УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ № 55

КАФЕДРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

АССОЦИАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА»

 

А.МАТУРСКИЙ

 

 

 

©

 

 

 

З А К О Н

 

РАЗВИТИЯ  ЧЕЛОВЕКА

 

   ПЛАТОН:

Человек есть существо самое кроткое и божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля...

 

                                 ЯН КОМЕНСКИЙ:

Образовать человека, существо самое непостоянное и сложное из                   всех, есть искусство из искусств...

 

   ПЛУТАРХ:                   

Что составляет основу всякого государства?

                                       - Воспитание юношей!...

 

  ЛИКУРГ:

  Воспитание есть самое важное и самое прекрасное дело

  законодателя...

 

“К сожалению, современная жизнь дает горькие уроки. Огромная армия молодых людей, покидая школу, ощущает себя у разбитого корыта. Бесцельность существования, неспособность понять не только чужое сознание, но и самого себя, “рваческие” инстинкты, определяемые сиюминутной выгодой, распад личности, приводящий к пьянству разврату и жестокости, - все это растет как снежный ком...”

 

(В.Б. Ремизов. “Я не судья. судит истина”.

                                                                 Учительская газета № 50-51, 1995 г.)

 

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕКА

 

Итак, соединив природу человека с природой света, мы выяснили, что в их основе лежит Всеобщий закон трех измерений, весьма оригинальной метафорой которого стала формула любви, ”сработанная” еще мудрецами Древнего мира:

 

Три источника имеют влечения человека: душу, тело и разум.

Влечение души порождает дружбу.

Влечение тела порождает желание.

Влечение ума порождает уважение.

Соединение трех влечений порождает любовь…

 

Эти три источника мы обнаружили в трех абстракциях: время-материя-смысл, воплощенных в акте генезиса Универсума с его Социо- Био- и Ноо-сферами, астрономическими символами которых являются Луна, Земля и Солнце, а в цветовой символике – красный (Социосфера), зеленый (Биосфера) и фиолетовый (Ноосфера) цвета. Не составляет особого труда заметить, что:

Функцией Времени является действие, деятельность, то есть духовность.

Функцией Материи является размножение. развитие, телесный полиморфизм.

Функцией Смысла является адаптация, совершенствование, разумность.

Соединение трех данных функций порождает жизнь

 

Не отсюда ли: “Все действительное разумно, все разумное действительно” (Гегель). Поэтому в соответствии с природой солнечного света мы выделили девять параметров природы человека, условно обозначив их цветовыми символами солнечного спектра. Причем красный, оранжевый и желтый цвета, являясь символами Социосферы, свидетельствуют, что социальную сущность человека составляют трудовые, экономические и политические (нравственные) отношения. Зеленый, голубой, синий цвета, являясь символами Биосферы, свидетельствуют, что биологическую сущность человека составляют физические, психические и эмоциональные отношения. Фиолетовый, черный и белый цвета, являясь символами Ноосферы, свидетельствуют, что основой космической природы человека является Интеллект, приобретаемый в отношениях с Искусством: искусством Живописи, искусством Музыки и искусством Слова.

Таким образом, исследование формулы любви как закона жизни привело нас к трехгранной призме и девятицветному спектру солнечного света, что позволило, во-первых, в трехгранной призме увидеть символ закона троичной природы человека. Во-вторых, все это удалось связать с единым Универсумом и его тройственным проявлением в сущностях Социосферы, Биосферы и Ноосферы, в которых данная цветовая символика выглядит еще более рельефно…

 

С древнейших времен до нас дошло, что любовь есть исполнение закона жизни. На этом законе покоится и основной закон человека, который как вечный договор стоит между человеком реальным и человеком возможным, естественным символом природы которого является девятицветная радуга. Это мы определили.

Теперь задача в том, чтобы теоретически и практически обеспечить исполнение основного закона человека в приложении его к основному закону жизни - закону любви! Таков теоретический и практический смысл основного закона человека...

 

ВОСХОЖДЕНИЕ  К  ВОЗМОЖНОСТИ

 

Если следовать за философией Н. Кузанского, то можно увидеть, что данный Закон предстает как наиболее адекватное отражение идеи “…человека в возможности”, где “возможность” видится как “некий предел и всемогущее начало: которое раньше бытия и небытия... и все, что может познаваться, свернуто в этой возможности и принадлежит ей”.

