Менора как Древо Жизни (Древо Жизни?)
Или: Эврика – Я нашёл! (я нашел?)
Люблю беседовать с молодыми:
они уверены, что знают все.
Н.Александров
Помимо сайта Академии Тринитаризма
(приютившего мою авторскую страницу), я регулярно пролистываю еще два
популярных и интересных, на мой взгляд, сайта: http://pedsovet.org/
и http://eot.su/. Первый сайт педагогический,
второй, скажем так, … прокоммунистический. Соответственно: первый занимается
проблемами педагогики, воспитания и образования нового поколения, а второй
проблемами построения «светлого будущего», но уже с учетом «горького опыта»
построения социализма в отдельно взятой стране. Разумеется, эволюционной, - на
основе и с учётом всего как бы полезного из того, что осталось от первой –
революционной - волны «построения»…
И потому, вполне естественным выглядит, что в
обоих вариантах (сайтах), в той или иной степени, но обязательно задевается
проблема «нового человека». А поскольку на моей страничке сайта АТ я только тем
и занимаюсь, что выкладываю свои варианты понимания проблемы самопознания,
можно догадаться, что с этими вариантами я пытаюсь встревать в дискуссии на
форах указанных сайтов. И вот что я обнаруживаю во всех трёх случаях (включая
АТ)…
Во-первых, что реакция на эту тему, настолько
болезненна, что лучше с ней даже не заявляться, потому что с подачи философии и
науки уже давно все знают, что проблема самопознания не решаема в принципе.
Более того, академик А.Гусейнов, директор Института Философии РАН, в своём
журнале «Человек» (№2, 2001, с. 5) объявил, что решение данной проблемы науке даже вредно, поскольку тогда ей –
науке! - нечем будет заниматься. Если вдуматься, то так оно и есть. Это же
факт: ведь академикам сказал «сам» Маркс, что «естественные науки и науки о
человеке станут одной наукой». И теперь – вы только представьте себе: проблема
человека … решена!? И что тогда станется со всеми академиями мира, с их
миллионами научных работников – студентов, лаборантов и аспирантов, кандидатов
и доцентов, профессоров и докторов наук? А ведь львиная их часть – в России…
Во-вторых, хорошо видно, что на всех форумах
идет осуждение прошлого и настоящего и обсуждение будущего. И вот здесь-то и
обнажается действительное состояние менталитета участников форумов, которое так
удачно определил наш уважаемый Николай Николаевич Александров своим афоризмом: Люблю беседовать с молодыми: они уверены, что знают все. Особенно это касается дискуссий о будущем, да оно и
понятно: «Коммунизм это молодость мира, и его возводить молодым!». Эти молодые
дискуссанты оказываются в курсе всего, и
уж точно знают, что наука это – прежде всего! И что она должна жить. А раз
наука должна жить, значит любой попытке (типа эвристической или эмпирической)
решения проблемы самопознания – дружно скажем решительное «НЕТ!». И как я
понял, с некоторых недавних пор – с развитием Интернета - вообще эта тема у них
приобрела статус «флуда» или «тролля», коим, разумеется, не место в серьёзных
беседах с серьёзным видом серьёзных людей о серьёзных вещах коммунистического
строительства…
А ведь, пожалуй, действительно так, - нафига
нам забивать голову проблемой, которая, как вывел академик А.Гусейнов, чревата
выбросами столь вредных последствий для всей современной науки-кормилицы?..
Ну и, в-третьих, можем констатировать: ни в
стане педагогов, ни в стане строителей светлого будущего в отношении «светлого
образа» «человека будущего» на самом-то деле уже ничего светлого не
просматривается. И понятно, почему? – Нынче уже никто из здравомыслящих не в
состоянии позволить себе обнаружить в себе хоть какое-то несовпадение с тем
идеальным, которое всегда присуще идеальному. А причина банальна – для каждого
субъекта (по крайней мере, пишущего) идеалом является он сам, каждый всегда
готов мнить себя не только «героем», но и идеальным – уже готовым -прообразом
«человека будущего»…
Ну, согласитесь: а разве может быть иначе?
Ведь если теперь уже каждому школьнику вдалбливается-инсталлируется заповедь,
что человек есть «образ и подобие божье», то почему не всякий человек должен
соглашаться с таким мудрым тезисом, и/или даже ещё хуже - взяться утверждать нечто
обратное – по сути, нелепое? Например, что он – животное и зверь? Однако, если
хотя бы допустить, что человек действительно есть некий «образ и подобие»,
тогда в его голове должны рождаться и представления о себе как существе,
прообразом которого является «лик божий». И тогда он начинает фантазировать и
придумывать всякие философские заморочки и вещи и силится их каким-то образом …
материализовать. То есть представлять в виде какой-либо формы - символа,
изваяния, а то и системы и даже
мировоззрения…
В качестве одной из таких форм приведу из
Википедии некоторые изображения одной вещи и фрагменты их описания. Эта вещь
называется «менорой» и схематически выглядит вот таким образом:
Как видим, её традиционное изображение в
форме подсвечника для семи, и/или для девяти свечей. И вот выписываю буквально
«священные слова», показывающие насколько, как я понимаю, высок статус сего
символа:
«В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является
наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она
является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в
витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных
деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах…
В Израиле менора изображалась на
мозаичных полах синагог, на фресках и росписях. Менора символизировала веру в
будущий приход Мессии, каббалисты приписывали ей мистическое значение…
Менора
— это символ света, веры и надежды, который вёл еврейский народ в течение
четырёх тысяч лет через страдания... В его миссии — сохранение веры в
справедливость...
