УМА ПАЛАТА:
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«Ума - палата, да ключ от неё утерян»
(Из народного фольклора)
Российская Академия Образования - неотъемлемая часть РАН –
Российской Академии Наук. То есть, та же «палата ума», ключ от которой, как замечено
в народе, утерян.
Бытует мнение, что
становление гомо сапиенса в ребенке, начинается с освоения им родной речи. Ибо
все знают, что ребенок к трем годам должен научиться говорить, а в семь лет ему
предстоит идти в школу «за знаниями». К этому времени у ребенка молочные зубы
заменяются настоящими, и теперь он готов «грызть гранит науки».
Однако бытовое
сознание на этом и остается, отправляя семилетнее чадо в первый класс Начальной
школы. Это бытовое сознание характерно для задавленных нуждой «низов», чьих
доходов едва хватает, чтобы назвать их «прожиточным минимумом».
Но есть и другое
сознание, характерное для «верхов». Оно более развито, ибо на многих примерах
показывает, что не только знание родного языка необходимо при поступлении в
школу. Что для более успешного обучения еще до школы нужно овладеть, по крайней
мере, тремя языками, исключительно важными для действительно культурного
человека. Во-первых, это «язык» живописи, которому ребенка следует обучать при
помощи рисования красками. Во-вторых, это «язык» музыки. И, в-третьих, речь -
«язык» общения.
Из этой картины
вытекает тривиальное умозаключение. Допустим, от рождения ребенок имеет
нормальное зрение, нормальный слух и к трем годам научился сносно говорить, но
вдруг выяснилось, что к семи годам он не может рисовать или петь, т.е. лишен
«музыкального слуха»! Простая логика требует отнести ребенка к категории
педагогически запущенных. Определение этому
практическому факту одно: ребенок к школе оказался ущербным интеллектуально.
Почему «интеллектуально»?
Потому что часть общества, называемая «интеллигенцией» (занятая умственным
трудом), не достаточно позаботилась, чтобы дать ребенку то, чем среди прочих
классов и сословий только она обладает! Она не приобщила ребенка к искусству!
Почему интеллигенция?
А кто еще, кроме неё, может сделать то, чему предназначена только
интеллигенция. Вот и говорят: «Ума палата, да ключ от неё утерян». Наверное,
так говорят потому, что сама интеллигенция до сих пор не оценила ни
собственного предназначения в обществе, ни предназначения искусства, которым
только она и владеет. Ведь и поныне она не определилась с такими ключевыми понятиями как интеллект, личность, или
гармонично развитая личность!
Присмотревшись
внимательнее, можно увидеть, что интеллигенция находится не у тех дел, к
которым она предназначена своей природой и природой общества, а отпущена на вольные
хлеба. А ведь предназначена она, с одной стороны, к самому интересному делу – к
овладению Искусством как главным культурным наследием человека, а, с другой
стороны, к самому трудному из всех дел под названием «Искусство воспитания
человека как Человека».
Не понятно, почему
это «самое трудное дело» интеллигенции стало уделом одной лишь педагогики,
оставив её один на один с ребенком, не позаботившись прежде об интеллектуальном
воспитании тех, кто возглавляет эту самую педагогику? Спросим, например, многие
ли из воспитателей детских садиков и учителей школы, - а то и профессоров вузов
- способны продемонстрировать свои умения и в живописи, и в музыке, и литературе?
Одни пробелы! Не оттого ли и в педагогике, мы видим одни лишь пробелы, от которых и все проблемы.
Зачем это нужно
педагогам? Известна мысль Маркса, что если дать ребенку, «во-первых, умственное
воспитание, во-вторых, физическое развитие и, в-третьих, техническое обучение»,
это поднимет детей рабочего класса «выше буржуазии». Эта идея была реализована советской
системой образования. Однако этого оказалось мало, и страны не стало. Это
означает, что «умственное воспитание» через знания – это еще не всё, ибо и его
недостаточно. Чего же нехватило? Нехватило самой малости: искусства
интеллектуального воспитания через Искусство! И потому - не получилось КРАСОТЫ
в организации всей работы национальной системы образования и власти. Потому что
без КРАСОТЫ ИСКУССТВА любое дело становится примитивным, ущербным.
Известна мысль древних:
Воспитатель должен быть воспитан сам. Ясно, что «интеллектуальное воспитание»
сам воспитатель (а потом и учитель, и профессор) может получить только через
интеллигенцию. А кто привлечет интеллигенцию к делу интеллектуального
обогащения нации через воспитателя, учителя и профессора?