Допустим, что человека в его предельной возможности (в идее) мы познали как основной закон человека. Тогда встает проблема, как достичь пределов этой возможности, если известно, что данное стремление - достичь пределов этой возможности - является условием жизни человека, его потребностью, его прямой целью и задачей. Познать самого себя, значит, познать свои возможности. Поэтому сегодня этот девиз звучит не как пожелание или доброе напутствие, а как императив, как требование и как условие вступления в XXI век! Познать самого себя надо не только для того, чтобы “стать кузнецом своего счастья” (Ф. Бэкон) или чтобы “устроить мир истинно по-человечески” (Ф. Энгельс), но и для того, чтобы понять, что в ответе на этот вопрос “заключается возможное, которое противостоит пассивному согласию с существующим положением дел” (Э. Кассирер)…

 

И вот решая задачу “восхождения к возможности”, мы вынуждены опираться не только на педагогическую традицию - эмпирическую, или научную, но и на биогенетический закон, предписывающий, что каждый индивид в своем развитии (онтогенез) проходит все основные этапы, которые преодолевает и все человечество (филогенез). Традиционно в педагогике эти основные этапы определены как детство-отрочество-юность, после чего наступает зрелость, прежде всего характеризуемая физиологической зрелостью…

 

Однако если эти этапы изобразить ступенями условной лестницы, то мы увидим, что перед нами - основные ступени “восхождения к возможности”, которая в то же время должна предстать и как гражданская зрелость человека. Но три ступени знаменуют собой цикличность, условно разделенную по годам:

 

Первая ступень - Детство - охватывает период с 0 до 7 лет.

Вторая ступень - Отрочество - охватывает период с 7 до 14 лет.

Третья ступень - Юность - охватывает с 14 до 21 года.

 

Наступающий затем период зрелости индивида в человеческом обществе традиционно знаменуется возникновением брачных союзов, и это означает, что теоретически к этому времени “восхождение к возможности” состоялось, но не только в физиологическом отношении, а и в духовном и в интеллектуальном, и новые молодожены вскоре получают возможность передать свой опыт любви следующему поколению, прививая ему культуру любви предшествующих поколений. Разумеется, “собственный опыт” плоть от плоти базируется на существующих традициях родительского и общественно-государственного воспитания. И если мы знаем, что государство - это есть машина для угнетения одним господствующим классом всех других, то и родительский (семейный) опыт в основе своей не может быть иным. Проявление этого гнета лежит как в основе развала государств, так и в основе  развала  семей. Следовательно, задача воспитания  человека  становится  исключительной прерогативой государства. И наоборот!…

 

ЗАКОН НЕПРЕРЫВНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Педагогическая традиция свидетельствует, что три важнейших этапа в развитии индивида Детство-Отрочество-Юность разорваны, в результате чего оказывается нарушенным закон перманентности (непрерывности) воспитательно-образовательного процесса. Пока же лишь отдельные фрагменты этих возрастных периодов оказываются охваченными системой образования, что свидетельствует не столько о несовершенстве системы образования, сколько самого государства.

Если учесть, что государственный образовательный стандарт охватывает своим влиянием лишь десять лет (школьный период) из полного цикла развития (21 год); что из семи лет дошкольного воспитания три первых года находятся вовсе вне сферы внимания системы образования, а после получения “аттестата зрелости” (!?) ребенок оказывается предоставленным самому себе (если не Министерству обороны или МВД), то стоит ли удивляться, что результатом такой “культуры образования” стали, во-первых, развал бывшего СССР и во-вторых, деградация общества и личности, опустившихся до состояния, описанного М. Лермонтовым еще в прошлом веке:

 

“И дики тех ущелий племена,

Им Бог - свобода, их закон - война...

Там в колыбелях песни матерей

Пугают русским именем детей...

Там за добро - добро,  и кровь - за кровь.

И ненависть безмерна, как любовь”.

     

В 30-х годах выдающийся советский педагог А. Макаренко, размышляя о проблемах образования, писал: «Нам говорят: ”Выпускайте здорового, хорошо грамотного, а если можно, то и образованного человека, дисциплинированного, бодрого, обладающего хорошим развитием и инициативой, упорядоченного в гигиене и быте, а самое главное, сознательно участвующего в общей работе коллектива, активного деятеля нашего строительства, в любой момент способного стать в военные ряды для защиты нашего дела от армии буржуазии”. Я глубоко убежден: многие педагоги скажут, что этого мало, настолько мало, что граничит с оппортунизмом, что нужно гораздо больше - гармоничная личность. А я утверждаю, что если бы мы могли обеспечить выпуск такой продукции, то это было бы прямо замечательно»…

 

Великий педагог дал прекрасный портрет “советского человека”, сумевшего выстоять в смертельной схватке с коричневой чумой и спасти Европу. Но время шло, а мечты о гармоничной личности продолжали мечтами и оставаться, чему причиной - однобокость философского мировоззрения в образовании.

Почти 2,5 тысячи лет назад премудрый Платон писал в своем “Государстве”: “Человек есть существо самое кроткое и божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием, ели же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля”.

Закон “настоящего воспитания” в Древней Индии гласил: ”До 5-ти лет воспитывай сына. как царя; до 15-ти - воспитывай, как слугу; после 15-ти - воспитывай сына, как друга”. Эта древняя заповедь, пожалуй, лучше всего выражает сущность закона непрерывности воспитательного процесса...