Менора символизирует человека,
способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по
этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом
человека…
Менора
символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех
нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями…
Менора
может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают
питания с небес…
Ветви
меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют библейское Древо Жизни…
В практической
Каббале менора рассматривается как эффективное средство защиты от злых сил…
Цветки и
их побеги олицетворяют собой все порождения человека — результаты его
деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды
за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь
собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не
преисполнится гордыней…».
И так далее (см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%ED%EE%F0%E0)
Об исключительно
высоком статусе данного символа говорят и вот эти изображения:
На первом рисунке -
Менора на гербе Государства Израиль.
На втором - бронзовая
Менора у здания Кнессета.
На третьем - монумент в форме Меноры на
площади в Биробиджане.
А вот на четвертом рисунке мы видим менору, в
коей уже не семь, а девять свечей. Отметим этот факт как важный элемент в развитии идеи
Меноры.
К этому знаку имею добавить вот такое
сообщение:
Лет 10 назад, «…во время
торжественного приема в Еврейском центре президенту России вручили ханукальную
менору (подсвечник для девяти свечей). Этот подарок был преподнесен Путину от
всех евреев страны как символ СВОБОДЫ с пожеланием, чтобы такая менора освещала
Кремль. Владимир Путин, принимая менору, поблагодарил всех собравшихся "за
очень теплый прием и подарок”» ("Омское время").
То есть уже ДЕСЯТЬ лет минуло, как сей
израильский символ СВОБОДЫ светит кремлевским небожителям, однако до сих пор
так никто толком и не знает, какое сокровище оказалось в их руках, а стало
быть, и не слыхивал о его пользе государству или его «главе». Отсюда и
подозрение, что о потаённом смысле данного символа хоть что-либо-нибудь
известно самим небожителям. Символ, он ведь и в Африке символ, и потому всякий
волен его толковать, как говорится, в силу своего воспитания, И нам интересно
бы знать, как воспитание позволяет толковать этот знак не только дарящему, но и
его принимающему. Ведь дарящая и принимающая стороны, как легко понять, имели
воспитание, полученное в недалеком прошлом - в советской системе образования...
«Земную жизнь пройдя до половины…» и
воспитанный в той же системе я долго – едва ли не как Моисей, т.е. 40 последних
лет, – блуждал по необъятным просторам человеческих знаний, оказавшимися
«пустынею» из-за проблемы человека и человечества – проблемы самопознания. Пока
не упёрся своим лбом в то самое, библейское … «Дерево Жизни», или иначе, - вот
в этот самый … еврейский символ-девятисвечник - Менору. Да, не зря говорится,
«если долго мучиться, что-нибудь получится»! Как мне представляется, вот оно и
получилось! – потому что смысл символа под названием «Менора», или ханукия́
(менора́т Ханука́), оказывается, не так уж и трудно
расшифровать, если воспользоваться «цветологикой» моей последней схемы, которую
я так и назвал: «Древо Жизни как Основной Закон Человека»[1]:
Полагаю, что вдумчивый читатель или
посетитель моих страничек на сайтах уже знает, о чем символизирует каждый цвет
спектра моей «меноры» как Древа Жизни, представшего перед нами как Основной Закон Человека.
Закон, позволяющий увидеть некоторые пробелы
в организации моего воспитания и образования. И не только моего. Обнажились
также и прорехи всей системы воспитания и образования, которая была, есть и
которую нам обещают устроить властители нашей страны. Да, пожалуй, и мира сего
- проблема-то мировая…
Но об этом – о прорехах - в следующем письме…
19.12.12
Никифоров А.С.
[1] http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162041.htm
- А.С. Никифоров, Древо жизни как основной закон
человека (Или ещё несколько вопросов к Интеллигенции) // «Академия
Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17789, 13.12.2012
Или http://matursk.narod.ru/drevo/drevo.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00162024.htm
- А.С. Никифоров, «Структурная матрица
самоорганизующихся систем», или Несколько слов в поддержку идеи «русского
органицизма»… // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17741,
17.11.2012
Или
http://matursk.narod.ru/str/struktura.htm