Иные полагают, что
государству до этого нет дела. Считаю
такое мнение заблуждением! Государство сильно сознательностью масс – это
аксиома, а не только лозунг прошлого! Однако не зря говорится, что наши
недостатки вытекают из достоинств прошлого. Да, был
такой лозунг, подходящий для своего времени, но сегодня иные времена и лозунги
должны быть иными. Пришло время вполне осознать, что сознательность масс достигается
исключительно соответствующими усилиями государства в области организации
национальной системы воспитания и образования. И культуры! Задействовав для
этого в полном объеме возможности СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Необходимо
изменять общественное сознание, поднимая и его на новый интеллектуальный
уровень, что возможно сделать лишь через интеллектуальное воспитание масс,
начиная с организации дошкольного интеллектуального воспитания ребенка.
А ведь у нас такого
предмета нет и в помине - ни в реестре учебных дисциплин, ни в образовательных
стандартах. Считается априори, что вся система образования только тем и занята,
что «повышает интеллект нации». Вот где глубочайшая ошибка наших стратегов
философии образования и вот где зияет она – ЧЕРНАЯ ДЫРА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ - бездна, в которую
бесследно исчезают миллиарды государственных вложений в образование. И так
будет продолжаться, пока общество не принудит государство повернуться лицом к
системе образования, чтобы устранить «системную ошибку в организации
национальной системы образования», о которой уже было сказано ранее.
Кто этим должен
заняться в государстве, претендующем на лидерство? Ясно, что осуществить все
это способны общественные силы через политические партии, входящие во власть и
которые, по сути, образуют само государство. Тут надо понимать буквально:
спасение государства – дело рук самого государства. И как говорится: «На бога
надейся, да сам не плошай»! Воспитание человека как Человека государству,
которое ХОЧЕТ БЫТЬ ВСЕГДА, просто необходимо.
Когда-то (1922, год
жесточайшей разрухи) было сказано: «Экономической силы
в руках пролетарского государства России вполне достаточно для того, чтобы
обеспечить переход к новому общественному строю. Чего же нехватает? Ясное дело,
чего нехватает: нехватает культурности тому слою коммунистов, который управляет».
И что же изменилось
с тех пор? Изменилось всё! За исключением одного: мы все еще о культурности, о
культуре предпочитаем болтать как о духовной составляющей образования. А дело
может сдвинуться с мертвой точки только, когда в педвузах будет открыта кафедра
интеллектуального воспитания и развития ребенка.
Кто не знает
правила воспитания древних: "До 5 лет воспитывай сына как царя, до 15 как
слугу, после 15 как друга". Вот и Л.Толстой, назвавший университетское и
монастырское образование "лживым" ("и у нас, и в Европе"),
счел должным прописать для нас знаменитое: "От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние. Разве не тогда я
приобретал все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во
всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того?". Разве не
оттого, что до 5 лет будущий великий писатель как раз и был помещен в «царские»
условия воспитания, родилась его мысль: "Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой
возможно создать счастливое человечество. Вот почему из всех вопросов,
волнующих человечество, самый важный, мировой вопрос – воспитание детей"?
В заключение могу
только кратко пояснить свое понимание ситуации, связанной с рассматриваемой
проблемой: считается, что с речью у ребенка начинается развитие, а потом и
доминирование сознательного над бессознательным в его
врожденном потенциале умственных способностей. Однако на деле развитие сознания
всегда оказывается ограниченным условиями воспитания в дошкольном возрасте, в
то время как область бессознательного не имеет никаких разумных пределов (как и
Вселенная). Можно лишь подозревать, что именно область бессознательного это и
есть то самое ристалище, где возникает и формируется человеческий интеллект -
через возможности зрения, слуха и речи. Стало быть, только дошкольный период -
самое лучшее время для того, чтобы
формирование интеллекта осуществлялось на бессознательном еще уровне. А возможность
достичь наиболее эффективных результатов повышается воздействием и восприятием
живописи и музыки, обладающих способностью как передавать, так и воспринимать гармонию
цвета и гармонию звука и ритма. Первым результатом этого воздействия
средствами искусства живописи и искусства музыки на область бессознательного у
ребенка, начиная с раннего – младенческого – возраста («После трех уже поздно»,
Масару Ибука), является вполне очевидная гармония речи и мысли, способная
проявиться на сознательном уровне уже к 5 годам.
Отсюда мой прогноз.
Как только интеллектуальное воспитание детей станет нормой, и будут получены
первые устойчивые результаты, можно предполагать, что вся армия логопедов и
дефектологов детской речи может перепрофилироваться на занятия живописью и
музыкой, чтобы принять участие в истинно интеллектуальном воспитании детей. И
тогда, если вспомнить, что в детских садиках первой коммуны Р.Оуэна «с детьми
так хорошо обращались, что в ней прекратились правонарушения, а позже отпала
необходимость и в полиции», можно строить планы и на будущее. И эти планы не
могут быть не жизнерадостными, ибо до состояния «счастливого» человечеству останется
буквально рукой подать...
25.08.08.