ВОСПИТАНИЕ - основа БУДУЩЕГО?
(только ли философический вопрос?)
Ни в коем случае не хочу умалить
значение статьи Овсейцева А.А. «Фундаментальная основа системы образования» для
специалистов этой самой системы, которым она, по-видимому, и адресована в
первую очередь <http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161715.htm>.
По основательности её проработки видно, что автора давно занимает эта тема. И
занимает, можно сказать, фундаментально. Однако если читатель посмотрит мой
«послужной список» статей на сайте АТ, он увидит, что мои интересы тоже
находятся в этой теме, и надеюсь, не удивится тому, что мне захотелось
посмотреть на эту актуальную статью исключительно со своей точки зрения. И
сказать несколько слов, чтобы автор видел, что к его статье не равнодушными
могут быть не только ученые специалисты системы образования, но и простой
смертный, с его, скажем так, философическим подходом.
Уже сами рисунки схем и подзаголовки текста вызвали у меня
интерес:
( Р) Образовательная система и ее проблемы (А1,
А2, А3).
( R) Профессиональное образование.
( Э) Формирование личности.
( М) Логика педагогического процесса.
(vvA) Педагогика как наука (Философские основы)
(RP) Проблема философской подготовки в системе образования.
(vA) Образовательная политика развития
личностных качеств.
Соглашаясь с каждым из пунктов,
рассмотренных в тексте, все же хочется как-то озвучить свой внутренний протест,
вызванный схемами предлагаемого, как я понял, - Структурно-Функционального Конструкта
(СФК) этой самой системы.
И вспомнился мне тезис, которым, по
словам, пользовался знаменитый Конструктор космических систем С.П.Королев, при
их разработке: «Конструкция совершенна, когда от неё нечего убавить, а не тогда, когда
уж ничего нельзя прибавить». Иначе не полетит. Как мне представляется,
схемы рисунков в статье автора выглядят заметно «перегруженными», и я
засомневался, что идея статьи «полетит». Полетит ли эта система образования в
будущее – вот в чем у меня возникли сомнения…
Само собой разумеется, что я так
говорю в сравнении со своей собственной конструкцией «Модели выпускника школы –
Школы ХХI века», которую если положить в основание системы
образования, только она, по моему разумению, и может дать желаемый результат. А
желаемый результат здесь тот, который в свое далекое уже от нас время великий
мыслитель и ученый Менделеев сформулировал коротким тезисом: «Обновление
общества начинается в школе»! И начинается оно, как легко сообразить, с
обновления человека, проходящего все ступени национальной системы образования,
которыми являются: Дошкольное воспитание (Первая ступень), Школьное образование
(Вторая ступень) и Высшее образование (Третья ступень).
Поскольку другого способа ни наука,
ни практика воспитания и образования пока не знает, нам остается именно эти ТРИ
ступени рассматривать в качестве основы Государственной системы образования
(ГСО).
Жаль, но в статье А.Овсейцева о фундаментальной основе СО
я почему-то не нашел об этих трех ступенях образования как основы ГСО даже
упоминания.
Но меня задела за живое вот эта
мысль статьи:
«Та или иная система как целое всегда непрерывна. Когда непрерывность
прерывается, то перестает существовать и система. Точно также перестает
существовать и часть, отделенная от целого. Собственные свойства части
проявляются только в составе целого, функционирующих
по логике этого целого. Это обстоятельство нужно иметь в виду и тогда, когда
речь идет об “образовании для всех” и об “образовании через всю жизнь” в
структуре общественного организма».
Поскольку в приведенной автором мнемо-схеме я этой «непрерывности
и цельности» не обнаружил (стало быть, нет и системы?!), мне как бы для
сравнения придется обратиться еще раз к своей знакомой уже читателю
«Хроматической Модели»:
Именно здесь я вижу присутствие
«непрерывности и цельности», что лишний раз доказывает неоспоримую связь,
скажем так, метафизики цветов спектра радуги с «физикой» природы человека. И
как мне представляется эта «оркестровка цвета» самым естественным образом
сочетается и с «оркестровкой звука» - музыкальной октавой как образцом или
эталоном природной гармонии.
Кроме того, в
авторской мнемо-схеме СФК я
вижу мощный чиновничий аппарат, оккупирующий каждый из элементов Конструкта. Не
вижу я здесь лишь … ребенка. Моя схема в чиновничье-бюрократическом аппарате
просто не нуждается совсем, ибо всё строится «по уму» и согласно логике
здравого смысла, а именно интересы и требования природы ребенка здесь на первом
месте.
В подзаголовке о «формировании
личности» я ничего не нашел, кроме общих фраз, счастливо избежавших хоть
какого-то описания «параметров развития формируемой личности». А ведь к схеме
заявлено, что «Именно эта ситуация и
определяет фундаментальную основу ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, в котором заложен “социокод”
непрерывно-исторического формирования ЛИЧНОСТЕЙ во все века человеческого бытия».
Зато требования к формированию
личности, выставленные в подзаголовке о «профессиональном образовании», весьма
любопытны. Приведу хотя бы абзац:
«Возникает необходимость формировать общелогические
универсальные способности индивида, задолго до профессионального образования.
Поэтому в общеобразовательной школе и в среднем специальном учебном заведении
любого рода перед образовательной системой стоит специфическая задача
формирования общих способностей, т.е. универсальных форм деятельности – мыслительной,
образно-художественной и нравственной. Именно эти формы должны быть на этом
этапе предметом самого тщательного осмысления и адекватного введения в состав
человеческой субъективности».
В моей Хроматической Модели как раз
вот эта часть требований и нашла отражение, расположившись в самом её
основании, как бы закладывая основу для дальнейшего формирования Личности, гармонично
развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении.
Причем делается это с учетом известного требования: «Всему свое время»! Основы
Интеллекта «закладываются» в Дошкольный период (Первая ступень), а Духовность -
в Высшей Школе (Третья ступень), где собственно и должна быть завершена
профессионализация и социализация целостной Личности.
Хочу заметить, что вся история
педагогики свидетельствует о переходе системы образования России от
церковно-приходской школы с упором на «Закон Божий» на светское образование с
максимальным приближением к реалиям жизни. Одно только название - «реальная
школа», - возникшая уже при Ушинском заставляет удивиться, когда читаешь
призывы разных авторов, в том числе Черепахина, Костюченко, Кураева, вернуть
школу в лоно Церкви. А тут еще Манифест Михалкова, консервирующий общество в
его собственных представлениях о власти и народе! (Хочу выразить особую
благодарность сайту АТ за блестящие статьи Н.Александрова, раскрывшие глаза на
эту чудовищную диверсию и мне!)
Труд, Экономика, Политика – вот она,
основа духовно-социального развития страны, человека и, стало быть, целью для
взрослых дядей и тетей является не что иное, как интеллектуальное воспитание
ребенка в Детстве (Первая ступень), умственное и физическое развитие в
Отрочестве (Вторая ступень) и духовно-социальное образования ребенка в
Юношестве (Третья ступень). И всё это должно даваться ребенку своевременно и в
полном объеме в учреждениях национальной системы образования, под общим
названием «Русская Школа». Здесь я абсолютно согласен с А.Овсейцевым,
что при утрате непрерывности педагогического процесса в системе образования
разрушается и цельность продукта, ею производимого. И вместо Личности, гармонично
развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении она
плодит некий ПОЛУФАБРИКАТ человека, становящийся легкой добычей всевозможных
учений, религий и, конечно же, криминальных структур с их исправительными
лагерями и тюрьмами. Причина этого – педагогическая и политическая порочность
национальной системы образования. Вот в этой порочности как раз и помогает
разобраться статья А.Овсейцева.
Как я соображаю, если из этой
системы убрать все лишнее, отягчающее её выше всякого разумного предела, а
оставить самое необходимое, обеспечивающее формирование Личности, гармонично
развитой в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении, вот
тогда можно будет сказать, что сверхзадача нашего времени – ВАСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
- находится уже в стадии решения. Ибо сразу станет заметно, что процесс по
формированию человека как Человека пошёл! И процесс этот по выпуску
«гармоничной личности» (мечта А.Макаренко) пошел, что называется в массовом
порядке. И только тогда Россия сможет уподобиться той самой знаменитой
гоголевской «Русь-тройке»:
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою
дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный
божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это
наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых
светом конях? Эх,
кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во
всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли
медные груди, и почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые
линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда же
несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик;
гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни
есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей
дорогу другие Народы и государства…
Триалектика и трехступенчатость
Школы! Вот что может и должно стать главной движущей идеей в философском
постижении сущности человека и в практике организации национальной системы
образования. Трехступенчатость космического корабля позволила С.Королёву
вывести в Космос Человека, пусть она поможет и педагогике вывести систему образования
РФ в мировые лидеры общественного обустройства. Нанотехнологии и обещанные
Чубайсом шапки-невидимки для управляющей элиты – задумано хитро, но едва ли они
помогут ей надёжно укрыться от своего народа в случае провала идеи Сколково, а с ней и перестройки. Нанотехнологии не спасут
мира, а человек спасет мир лишь при условии, если он сам будет спасён, т.е.
воспитан, развит и образован как Человек.
Именно так, как это делается,
например, в Русской Школе академика Российской академии
образования Михаила Петровича Щетинина, что находится в Золотой Долине
под Геленджиком. Скажу так: Щетинин в педагогике –
это Королев в ракетостроении. Они первыми научили человечество летать, выведя
Человека из вековечного плена привычного земного притяжения. Это с них уже берут
пример другие Народы и государства!
А что же наши командиры? А ничего,
всё надеются на своих прикормленных чиновников да на заморских деловых спецов, приценивающихся к тому, что бы еще урвать из того,
чем снабдила Россию история и природа. И засушить мозги. Вот и выходит, что
живем мы, как в тех поговорках: «сапожник без сапог, а портной, конечно, без порток».
Мне могут сказать, а как же … любовь, о которой в
Хроматической Модели ни слова. Как же без неё жить человеку? Да как же ни
слова, только о ней и речь! Вспомним мудрость мыслителей древности, как можно
понять, в полной мере владевших и триалектикой,
которые учили:
«Три источника имеют влечения человека – разум, душу
и тело.
Влечение ума порождает уважение.
Влечение души порождает дружбу.
Влечение тела порождает желание.
Соединение трёх влечений порождает любовь».
Лично я буквально с трепетом
отношусь к человеку, когда на деле вижу его способности в живописи, музыке и
ораторском искусстве, - я не могу его не уважать. Дружить могу лишь с
человеком, с которым делаю общее дело, осваивая трудовые, экономические и
политические ресурсы. Да как же не любить такого ребенка, такого человека,
который «и жнец, и кузнец, и на дуде игрец»? На этой основе, казалось бы, и
должна образовываться семья, чтобы всегда был источник для уважения и дружбы
в семье. Однако создание современной семьи всё чаще происходит, минуя эту
заповедь, ограничиваясь лишь влечением тела и желанием удовлетворения
своего животного инстинкта. Вот и рушатся семьи на второй или третий год (или
день). Социологи в панике, ведь рушится основа общества – семья! Что делать?
Кто виноват?
Как будто неизвестно, что если тяжко
телу, виновата всегда голова! И не зря было сказано когда-то про Русь: «Тяжко
телу без главы разумной, трудно голове без плеч могучих»! Но невозможно и без
трудоспособного сердца! Тело – это чувства, психика, эмоции;
голова – это интеллект, основывающийся на искусстве. Душа – это работа
сердца, участвующего в Общем Деле. От успехов или неуспехов в этом Общем Деле
зависит долголетие человека и общества. Если идут неуспехи, неизбежны инфаркт,
инсульт, развал, болезнь, гибель, смерть…
Сегодня на глазах изумленного мира
доживает и гибнет «советский человек»! Как я понимаю, гибнет человек, лишенный
Общего Дела, которое называлось «строительством Светлого Будущего». Разумеется,
вполне сознавалось, что это - будущее для детей. Но как сегодня наше общество
обращается с детьми? Любит ли оно своих детей? Как случилось, что новорожденных
находят выброшенными на помойках, детей превращают в «запчасти», насилуют,
продают в рабство – и все это принимает тотальный характер! Почему от
правозащитников не слышно возмущения этим новым извращенным «тоталитаризмом»?
Почему законодатель считает, что пионером, комсомольцем быть плохо, а геем, гомиком, лесбиянкой – это
едва ли не норма, коль разрешается проводить гей-парады, заключать однополые браки?
Вся эта фантасмагория телешоу
развлекательных программ, бесконечных сериалов фильмов ужасов, ночных
развлекательных заведений, на фоне известного президентского девиза «Вперед,
Россия!», и вдруг – статья под названием «Фундаментальные основы образования» с
припиской в скобках «Деятельностный подход»!??? Такое
ощущение, что ни автор, ни все мы – читатели и пишущие – совершенно не осознаем
где, в какой стране мы живем или находимся. Какой-то шабаш, вакханалия, пир во
время чумы!? Когда это кончится, если вообще когда-нибудь кончится? И как тут
не вспомнить мысль знаменитого психоаналитика К.Юнга, записанную им как будто
про нас и специально для нас:
«Да, эти
добродушные, деловые, здравомыслящие люди всегда напоминают мне тех
оптимистичных головастиков, которые в солнечный день плещутся в луже, на самом
мелком месте, собравшись вместе и дружелюбно помахивая своими хвостиками,
совершенно не осознавая, что на следующее утро лужа высохнет, и все для них
кончится».
Лет 100 назад написано, но как это
точно ложится на состояние нашей страны, на нас, людей, вроде бы с высшим
образованием, не сознающих, что с утратой человеческих ценностей системой
образования о будущем нечего и думать. Кого ни послушаешь, все говорят об
утрате культурных и духовных ценностей и нравственности. Но если посмотреть,
какие учреждения находятся под началом министерств (федеральных и региональных)
культуры, то легко обнаруживается, что в этих учреждениях отрабатывают свои
зарплаты деятели культуры и искусства. Этим деятелям мало дела за то, что
творится в сфере материального производства. То же самое и в министерствах
образования. Почему власть все еще не догадалась «закольцевать» эти министерства
на производстве человека как Человека? Кто заставит работать их на будущее, на
детей? Где эта сила?
8.11.10.