АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

Матурского

 

ВОСПИТАНИЕ - основа БУДУЩЕГО?

(только ли философический вопрос?)

 

Ни в коем случае не хочу умалить значение статьи Овсейцева А.А. «Фундаментальная основа системы образования» для специалистов этой самой системы, которым она, по-видимому, и адресована в первую очередь <http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161715.htm>. По основательности её проработки видно, что автора давно занимает эта тема. И занимает, можно сказать, фундаментально. Однако если читатель посмотрит мой «послужной список» статей на сайте АТ, он увидит, что мои интересы тоже находятся в этой теме, и надеюсь, не удивится тому, что мне захотелось посмотреть на эту актуальную статью исключительно со своей точки зрения. И сказать несколько слов, чтобы автор видел, что к его статье не равнодушными могут быть не только ученые специалисты системы образования, но и простой смертный, с его, скажем так, философическим подходом.

Уже сами рисунки схем и подзаголовки текста вызвали у меня интерес:

( Р) Образовательная система и ее проблемы (А1, А2, А3).

( R) Профессиональное образование.

( Э) Формирование личности.

( М) Логика педагогического процесса.

(vvA) Педагогика как наука (Философские основы)

(RP) Проблема философской подготовки в системе образования.

(vA) Образовательная политика развития личностных качеств.

Соглашаясь с каждым из пунктов, рассмотренных в тексте, все же хочется как-то озвучить свой внутренний протест, вызванный схемами предлагаемого, как я понял, - Структурно-Функционального Конструкта (СФК) этой самой системы. 

И вспомнился мне тезис, которым, по словам, пользовался знаменитый Конструктор космических систем С.П.Королев, при их разработке: «Конструкция совершенна, когда от неё нечего убавить, а не тогда, когда уж ничего нельзя прибавить». Иначе не полетит. Как мне представляется, схемы рисунков в статье автора выглядят заметно «перегруженными», и я засомневался, что идея статьи «полетит». Полетит ли эта система образования в будущее – вот в чем у меня возникли сомнения…

Само собой разумеется, что я так говорю в сравнении со своей собственной конструкцией «Модели выпускника школы – Школы ХХI века», которую если положить в основание системы образования, только она, по моему разумению, и может дать желаемый результат. А желаемый результат здесь тот, который в свое далекое уже от нас время великий мыслитель и ученый Менделеев сформулировал коротким тезисом: «Обновление общества начинается в школе»! И начинается оно, как легко сообразить, с обновления человека, проходящего все ступени национальной системы образования, которыми являются: Дошкольное воспитание (Первая ступень), Школьное образование (Вторая ступень) и Высшее образование (Третья ступень).

Поскольку другого способа ни наука, ни практика воспитания и образования пока не знает, нам остается именно эти ТРИ ступени рассматривать в качестве основы Государственной системы образования (ГСО).

Жаль, но в статье А.Овсейцева о фундаментальной основе СО я почему-то не нашел об этих трех ступенях образования как основы ГСО даже упоминания.

Но меня задела за живое вот эта мысль статьи:

«Та или иная система как целое всегда непрерывна. Когда непрерывность прерывается, то перестает существовать и система. Точно также перестает существовать и часть, отделенная от целого. Собственные свойства части проявляются только в составе целого, функционирующих по логике этого целого. Это обстоятельство нужно иметь в виду и тогда, когда речь идет об “образовании для всех” и об “образовании через всю жизнь” в структуре общественного организма».

Поскольку в приведенной автором мнемо-схеме я этой «непрерывности и цельности» не обнаружил (стало быть, нет и системы?!), мне как бы для сравнения придется обратиться еще раз к своей знакомой уже читателю «Хроматической Модели»:

Именно здесь я вижу присутствие «непрерывности и цельности», что лишний раз доказывает неоспоримую связь, скажем так, метафизики цветов спектра радуги с «физикой» природы человека. И как мне представляется эта «оркестровка цвета» самым естественным образом сочетается и с «оркестровкой звука» - музыкальной октавой как образцом или эталоном природной гармонии.

Кроме того, в авторской мнемо-схеме СФК я вижу мощный чиновничий аппарат, оккупирующий каждый из элементов Конструкта. Не вижу я здесь лишь … ребенка. Моя схема в чиновничье-бюрократическом аппарате просто не нуждается совсем, ибо всё строится «по уму» и согласно логике здравого смысла, а именно интересы и требования природы ребенка здесь на первом месте.

В подзаголовке о «формировании личности» я ничего не нашел, кроме общих фраз, счастливо избежавших хоть какого-то описания «параметров развития формируемой личности». А ведь к схеме заявлено, что «Именно эта ситуация и определяет фундаментальную основу ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, в котором заложенсоциокод” непрерывно-исторического формирования ЛИЧНОСТЕЙ во все века человеческого бытия».

