АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

А.Матурского

 

 

УМА ПАЛАТА:

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                    «Ума - палата, да ключ от неё утерян»

(Из народного фольклора)

 

Российская Академия Образования - неотъемлемая часть РАН – Российской Академии Наук. То есть, та же «палата ума», ключ от которой, как замечено в народе, утерян.

Бытует мнение, что становление гомо сапиенса в ребенке, начинается с освоения им родной речи. Ибо все знают, что ребенок к трем годам должен научиться говорить, а в семь лет ему предстоит идти в школу «за знаниями». К этому времени у ребенка молочные зубы заменяются настоящими, и теперь он готов «грызть гранит науки».

Однако бытовое сознание на этом и остается, отправляя семилетнее чадо в первый класс Начальной школы. Это бытовое сознание характерно для задавленных нуждой «низов», чьих доходов едва хватает, чтобы назвать их «прожиточным минимумом».

Но есть и другое сознание, характерное для «верхов». Оно более развито, ибо на многих примерах показывает, что не только знание родного языка необходимо при поступлении в школу. Что для более успешного обучения еще до школы нужно овладеть, по крайней мере, тремя языками, исключительно важными для действительно культурного человека. Во-первых, это «язык» живописи, которому ребенка следует обучать при помощи рисования красками. Во-вторых, это «язык» музыки. И, в-третьих, речь - «язык» общения.

Из этой картины вытекает тривиальное умозаключение. Допустим, от рождения ребенок имеет нормальное зрение, нормальный слух и к трем годам научился сносно говорить, но вдруг выяснилось, что к семи годам он не может рисовать или петь, т.е. лишен «музыкального слуха»! Простая логика требует отнести ребенка к категории педагогически запущенных. Определение этому практическому факту одно: ребенок к школе оказался ущербным интеллектуально.

Почему «интеллектуально»? Потому что часть общества, называемая «интеллигенцией» (занятая умственным трудом), не достаточно позаботилась, чтобы дать ребенку то, чем среди прочих классов и сословий только она обладает! Она не приобщила ребенка к искусству!

Почему интеллигенция? А кто еще, кроме неё, может сделать то, чему предназначена только интеллигенция. Вот и говорят: «Ума палата, да ключ от неё утерян». Наверное, так говорят потому, что сама интеллигенция до сих пор не оценила ни собственного предназначения в обществе, ни предназначения искусства, которым только она и владеет. Ведь и поныне она не определилась с такими ключевыми  понятиями как интеллект, личность, или гармонично развитая личность!

Присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что интеллигенция находится не у тех дел, к которым она предназначена своей природой и природой общества, а отпущена на вольные хлеба. А ведь предназначена она, с одной стороны, к самому интересному делу – к овладению Искусством как главным культурным наследием человека, а, с другой стороны, к самому трудному из всех дел под названием «Искусство воспитания человека как Человека».

Не понятно, почему это «самое трудное дело» интеллигенции стало уделом одной лишь педагогики, оставив её один на один с ребенком, не позаботившись прежде об интеллектуальном воспитании тех, кто возглавляет эту самую педагогику? Спросим, например, многие ли из воспитателей детских садиков и учителей школы, - а то и профессоров вузов - способны продемонстрировать свои умения и в живописи, и в музыке, и литературе? Одни пробелы! Не оттого ли и в педагогике, мы видим одни лишь пробелы, от  которых и все проблемы.

Зачем это нужно педагогам? Известна мысль Маркса, что если дать ребенку, «во-первых, умственное воспитание, во-вторых, физическое развитие и, в-третьих, техническое обучение», это поднимет детей рабочего класса «выше буржуазии». Эта идея была реализована советской системой образования. Однако этого оказалось мало, и страны не стало. Это означает, что «умственное воспитание» через знания – это еще не всё, ибо и его недостаточно. Чего же нехватило? Нехватило самой малости: искусства интеллектуального воспитания через Искусство! И потому - не получилось КРАСОТЫ в организации всей работы национальной системы образования и власти. Потому что без КРАСОТЫ ИСКУССТВА любое дело становится примитивным, ущербным.

Известна мысль древних: Воспитатель должен быть воспитан сам. Ясно, что «интеллектуальное воспитание» сам воспитатель (а потом и учитель, и профессор) может получить только через интеллигенцию. А кто привлечет интеллигенцию к делу интеллектуального обогащения нации через воспитателя, учителя и профессора?