 

ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ

В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Степень совершенства государства и общества доказывается степенью совершенства его воспитательно-образовательной системы, совершенство которой определяется степенью исполнения ею основного закона человека, возводящего в равную степень важности интеллектуальное, физическое и духовное развитие ребенка. Закон соответствия обязывает, чтобы каждому из трех семилетних циклов общего цикла развития человека (21 год) соответствовали собственные приоритеты основного закона человека, определяемые девятицветным спектром света…

 

Если расположенный по горизонтали девятицветный спектр повернуть по часовой стрелке (по ходу Солнца) до вертикального положения, то сверху окажется триада, возглавляемая красным цветом, а внизу - фиолетовым. Такое положение спектра является естественным…

 

Закон соответствия показывает, что периоду детства соответствует триада, возглавляемая фиолетовым цветом, периоду отрочества соответствует триада, возглавляемая зеленым цветом, а периоду юности - красным. Данное соответствие совершенно четко иллюстрирует, что первая ступень развития человека предназначена для интеллектуального воспитания. Вторая ступень - для физического развития, следовательно, третья ступень остается для духовно-социального образования человека…

 

Известно, что в биологическом отношении период детства (первый цикл) заканчивается сменой молочных зубов на основные. Период отрочества является “пубертатным периодом”, и к 14-15 годам происходит половое созревание (второй семилетний цикл). К окончанию третьего цикла - юности - биологический рост прекращается. Таковы естественные приметы смены основных циклов в индивидуальном генезисе человека до периода зрелости

 

С первого же момента своего появления на свет человек становится существом космическим, ибо его жизнь подчинена законам биоритмики Космоса, начиная с чередования сна и бодрствования (дня и ночи), приема пищи и отправления естественных надобностей. Согласно ОСНОВНОМУ ЗАКОНУ ЧЕЛОВЕКА, интеллектуальная сущность индивида есть отражение космической сущности или Вселенского разума, являющегося ему с ЦВЕТОМ, со ЗВУКОМ и СЛОВОМ, и, или, говоря по-другому, с искусством Живописи, искусством Музыки и искусством Слова. “Воспитывать сына, как царя”, - это значит, что до 5-ти лет он должен ОДИНАКОВО хорошо овладевать и Живописью, и Музыкой, и Словом.

До 15-ти лет воспитывай сына, как слугу”,  - что для слуги, что для раба - главное - это физическое здоровье. Об этом же свидетельствует ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕКА зелено-голубо-синей частью солнечного спектра, требуя уделять внимание в этот период проблемам физиопсихоэмоционального развития и качеству этого развития, помня, что только в ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫ ДУХ и что “От плохого племени не жди хорошего семени”.

После 15-ти воспитывай сына, как друга”, - для ребенка, прошедшего  школу  интеллектуального и физического развития, пришло время заняться духовно-социальным развитием, и нет сомнения, что оно будет столь же плодотворным и успешным. (Не в этом ли кроется феномен М. Ломоносова?)…

 

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН... СОЦИОСФЕРЫ

     

В книге «Социально-утопические идеи и миф о “золотом веке” в Древнем Риме» (1992) ученый из Новосибирска Ю. Чернышов с многочисленными “фактами в руках” доказывает актуальность древнего мифа и причину возрождения интереса к нему: грядет новое тысячелетие, и футурологи дружно предвещают торжество эпохи золотого века

Однако его следы теряются в ушедших тысячелетиях, и до сих пор никто не знает, в какой эре он был, к какой цивилизации относился, хотя известно, что мыслители Древнего Рима уже вовсю пытались проникнуть в тайну “золотого мифа”, исследуя поэму Гесиода “Труды и дни”, повествующую: “В начале был век золотой. И жили те люди, как боги, со спокойной душою и ясной, горя не зная, не зная трудов”. За золотым веком наступил серебряный, сообщает Гесиод, затем медный, каждый тяжелее и бедственнее предыдущего. Четвертым был век героев, и, наконец, наступил теперешний - железный век, .испорченный и жестокий, “когда ни днем не прекращаются труды и печали, ни ночью”...

О золотом веке спорили историки Древнего мира и Средних веков, спорили просветители эпохи Ренессанса, спорят и наши современники, нередко цитируя фразу В. И. Ленина, отпущенную им однажды по этому поводу: “Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно задавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой”…

 

Таким образом, одни исследователи утверждают, что золотой век был, и пытаются рационализировать его характерные особенности, другие категорически отрицают его существование, ограничивая историю человечества трудностями каменного века. В затянувшемся споре о золотом веке как-то совсем забылось, что в том же мифе шла речь еще о четырех веках, причем последний - железный век - продолжается по сей день со времен Гесиода (VII в. до н. э.)…

 

Здесь пора сказать, что ситуация с мифом о золотом веке резко прояснится и упростится, если предположить, что миф этот есть прекрасная метафора, но относящаяся не к предмету истории, а скорее к предмету биологии человека и к предмету социологии человечества. В этом легко убедиться, если изобразить табличку, состоящую из пяти строчек и двух столбцов, в которые мы запишем пять этапов онтогенеза и пять этапов мифического филогенеза, чтобы увидеть их поразительное соответствие:

 

Дородовой период       Золотой век

Детство                        Серебряный век

Отрочество                  Медный век

Юность                         Век героев

Зрелость                       Железный век

 

Но такая раскладка показывает, что в древнейшей системе воспитания отсчет воспитательно-образовательного процесса начинался не с первого класса начальной школы, как сейчас, а с важнейшего периода жизни человека - с золотого века, то есть с дородового периода...

 

ЗОЛОТОЙ  ВЕК  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

В  1995  году  население земного шара увеличилось на 100 млн. человек, “выходцев” из эпохи “золотого века”,  где  они  жили, как  боги, горя  не  зная, не  зная трудов, надежно защищенные организмом матери от невзгод. Можно спрогнозировать, что в 1996 году из материнского лона предстанут миру очередные 100 млн. новорожденных, а за 7 лет “серебряного века” (детства) число его обитателей выразиться цифрой в 700 млн.! Можно предположить, что примерно столько же в это время будут проживать в “медном веке” и столько же - в “веке героев”, т. е. юношестве…

 

В каждом селе, в каждом городе, в каждом регионе, наверное, не так уж и трудно сосчитать, сколько детей и к какому периоду (веку) они относятся. Но кто, в каком селе, в каком городе или регионе может сегодня похвастаться, что к услугам детей и их родителей имеются воспитательно-образовательные программы, охватывающие своим вниманием все указанные основные этапы развития человека? Начиная с ЗОЛОТОГО ВЕКА!…

 

Ни одна образовательная система не может здесь похвастаться, ибо создание такой системы есть признак гигантского прогресса в развитии человеческого общества. Но такого прогресса нет, значит, нет и системы. Более тысячи лет назад в Китае еще существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Для древних же и древнейших цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, друиды, кельты, африканцы и многие другие народы имели СВОД ЗАКОНОВ для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития…

 

В 1982 году во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания, которую возглавила профессиональный педагог мадам Андре Бертин. И вот в 1991 году в России появился перевод ее книги “Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях”, в которой она делится своими наблюдениями и соображениями: “Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию”. Она утверждает: “Не отрицая важности воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, как и эффективности самовоспитания взрослого человека, мы уверенно заявляем, что ни первое, ни второе, не оказывает того фундаментального воздействия, присущего исключительно пренатальному воспитанию”…

 

Впитывание информации на клеточном уровне - вот основной процесс, происходящий в период “золотого века”, и интеллектуальная мощь нации будет определяться тем, насколько ей удастся освоить неисчерпаемую кладезь бездны возможностей того периода жизни человека, который мы называем, как и в древнем мифе, - ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ!

 

ПЕРИОД  ДЕТСТВА  КАК

СЕРЕБРЯНЫЙ  ВЕК  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

НУВЭРС - Необратимое Угасание Возможности Эффективного Развития Способностей - именно такое определение дали известные педагоги супруги Никитины состоянию дел при воспитании ребенка в раннем детском возрасте. Маленькое тело новорожденного представляет собой зачаток, единый орган чувств, из которого   должно  развиться  человеческое  существо…

 

Резко обращает на себя внимание голова: непомерно большая,  снабженная   основными   органами  чувств, именно она требует к себе наибольшего внимания, ибо именно в ней хранится тайна будущего и человека, и человечества.

К трем годам вес головном мозга утраивается, а за остальную жизнь увеличивается только на четверть. Это значит, все внимание воспитательно-образовательной системы в этом периоде жизни человека должно быть уделено ОВЭРИС - Отысканию Возможностей Эффективного Развития Интеллектуальных Способностей новорожденного Сына Человеческого. Надо учитывать, что четыре важнейших органа чувств из пяти расположены на голове в непосредственной близости от головного мозга, являясь по сути дела его каналами коммуникаций, с обратной связью через язык, эмоции и поступки…

 

К трем годам малыш овладевает почти всеми основными каналами общения с миром, с другими людьми. За это время в нем рождаются почти все главные свойства, которые отличают человека от животного. По утверждению Ю. Рюрикова: “Такого скопления переворотов нет больше ни в одном возрасте; такой сверхскорости созревания человек тоже не испытывает больше никогда”. А вот и Л. Толстой о том же периоде: “Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу,  и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние”. Писателей поддерживает педагог: “Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то что вы сделали до пяти лет, - 90 процентов всего воспитательного процесса...” (А. Макаренко)…

 

Исследуя детские рисунки, психолог Л. Выготский обратил внимание, что образ человека в представлении детей выглядит как некая конструкция, состоящая из огромной головы и растущих из нее рук и ног. Без туловища. Это наблюдение наводит на мысль, что своим рисунком ребенок непроизвольно подсказывает, какой частью тела должны заниматься родители и воспитатели в период “серебряного века”, когда действует правило: “До пяти лет воспитывай сына, как царя”. Наблюдательные люди говорят: “Японские дети никогда не плачут”. Умудренные японцы стараются не доводить дело до отрицательных эмоций ребенка, тем более до истерик и гнева. “Царям” должно быть позволено все, ибо этого периода не повторится больше никогда! С молочными зубами уходят и царские полномочия серебряного века...

Воспитание чувств - главное в этом периоде. Тонкость вкуса, тонкость слуха, тонкость глаза, тонкость мысли - все связано с тонкостью чувств. Тонкость чувств - это фундамент бессознательного, на котором восстает затем сознание как интеллектуальное начало человеческих качеств. Следовательно, главное здесь - искусство Живописи, Музыки и Слова. И ничего более!

 

ОТРОЧЕСТВО  ИЛИ  МЕДНЫЙ  ВЕК

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Ясно, что медный век для человека труднее века серебряного. В разных странах он начинается по-разному: где с семи, в некоторых с шести, а в иных и с пяти лет (Англия) уже начинают воспитывать сына, “как слугу”. Разумеется, не в буквальном смысле. Век отрочества - это период, характеризующийся физиопсихоэмоциональным развитием ребенка или, по крайней мере, закладкой фундамента такого развития…

 

Ж. Пиаже писал: “Возраст семи лет, совпадающий со   временем   поступления  в  школу,  отличается  решающим поворотом в психическом развитии. Какой бы аспект психической жизни мы ни взяли, можно наблюдать, как на смену существующим формам организации приходят новые”. Теперь все зависит от авторитета Учителя…

 

По Штейнеру: “В период смены зубов в восприятии ребенка происходит полный переворот. Появляется стремление поступать так, как поступает другой человек, являющийся для ребенка авторитетом. До этого возраста ребенок подражает, чтобы уподобить свое собственное существо окружающей действительности. С наступлением этого возраста ребенок не просто подражает, а в известной степени осознанно включает чужое существо в свое собственное”. Именно в этот период ребенку нужен человек, которого он должен полюбить как человека, не только добившегося его любви, но достойного ее…

 

Огромное внимание уделяя этому периоду, Штейнер замечает: “Чувство благодарности - это основная добродетель ребенка от рождения до возраста смены зубов. Благодарность - это то, что присуще первым семи годам жизни”. И далее он пишет: “Если в первые семь лет жизни ребенка удалось развить у него чувство благодарности, легко воспитать то, что должно руководить всеми действиями ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет - любовь. Это - добродетель второго периода жизни. И только после полового созревания из того, что человек познает в любви в период между сменой зубов и половым созреванием, развивается самый сокровенный из человеческих импульсов - чувство долга”…

 

Итак, в период полового созревания ребенок (подросток, отрок) более всего нуждается в авторитете для подражания в поступке. Лучше всего на эту “должность” подходит высокообразованный учитель физкультуры, обучающий детей физическим упражнениям и всему, что с этим связано. а связано многое. Об этом многом замечательно написал Руссо в своем знаменитом “Эмиле”, первым увидев, какое огромное значение имеет физическое воспитание в духовном и умственном развитии человека: “Если хотите развить ум вашего воспитанника, развивайте силы, которыми ум должен управлять, упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, пусть он всегда будет в движении: пусть он будет взрослым по крепости,  и он скоро будет взрослым по  разуму”…

 

Все сказанное свидетельствует об одном: к занятиям в серебряном веке искусствами сказки, песни и цвета прибавляются занятия физкультурой в медном веке, чтобы подготовить душу к веку героев - юности. Во весь этот период отрочества у ребенка должен быть ОДИН учитель, хорошо знающий программу 8 классов…

 

ВЕК  ГЕРОЕВ, ИЛИ  ЮНОСТЬ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Если переход из серебряного века в медный характеризуется переходом человека с чувственного начала на рассудочный и вырастают настоящие зубы, чтобы “грызть гранит науки”, это вовсе не означает, что с первого класса ребенка можно пичкать всеми знаниями, “которые выработало человечество”. Наоборот, все это необходимо оставить на “век героев”, а здесь же, кроме занятий искусствами слова, музыки и живописи, необходимых для продолжения интеллектуального развития с периода детства, и физических (трудовых) упражнений, предназначенных для укрепления физиопсихоэмоционального состояния в период отрочества, к занятиям необходимо допустить прежде всего  только  математику. Чтобы  начать  готовить  ребенка к духовно-социальному развитию с последующей адаптацией, и предметы, связанные с физикой природы и биологией…

 

Век героев есть юность человечества! Этот период с 14 до 21 года жизни должен быть наиболее насыщенным в образовательной отношении. Именно в этом периоде заключается исполнение чувства долга вслед за исполнениями чувства благодарности в детском возрасте и чувства любви в отрочестве. Труд, экономика, политика - вот венец духовно-социального развития личности, покоящийся на математике, и педагогический процесс необходимо строить таким образом, чтобы тонкость чувств, прививаемая человеку, начиная с золотого века через искусства слова, музыки и живописи, естественным и незаметным образом переросла в чувство меры, на основе знаний точных наук и особенно математики, без которой немыслим труд ни инженера, ни экономиста, ни политика; а ведь это ведущие деятели духовно-социальной сферы, от творчества которых непосредственно зависит благосостояние общества, а также семьи и каждого индивида…

 

Век героев есть век творческого отношения юноши и девушки к своей судьбе, к формированию собственного ЭГО. Это значит, что именно данный период венчает усилия педагогической практики в организации воспитательно-образовательной системы нации или государства. Интеллектуально подготовленный в золотом и серебряном периодах, физически окрепший в медном, в героическом периоде, человек должен раскрыть весь свой творческий потенциал в духовно-социальном плане через постижение специальных знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и социальной адаптации. И вот здесь можно вспомнить предупреждение Руссо, обращенное к Учителю: “Помните, что прежде чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, вам самим нужно сделаться людьми; нужно чтобы в вас самих был образец, которому он должен следовать. Внушите всем уважение к себе, заставьте прежде всего себя полюбить, чтобы каждый искал случая вам угодить. Вы не будете управлять ребенком, если вы не господин всего, что окружает его; а этот авторитет никогда не будет достаточным, если он не основан на уважении к добродетели”…

 

Таким образом, век героев есть кульминация не только в творчестве индивида, но и в деятельности воспитательно-образовательной системы и структур власти всех уровней. Но именно этим структурам и предстоит уяснить все различие в представлениях о детстве, отрочестве и юности, с одной стороны, и о золотом, серебряном, медном и героическом периодах развития индивида, с другой стороны. Тогда можно надеяться увидеть в новоявленном сыне Человеческом действительного Друга и Творца...

 

ЗРЕЛОСТЬ,  ИЛИ  ЖЕЛЕЗНЫЙ  ВЕК

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Железный век, “испорченный и жестокий, когда ни днем не прекращаются труды и печали, ни ночью”, который “имел место быть” уже при Гесиоде (VII в. до н. э.), несомненно, есть такая же метафора на период зрелости, как на все другие периоды были употреблены иные метафоры. Железный век - это состояние взрослых уже молодых людей, заключивших брачный союз и начавших самостоятельно воспитывать нового человека, очередного Сына Человеческого.

Железный век - это постоянное борение с обстоятельствами, диктуемыми  внешним  миром, но  прежде всего, это приобретение нового опыта практической жизни, не  терпящей  и  не прощающей ошибок. Поэтому, чтобы свести риск к минимуму, приходится опираться на традицию, покоящуюся на житейском опыте, а также на общепринятых учениях и мировоззрениях.

Железный век - это проявление результатов воспитания, образования и проверка практикой господствующего мировоззрения, пороки которого отзываются пороками бытия. Это добавление к общим порокам - собственных, явившихся от изъянов воспитания и накопленных за предыдущие “века”.

Железный век - это и повторение ошибок прошлого, и передача их новому поколению, и полная безысходность от сознания собственного бессилия изменить что-либо в этой жизни, испорченной и жестокой, когда ни днем не прекращаются труды и печали, ни ночью.

Железный век - это следующий семилетний цикл, заканчивающийся к 28 годам, когда молодая семья сначала девять месяцев ждет ребенка из эпохи золотого века, а затем обеспечивает ему условия века серебряного, воспитывая его, ”как царя”. Причем совершенно очевидно, что воспитывать человека, пребывающего в состоянии золотого века, нужно уже не как царя, а “как бога”, видя в нем “спасителя” своей старости. “Как аукнется, так и откликнется”, - это не просто поговорка, здесь знаменитая народная мудрость, ибо в золотом веке нового человека лежит золотой век человека старого . Если одиноким оставить первого, то одиноким останется и второй…

 

Железный век - это проверка человека на любовь. Именно, что здесь посеешь, то и пожнешь в старости. Глобальная задача железного века - обеспечить сознательное проживание золотого и серебряного веков. Если эта труднейшая задача будет решена сознательно, то решение задач медного века и века героев будет успешно решаться уже по инерции.

Железный век - это проверка воли, характера и способности к любви. Это проверка на прочность не только молодой семьи, но и всей воспитательно-образовательной системы общественного организма в целом.

Железный век - это испытание на зрелость и всей государственной системы, всего законодательства, всей структуры власти, первой задачей которой как раз и является создание воспитательно-осбазовательной системы, высокоэффективной во всех пяти периодах развития и жизни человека. Это его задача воспитать в детях серебряного века ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ, в детях медного века - ЧУВСТВО ЛЮБВИ, а в детях века героев - ЧУВСТВО ДОЛГА. Но для этого требуется иная экономическая ориентация...

 

ЗАКОН  РАЗВИТИЯ  ЧЕЛОВЕКА

 

Есть «законы» и есть ЗАКОНЫ. Есть ЗАКОНЫ по природе и есть «законы» по установлению. Например, закон по природе - это вращение Земли вокруг Солнца, закон по установлению - вращение Солнца вокруг Земли в системе Птолемея, господствовавшей в науке почти 1300 лет. (Да и сейчас астрономы пишут в календарях “восх. солнца”, “зах. солнца”.)

Так и в нашем случае. Детство-отрочество-юность - есть закон развития человека по установлению традиции. Золотой век-серебряный - век-медный - век героев - железный век - есть закон развития человека по природе любви. Стоит какой-то из “веков” выбросить из закона развития, и тотчас нарушается вся природа любви,  увлекая   к   крушению   и  всю  воспитательно-образовательную систему. Кому она нужна - без любви?

 

ЗАКОН РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ЗАКОН РАЗВИТИЯ ПО ПРИРОДЕ ЛЮБВИ.

 

 Природа любви требует от человека интеллектуальной, физической и духовно-социальной зрелости. Эту зрелость обязана обеспечить общественно-государственная воспитательно-образовательная система. Можно с привлечением семьи, особенно на первых этапах. Что такое интеллектуальная, физическая и духовная природа, мы “расшифровали” при помощи природы света. Здесь можно лишь добавить мнение Н. Кузанского по этому вопросу: “Свет предшествует всему, что может быть познано; все, что познается благодаря свету, есть знак этого света; так, цвета, познающиеся зрением, суть знаки и определения света. Предположи, что солнце - отец чувственного света, и по его подобию представляй бога-Отца светом вещей, не доступным никакому познанию, а все вещи - отблесками этого света, к которым умное видение относится так же, как чувственный взор к солнечному свету”.

Повторим: “все, что познается благодаря свету, есть знак этого света”. Свет - это тепло, тепло - это жизнь, жизнь - это любовь, любовь - это человек. Следовательно, Свет - это Человек. Девятицветный спектр это подтверждает более чем убедительно, выявляя в человеке космическое, биологическое и социальное начала как основу интеллектуального, физического, духовного начал, следовательно, это - ЗАКОН ЧЕЛОВЕКА

 

Философский энциклопедический словарь объясняет понятие “закон” как “категорию, отражающую существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира”. Маркс определил закон как “внутреннюю и необходимую связь между явлениями”. А вот что писал по этому поводу Ленин: “Закон и сущность - понятия однородные (однопорядковые) или, вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений, мира”. Следовательно, можно сказать, что, познав сущность человека, мы познали и закон человека. Значит, наши претензии здесь небеспочвенны. Сущность человека мы познаем через сущность света. Но через сущность света мы познаем и сущность генезиса человека, приоритеты этого генезиса. Следовательно, ЗАКОН СВЕТА нам помогает определить и ЗАКОН ЧЕЛОВЕКА и ЗАКОН РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. От этих законов, видимо, и должны отталкиваться законодатели, разрабатывая Закон Государства и Программу его развития…

 

ПОСТСКРИПТУМ

 

“Начальные школы являются основным фундаментом американской системы образования и продолжают рассматриваться как самое основное и решающее звено во всей системе образования США. Они включают ступени от детского сада (5 лет), до пятого класса (11 лет). Неудачи и успехи, которые встречаются позднее в процессе образования ученика, часто бывают связаны с тем, что дети получают в начальной школе”. Так считают американские специалисты в области образования. Самое печальное, если российские специалисты в этой важнейшей области вдруг возьмутся перенимать их опыт, ибо у них этот опыт -вчерашнего дня. Россию спасет только нечто из ряда вон выходящее или невероятное. Это невероятное есть “новая“ философия образования. Мы взяли это слово в кавычки, потому что на самом-то деле она опирается  на  следы  древнейших  систем и цивилизаций…

 

И это, видимо, закономерно, потому  что  все  основания черпаются из предыдущего опыта, как Новый завет возник на основании Ветхого завета, а тот возник на основании культур древнейших учений и цивилизаций. Вот и Руссо, сочиняя свою книгу “Эмиль, или О воспитании”, ищет необходимые основания: “Все, размышлявшие об образе жизни древних, приписывают гимнастическим упражнениям ту телесную и душевную крепость, которая очень заметно отличает их от людей нового времени. Способ, которым Монтень подкрепляет это мнение, показывает, что он сам был глубоко проникнут этими мыслями: он беспрестанно и на тысячу ладов возвращается к нему. Говоря о воспитании ребенка, он замечает: чтобы укрепить его душу, нужно закалить его мускулы, приучая его к труду, мы приучаем к боли; следует приучать его к неприятности упражнений, чтобы научить терпеть неприятности всяких страданий. Мудрый Локк, добрый Роллен, ученый Флери, педант де Круза, писатели столь различные между собой во всем остальном, сходятся в одном этом пункте, что нужно много упражнять тело ребенка. Это самое разумное из их правил: оно-то именно находится и будет находиться в наибольшем пренебрежении”...

 

В спектре солнечного света этот пункт является центральным, значит, центральным он является и для всей системы воспитания и образования. Необходим психологический переворот: здоровье нации сосредоточено в медном веке, и это означает, что существующие школьные программы с двумя часами физкультуры изначально вредоносны по отношению к развивающейся личности ребенка. Об этом же мы приводили слова Пиаже и Штейнера. Можно здесь приводить слова и мысли многих других выдающихся мыслителей, и философов, и педагогов, но мы ограничимся наблюдением, которое описал в свое время Виктор Гюго:

 

“Компрачикосы... Они покупали и продавали детей. Что же они делали с детьми? Они делали из них уродов. Для чего же? Для забавы. Народ нуждался в забаве. Короли - тоже. Улице нужен паяц; дворцам нужен гаер. Усилия, которые затрачивает человек в погоне за весельем, иногда заслуживают внимания философа. Унижение человека ведет к лишению его человеческого облика. Фабрикация уродов производилась в большом масштабе и охватывала многие разновидности.

Уроды нужны были султану; уроды нужны были папе. Первому - чтобы охранять его жен; второму - чтобы возносить молитвы. Это был особый вид калек, не способных к воспроизведению рода. Эти человекоподобные существа служили и сладострастию и религии. Гарем и Сикстинская капелла были потребителями одной и той же разновидности уродов: первый - свирепых, вторая - пленительных.

В те времена умели делать многое, чего не умеют делать теперь; люди обладали талантами, которых у нас уже нет, - недаром же благомыслящие люди кричат об упадке. Мы уже не умеем перекраивать живое человеческое тело: это объясняется тем, что искусство пытки нами почти утрачено. Раньше существовали виртуозы этого дела, теперь их уже нет. Искусство пытки упростили до такой степени, что вскоре оно, быть может, совсем исчезнет...

Долгое  время  компрачикосы  находились  почти на легальном положении. Во времена Стюартов к компрачикосам при дворе относились довольно снисходительно. При случае правительство прибегало к их услугам...

Компрачикосы   обладали  талантом  видоизменять

наружность человека, и это делало их полезными целям политики. Изменить наружность человека лучше, чем убить его... Сделать навсегда маской собственное лицо человека - что может быть остроумнее этого? Компрачикосы подвергали обработке детей так, как китайцы обрабатывают дерево...

Компрачикосы с такой изобретательностью изменяли наружность ребенка, что родной отец уже не мог узнать его. У тех, кого предназначали для роли фигляра, весьма искусно выворачивали суставы; из них делали гимнастов. Компрачикосы не только лишали ребенка его настоящего лица, они лишали его и памяти. Ребенок не знал о причиненном ему увечье. Чудовищная хирургия оставляла след на его лице, но не в сознании. Он не помнил ни надрезов железом, ни прижигания серой. На время операции компрачикосы усыпляли свою жертву при помощи какого-то одурманивающего порошка, слывшего волшебным средством, устраняющим всякую боль. Этот порошок издавна был известен в Китае; им пользуются и в наши дни...

В Китае с незапамятных времен существовало искусство, которое следовало бы назвать отливкой живого человека. Двухлетнего или трехлетнего ребенка сажали в фарфоровую вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и без дна, чтобы голова и ноги проходили свободно. Днем вазу держали в вертикальном положении, а ночью клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, только в ширину, заполняя своимстиснутым телом и искривленными костями все полые места внутри сосуда. Это выращивание в вазе длилось несколько лет. По истечении известного времени жертва оказывалась изуродованной непоправимо. Убедившись, что эксперимент удался и что урод вполне готов, вазу разбивали, и из нее выходило человеческое существо, принявшее ее форму.

Это очень удобно: можно заказать себе карлика какой удобно формы...”

 

КОМПРАЧИКОСЫ! Правильное название этому явлению 13-17 вв. не “скупщики детей” и не “торговцы детьми”. Это есть специалисты по физическому уродованию детей по заказу правительства. Но согласимся: если мы не создаем ребенку условий для нормального физического развития, то ребенок развивается физически ненормальным. Не означает ли этот факт, что воспитательно-образовательная система, не стремящаяся обеспечить ребенку необходимых условий для физического развития, в какой-то степени является системой-компрачикосом?

      И тем более, если эта система не создает ребенку условий для интеллектуального и духовного развития, значит, это развитие тоже нельзя назвать нормальным? Значит, и здесь система является компрачикосом? Если это так, то это означает, что на сегодня вся мировая воспитательно-образовательная система является СИСТЕМОЙ-КОМПРАЧИКОСОМ, ибо до сих пор она не различает в человеке ни интеллектуального, ни духовного начала. Это ведет к тому, что с одной стороны, она готовит “пушечное мясо”, а с другой - “мясников”, - организаторов бойни...

 

И как долго все это будет продолжаться?...

 

07.02.1996 г.

 



Hosted by uCoz