Зато требования к формированию личности, выставленные в подзаголовке о «профессиональном образовании», весьма любопытны. Приведу хотя бы абзац:

«Возникает необходимость формировать общелогические универсальные способности индивида, задолго до профессионального образования. Поэтому в общеобразовательной школе и в среднем специальном учебном заведении любого рода перед образовательной системой стоит специфическая задача формирования общих способностей, т.е. универсальных форм деятельности – мыслительной, образно-художественной и нравственной. Именно эти формы должны быть на этом этапе предметом самого тщательного осмысления и адекватного введения в состав человеческой субъективности».

В моей Хроматической Модели как раз вот эта часть требований и нашла отражение, расположившись в самом её основании, как бы закладывая основу для дальнейшего формирования Личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении. Причем делается это с учетом известного требования: «Всему свое время»! Основы Интеллекта «закладываются» в Дошкольный период (Первая ступень), а Духовность - в Высшей Школе (Третья ступень), где собственно и должна быть завершена профессионализация и социализация целостной Личности.

Хочу заметить, что вся история педагогики свидетельствует о переходе системы образования России от церковно-приходской школы с упором на «Закон Божий» на светское образование с максимальным приближением к реалиям жизни. Одно только название - «реальная школа», - возникшая уже при Ушинском заставляет удивиться, когда читаешь призывы разных авторов, в том числе Черепахина, Костюченко, Кураева, вернуть школу в лоно Церкви. А тут еще Манифест Михалкова, консервирующий общество в его собственных представлениях о власти и народе! (Хочу выразить особую благодарность сайту АТ за блестящие статьи Н.Александрова, раскрывшие глаза на эту чудовищную диверсию и мне!)

Труд, Экономика, Политика – вот она, основа духовно-социального развития страны, человека и, стало быть, целью для взрослых дядей и тетей является не что иное, как интеллектуальное воспитание ребенка в Детстве (Первая ступень), умственное и физическое развитие в Отрочестве (Вторая ступень) и духовно-социальное образования ребенка в Юношестве (Третья ступень). И всё это должно даваться ребенку своевременно и в полном объеме в учреждениях национальной системы образования, под общим названием «Русская Школа». Здесь я абсолютно согласен с А.Овсейцевым, что при утрате непрерывности педагогического процесса в системе образования разрушается и цельность продукта, ею производимого. И вместо Личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении она плодит некий ПОЛУФАБРИКАТ человека, становящийся легкой добычей всевозможных учений, религий и, конечно же, криминальных структур с их исправительными лагерями и тюрьмами. Причина этого – педагогическая и политическая порочность национальной системы образования. Вот в этой порочности как раз и помогает разобраться статья А.Овсейцева.

Как я соображаю, если из этой системы убрать все лишнее, отягчающее её выше всякого разумного предела, а оставить самое необходимое, обеспечивающее формирование Личности, гармонично развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении, вот тогда можно будет сказать, что сверхзадача нашего времени – ВАСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА - находится уже в стадии решения. Ибо сразу станет заметно, что процесс по формированию человека как Человека пошёл! И процесс этот по выпуску «гармоничной личности» (мечта А.Макаренко) пошел, что называется в массовом порядке. И только тогда Россия сможет уподобиться той самой знаменитой гоголевской «Русь-тройке»:

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и оста­ется позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди, и почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном за­ливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие Народы и государства…

Триалектика и трехступенчатость Школы! Вот что может и должно стать главной движущей идеей в философском постижении сущности человека и в практике организации национальной системы образования. Трехступенчатость космического корабля позволила С.Королёву вывести в Космос Человека, пусть она поможет и педагогике вывести систему образования РФ в мировые лидеры общественного обустройства. Нанотехнологии и обещанные Чубайсом шапки-невидимки для управляющей элиты – задумано хитро, но едва ли они помогут ей надёжно укрыться от своего народа в случае провала идеи Сколково, а с ней и перестройки. Нанотехнологии не спасут мира, а человек спасет мир лишь при условии, если он сам будет спасён, т.е. воспитан, развит и образован как Человек.

Именно так, как это делается, например, в Русской Школе академика Российской академии образования Михаила Петровича Щетинина, что находится в Золотой Долине под Геленджиком. Скажу так: Щетинин в педагогике – это Королев в ракетостроении. Они первыми научили человечество летать, выведя Человека из вековечного плена привычного земного притяжения. Это с них уже берут пример другие Народы и государства!