Иные полагают, что государству до этого нет дела.  Считаю такое мнение заблуждением! Государство сильно сознательностью масс – это аксиома, а не только лозунг прошлого! Однако не зря говорится, что наши недостатки вытекают из достоинств прошлого. Да, был такой лозунг, подходящий для своего времени, но сегодня иные времена и лозунги должны быть иными. Пришло время вполне осознать, что сознательность масс достигается исключительно соответствующими усилиями государства в области организации национальной системы воспитания и образования. И культуры! Задействовав для этого в полном объеме возможности СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Необходимо изменять общественное сознание, поднимая и его на новый интеллектуальный уровень, что возможно сделать лишь через интеллектуальное воспитание масс, начиная с организации дошкольного интеллектуального воспитания ребенка.

А ведь у нас такого предмета нет и в помине - ни в реестре учебных дисциплин, ни в образовательных стандартах. Считается априори, что вся система образования только тем и занята, что «повышает интеллект нации». Вот где глубочайшая ошибка наших стратегов философии образования и вот где зияет она – ЧЕРНАЯ ДЫРА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - бездна,  в которую бесследно исчезают миллиарды государственных вложений в образование. И так будет продолжаться, пока общество не принудит государство повернуться лицом к системе образования, чтобы устранить «системную ошибку в организации национальной системы образования», о которой уже было сказано ранее.

Кто этим должен заняться в государстве, претендующем на лидерство? Ясно, что осуществить все это способны общественные силы через политические партии, входящие во власть и которые, по сути, образуют само государство. Тут надо понимать буквально: спасение государства – дело рук самого государства. И как говорится: «На бога надейся, да сам не плошай»! Воспитание человека как Человека государству, которое ХОЧЕТ БЫТЬ ВСЕГДА, просто необходимо.

Когда-то (1922, год жесточайшей разрухи) было сказано: «Экономической силы в руках пролетарского государства России вполне достаточно для того, чтобы обеспечить переход к новому общественному строю. Чего же нехватает? Ясное дело, чего нехватает: нехватает культурности тому слою коммунистов, который управляет».

И что же изменилось с тех пор? Изменилось всё! За исключением одного: мы все еще о культурности, о культуре предпочитаем болтать как о духовной составляющей образования. А дело может сдвинуться с мертвой точки только, когда в педвузах будет открыта кафедра интеллектуального воспитания и развития ребенка.

Кто не знает правила воспитания древних: "До 5 лет воспитывай сына как царя, до 15 как слугу, после 15 как друга". Вот и Л.Толстой, назвавший университетское и монастырское образование "лживым" ("и у нас, и в Европе"), счел должным прописать для нас знаменитое: "От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние. Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того?". Разве не оттого, что до 5 лет будущий великий писатель как раз и был помещен в «царские» условия воспитания, родилась его мысль: "Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество. Вот почему из всех вопросов, волнующих человечество, самый важный, мировой вопрос – воспитание детей"?

В заключение могу только кратко пояснить свое понимание ситуации, связанной с рассматриваемой проблемой: считается, что с речью у ребенка начинается развитие, а потом и доминирование сознательного над бессознательным в его врожденном потенциале умственных способностей. Однако на деле развитие сознания всегда оказывается ограниченным условиями воспитания в дошкольном возрасте, в то время как область бессознательного не имеет никаких разумных пределов (как и Вселенная). Можно лишь подозревать, что именно область бессознательного это и есть то самое ристалище, где возникает и формируется человеческий интеллект - через возможности зрения, слуха и речи. Стало быть, только дошкольный период - самое лучшее время  для того, чтобы формирование интеллекта осуществлялось на бессознательном еще уровне. А возможность достичь наиболее эффективных результатов повышается воздействием и восприятием живописи и музыки, обладающих способностью как передавать, так и воспринимать гармонию цвета и гармонию звука и ритма. Первым результатом этого воздействия средствами искусства живописи и искусства музыки на область бессознательного у ребенка, начиная с раннего – младенческого – возраста («После трех уже поздно», Масару Ибука), является вполне очевидная гармония речи и мысли, способная проявиться на сознательном уровне уже к 5 годам.

Отсюда мой прогноз. Как только интеллектуальное воспитание детей станет нормой, и будут получены первые устойчивые результаты, можно предполагать, что вся армия логопедов и дефектологов детской речи может перепрофилироваться на занятия живописью и музыкой, чтобы принять участие в истинно интеллектуальном воспитании детей. И тогда, если вспомнить, что в детских садиках первой коммуны Р.Оуэна «с детьми так хорошо обращались, что в ней прекратились правонарушения, а позже отпала необходимость и в полиции», можно строить планы и на будущее. И эти планы не могут быть не жизнерадостными, ибо до состояния «счастливого» человечеству останется буквально рукой подать...

25.08.08.

А.С.Никифоров-Матурский

 



Hosted by uCoz