием интеллектуального
развития гармоничной личности теоретического человека названы живопись,
музыка
и слово,
и это есть наше коренное отличие от всех - в их философских и научных
представлениях о человеке. В том числе и от марксистских представлений.
Ведь стоит хотя бы
чуть поглубже вникнуть, что подразумевает Гегель под грифом «Абсолютный Дух»,
который в идеалистических представлениях у него проявляется в: а) Искусстве, b) Религии и с) Философии, - как тут
же ловишь себя на мысли, что эти три вещи надежно покрываются такими тремя
вещами, как а) Искусство Живописи, b) Искусство Музыки и c) Искусство Слова. При этом,
одно только изучение истории возникновения любой из этих вещей убеждает нас,
что их началом является восхищение человека космосом – как «звездного
неба над головой» – самой прекрасной картины из всех нерукотворных зрелищ, что
испокон веку предстают перед взором человека. Отсюда же и его (космоса)
интуитивное «предчувствие», что нашло отражение у многих великих художников,
музыкантов и поэтов, писателей и философов, начиная с древнейших времен. Можно
даже сказать, что как раз сама религия более всего демонстрирует свою
зависимость от Искусства Живописи, Искусства Музыки и Искусства Слова. Уже один
факт, что все эти вещи собраны в главном храме христианства – в Церкви, есть
прямое тому свидетельство. Подтвердить этот факт можно уже на уровне
«мыслительного эксперимента», например, мысленно убрав из неё эти три вещи.
Спросим: что останется тогда в ней для привлечения прихожан и занятий с ними?
Вот это «упущение» Маркса в
философском отображении мира - игнорирование влияния космоса, - когда с водой
критики идеализма из философии был выплеснут и ребенок
– интеллектуальное начало человека, колыбелью которого является космос, а с ним
- Искусство Живописи, Искусство Музыки и Искусство Слова, - заметно затормозило
и философскую мысль в познании человека, и систему образования, и сознательное
построение социализма, и, наконец, сознательное развитие человека, как
личности, гармонично развитой в интеллектуальном, физическом и
духовно-социальном отношении…
Однако у Маркса
имеются мысли, которые как бы нивелируют его «упущение» и подталкивают к
положительному его решению. Так, например, он пишет: «Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения
практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных
связях их между собой и с природой».
Уже отсюда ясно, или
можно подозревать, что рано или поздно, но и космическое будет выражаться в
ясных и разумных формах. Таковыми являются созерцающие и отображающие формы
искусства, проявляющиеся в интеллектуальном созерцании и отображении
действительности.
Или еще: “Если
человек черпает все свои знания, ощущения
и прочее из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то
надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и
усваивал истинно человеческое, чтобы он
познавал себя как человека” (К.Маркс. Т.2, с. 145). Устроить «окружающий
мир», но ведь и космос тоже относится к окружающему миру, как и природа, как и
вся инфраструктура человеческого общества. Стало быть, и познавать себя как
человека, человек может и должен, исходя из отношений и с космосом, и с
природой, и с обществом. Обрезать себя до отношений лишь с природой и
обществом, значит лишать себя возможности прочувствовать и космос – с его
неземными тайнами и возможностями, одной из которых и является искусство:
Искусство Живописи и Искусство Музыки и Искусство
Слова, - до сих пор составляющие главную тайну формирования интеллектуального
Человека и возникновения …Религии. И потому можно еще раз повторить: Человек
есть интеллектуальное чудо Вселенной и будущее этой идее принадлежит!
15.03.08
©
Анатолий Сергеевич Никифоров «Об одном упущении Маркса»