А что же наши командиры? А ничего, всё надеются на своих прикормленных чиновников да на заморских деловых спецов, приценивающихся к тому, что бы еще урвать из того, чем снабдила Россию история и природа. И засушить мозги. Вот и выходит, что живем мы, как в тех поговорках: «сапожник без сапог, а портной, конечно, без порток».

Мне могут сказать, а как же … любовь, о которой в Хроматической Модели ни слова. Как же без неё жить человеку? Да как же ни слова, только о ней и речь! Вспомним мудрость мыслителей древности, как можно понять, в полной мере владевших и триалектикой, которые учили:

«Три источника имеют влечения человека – разум, душу и тело.
Влечение ума порождает уважение.
Влечение души порождает дружбу.
Влечение тела порождает желание.
Соединение трёх влечений порождает любовь».

Лично я буквально с трепетом отношусь к человеку, когда на деле вижу его способности в живописи, музыке и ораторском искусстве, - я не могу его не уважать. Дружить могу лишь с человеком, с которым делаю общее дело, осваивая трудовые, экономические и политические ресурсы. Да как же не любить такого ребенка, такого человека, который «и жнец, и кузнец, и на дуде игрец»? На этой основе, казалось бы, и должна образовываться семья, чтобы всегда был источник для уважения и дружбы в семье. Однако создание современной семьи всё чаще происходит, минуя эту заповедь, ограничиваясь лишь влечением тела и желанием удовлетворения своего животного инстинкта. Вот и рушатся семьи на второй или третий год (или день). Социологи в панике, ведь рушится основа общества – семья! Что делать? Кто виноват?

Как будто неизвестно, что если тяжко телу, виновата всегда голова! И не зря было сказано когда-то про Русь: «Тяжко телу без главы разумной, трудно голове без плеч могучих»! Но невозможно и без трудоспособного сердца! Тело – это чувства, психика, эмоции; голова – это интеллект, основывающийся на искусстве. Душа – это работа сердца, участвующего в Общем Деле. От успехов или неуспехов в этом Общем Деле зависит долголетие человека и общества. Если идут неуспехи, неизбежны инфаркт, инсульт, развал, болезнь, гибель, смерть…

Сегодня на глазах изумленного мира доживает и гибнет «советский человек»! Как я понимаю, гибнет человек, лишенный Общего Дела, которое называлось «строительством Светлого Будущего». Разумеется, вполне сознавалось, что это - будущее для детей. Но как сегодня наше общество обращается с детьми? Любит ли оно своих детей? Как случилось, что новорожденных находят выброшенными на помойках, детей превращают в «запчасти», насилуют, продают в рабство – и все это принимает тотальный характер! Почему от правозащитников не слышно возмущения этим новым извращенным «тоталитаризмом»? Почему законодатель считает, что пионером, комсомольцем быть плохо, а геем, гомиком, лесбиянкой – это едва ли не норма, коль разрешается проводить гей-парады, заключать однополые браки?

Вся эта фантасмагория телешоу развлекательных программ, бесконечных сериалов фильмов ужасов, ночных развлекательных заведений, на фоне известного президентского девиза «Вперед, Россия!», и вдруг – статья под названием «Фундаментальные основы образования» с припиской в скобках «Деятельностный подход»!??? Такое ощущение, что ни автор, ни все мы – читатели и пишущие – совершенно не осознаем где, в какой стране мы живем или находимся. Какой-то шабаш, вакханалия, пир во время чумы!? Когда это кончится, если вообще когда-нибудь кончится? И как тут не вспомнить мысль знаменитого психоаналитика К.Юнга, записанную им как будто про нас и специально для нас:

«Да, эти добродушные, деловые, здравомыслящие люди всегда напоминают мне тех оптимистичных головастиков, которые в солнечный день плещутся в луже, на самом мелком месте, собравшись вместе и дружелюбно помахивая своими хвостиками, совершенно не осознавая, что на следующее утро лужа высохнет, и все для них кончится».

Лет 100 назад написано, но как это точно ложится на состояние нашей страны, на нас, людей, вроде бы с высшим образованием, не сознающих, что с утратой человеческих ценностей системой образования о будущем нечего и думать. Кого ни послушаешь, все говорят об утрате культурных и духовных ценностей и нравственности. Но если посмотреть, какие учреждения находятся под началом министерств (федеральных и региональных) культуры, то легко обнаруживается, что в этих учреждениях отрабатывают свои зарплаты деятели культуры и искусства. Этим деятелям мало дела за то, что творится в сфере материального производства. То же самое и в министерствах образования. Почему власть все еще не догадалась «закольцевать» эти министерства на производстве человека как Человека? Кто заставит работать их на будущее, на детей? Где эта сила?

8.11.10.                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz