АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ

"Дети - Индиго" (!?)

Наберите эти всего лишь ДВА слова на сервере поисковой системы Rambler или Yandex, и тысячи страниц тотчас обрушатся на вас...

А началось всё с талантливой книги "Дети-Индиго" американской четы Джен Тоубер и Ли Керролла...

В своем повествовании они, в свою очередь, ссылаются на исследовательские труды Нэнси Энн Тэпп, преподавателя психологии Государственного университета в Сан-Диего, обратившей внимание на некоторые незаурядные особенности многих современных детей Америки...
Работы изобилуют терминами "трудные дети", "великолепные дети", "необычные дети", "кристальные дети", "сверходаренные дети", "цветные дети", "дети света и цвета". И что у них вокруг головы наблюдается свечение необычного цвета, точнее, - цвета "индиго" (что-то среднее между синим и фиолетовым)...

Все трое предлагают следующие десять пунктов "наиболее распространенных качеств Детей Индиго":

1. Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом).
2. Они чувствуют, что “заслужили быть здесь”, и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.
3. Они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, “кто они есть”.
4. У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки, и признают только свободу выбора.
5. Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди.
6. Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где, вместо появления творческой мысли, строго соблюдаются традиции.
7. Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как “нарушение правил” и их нежелание приспосабливаться к существующей системе.
8. Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого, обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность.
9. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины (к заявлениям типа “вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь…” они остаются глухи).
10. Они не стесняются, давая вам понять, в чем испытывают нужду.

А теперь давайте перечтем еще раз эти 10 пунктов "необыкновенных качеств Детей Индиго", вдумамся в их содержание и ..."примерим" к себе. И Вы непременно ощутите (как это случилось, например, и со мной) также и свою принадлежность к этой "новой расе детей Америки" ...

Однако, вместе с этим ощущением, возможно и у Вас (как и у меня), появятся сомнения в новизне этой идеи, ведь как известно, "ничто не ново под луной" и "всё приходит на круги своя"...
Вот, например, какую запись оставил для нас полумифический герой Др.Египта Тот Гермес Трисмегист, творивший свои таинства и пророчества за тысячи лет до нашей эры:

«О люди земли, люди, рожденные и сделанные из элементов, но с духом Божественного Человека внутри вас, очнитесь от сна своего невежества! Будьте трезвы и вдумчивы. Поймите, что вашим домом является не земля, но Свет. Почему вы отдаете себя смерти, если можете обрести бессмертие? Раскайтесь и измените свой ум. Уйдите от тьмы и разложения навеки. Приготовьтесь к подъему через семь Колец и облагородьте свои души вечным Светом…»

Как видим, речь идет о метафизике Света и Цветах радуги («семь Колец»). Здесь ничего не говорится о Тьме, но как показывает весь философский опыт, именно Свет, Тьма и Цвет образуют кроме физической, еще и метафизическую природу вещей, известную уже в древнейшие времена...

Вот и библейский текст Священного Писания начинается тоже с "сотворения" Света во Тьме, а потом - с сотворения Дня и Ночи, и выделения в них Цвета ("И был вечер, и было утро..."! Вот оно первое сообщение о Цвете - вечерняя и утренняя заря!)...
Более того, выясняется, что имя первого Человека, обозначенное древнеиудейским словом «адам», в переводе означает «красный». И это - прямое свидетельство того, что природа человека уже с древнейших времен связывалась с природой Цвета, о чем писал уже Платон:

«Тот, кто попытался бы как можно правдоподобнее объяснить цвета, он доказал бы, что не разумеет различия между человеческой и божественной природой...»

То есть, перчатка современной антропологии и философии брошена уже давно (2500 лет тому назад!), и кто-то ведь должен был ее поднять хотя бы из любопытства, увязывая природу человека с природой Цвета...

Тем более, что и в Ев. от Иоанна Нового завета тоже имеются сведения, что Сын Человеческий «есть Свет миру». Значит, и слова ап. Павла, что "Бог есть свет", - еще одно свидетельство библейской истины, что и человек как «образ и подобие божье» есть тоже "Свет миру"...

Короче говоря, имеется достаточно оснований для утверждения, что именно Тьма, Свет и Цвет образуют первозданную природу человека...

Но вот Ньютон пришел к «научному» выводу, что Свет представляет собой «смесь цветов» и вся физика двинулась за ним, выискивая доказательства этому естественнонаучному взгляду. Однако проходит совсем немного времени (140 лет!), и на «научный» взгляд Ньютона и физиков, с самого начала упершийся в необъяснимую проблему дуализма света (с его корпускулярной и волновой теориями), буквально обрушивается сначала «художественный» взгляд Гёте, а затем и «философская» доктрина Гегеля, уличающие Ньютона и его последователей в "бессовестнейшем искажении" истины.
Именно эти гиганты мысли утверждают, что «Свет не есть смесь цветов», а есть результат ЖИВОГО взаимодействия Света и Тьмы. И что именно это взаимодействие порождает Цвет и Жизнь!..
Свет распространяется во Тьме, активно преодолевая её пассивное сопротивление. Стало быть, Свет и Тьма представляют собой две особые формы материи не только метафизически, но и физически...

По Гегелю, Спектр (Цвет как библейская «радуга во облаке») есть "спецификация" цвета между двумя крайними его значениями - белым (инфракрасным)и черным (ультрафиолетовым) участками. Осталось добавить, что именно эту идею в начале ХХ века философски развил наш замечательный мыслитель Павел Флоренский...

И вот, уже в конце ХХ века, работая над созданием Воображаемой Модели Идеального Человека (ВМИЧ), на эту идею наткнулся и я, автор этих строк и ваш покорный слуга, обнаруживший в физическом ДЕВЯТИЦВЕТНОМ спектре солнечного света, расположенном по горизонтали, - метафизический ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕКА! (Также удалось установить, что спектр, расположенный по вертикали, представляет собой ЗАКОН РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА)...

И сразу всё встало на свои места, ибо сами собой расставились все точки над «i» (смотри мою статью «Формула человека», о двух её мнимых величинах – 2i). На этой творческой основе и родилась "Модель Выпускника Школы ХХI века", а затем и Проект: "ШКОЛА ХХI ВЕКА"...

Таким образом, идея «детей индиго», так замечательно раскрученная заокеанскими шоуменами - с чисто американским шармом, имеет под собой достаточно оснований, чтобы покорить воображение рядового обывателя, всегда падкого до слухов и зрелищ. Однако, вряд ли она может стать плодотворной в научном плане, потому что не раскрывает истинной природы человека. Более того, она прямою дорогой отправляет доверившееся ей общественное (человеческое) сознание во власть адептов эзотерики и мистики. А это рано или поздно, но всегда заканчивается катастрофически не только для поклонников, но и для самих адептов (не об этом ли свидетельствует, например, и весь многовековой опыт религиозного мировоззрения)...

Однако заметим, что во всем этом шоу под названием «Дети Индиго» имплицитно присутствует вопрос о том факте, что в нем почему-то нет даже упоминания о поколениях американских детей, которые получили воспитание по методу Глена Домана, основателя Института развития человеческих возможностей в Филадельфии (США)...
Как известно, именно ему принадлежит идея и многолетняя практика под названием «Гармоничное развитие ребенка»?..

Возникает вопрос: зачем авторы бестселлера "Дети Индиго" вычеркнули из американской действительности педагогику Глена Домана с её 50-тилетним "стажем", взявшись создавать свою теорию с "чистого листа"? Здесь нравственность авторов "Детей Индиго" явно принесена в угоду и ущерб их таланту. Как бы в противовес этому, я, со своей стороны, берусь утверждать, что деятельность основателя "Института развития человеческих возможностей" в течение более чем полувека как раз и дала тот результат, что его питомцы получили не только физическое или социальное развитие, но и - прежде всего! - развитие ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ! Ведь это он под ГАРМОНИЧНЫМ развитием ребенка понимал не абстрактные «физический» и «духовный» аспекты человека, а совершенно конкретные три "вещи": ФИЗИЧЕСКОЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ и СОЦИАЛЬНОЕ развитие. Именно Глен Доман и его единомышленники во второй половине ХХ века осуществили «самую нежную из всех революцию», потому что “революционерами” у них стали "новорожденные дети, их мамы и папы", ведомые сотрудниками Института Г.Домана. Это они породили ту атмосферу в обществе, в которой и стало возможным появление плеяды “детей будущего”, “сверходаренных детей”, которых стали называть: "трудные дети", "великолепные дети" "необычные дети", "цветные дети", "кристальные дети", "дети света и цвета", иначе – “Дети-Индиго"!
Звучит красиво? Несомненно! И потому увлекает! Особенно рядового обывателя! Но почему писатели скрывают имя Глена Домана?..
***
И потому не будем обольщаться и заблуждаться! Надо иметь мужество признаться, что феномен идеи «Дети Индиго» возник не на пустом месте, а на том философском поприще, что издревле называется «проблемой самопознания», на котором уже давно ничего не растет, кроме разве что философского и сектантского чертополоха, порожденного философским вирусом, поразившем в некие доисторические времена общественное (человеческое) сознание...

Однако, в заключение осталось оговорить отдельно, что при всем уважении к концепции Глена Домана о гармоничном развитии ребенка, нельзя согласиться с тем порядком приоритетов, которые он установил в своем Проекте Гармонично Развитой Личности. Как видим, у него на первом месте стоит ФИЗИЧЕСКОЕ начало, что делает всю его концепцию скорее «материалистической» - с оттенком "вульгаты", нежели философской. Если так и оставить, то наука, двигаясь при изучении человека за естествознанием, и далее будет вынуждена опираться на животное начало человека, которое смертно, в то время как философия требует искать в нем начало вечное, бессмертное, "божественное"...
Это "божественное" начало человека и есть его ИНТЕЛЛЕКТ, воспитанный, заметим, не математикой и не естествознанием во главе с физикой или химией, а через постижение ребенком Красоты путем приобщения его к Искусству Живописи, Искусству Музыки и Искусству Слова!..
Но всё это предполагает интеллектуально воспитанного Учителя...
Искусство вечно! - утверждают великие. Это так! Но мы добавим: Искусство вечно только через вечного Учителя - Живую Природу!
Оттого-то именно Учитель и предстает всегда как Спаситель! Стало быть, Спаситель - это и есть, прежде всего, Учитель!..

Итак, «Дети-Индиго»! Где тут Миф? А где реальность? Судите сами...
Выскажу лишь свое чисто субъективное мнение. Однозначно могу признать только что эта тема возникла отнюдь не случайно. Скорее всего, таким образом спорадически, но в то же время объективно, "проросла" тема ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, тема ИНТЕЛЛЕКТА. Надо увидеть, что под спорадическим влиянием на детей Искусства в дошкольных детских учреждениях (во многих поколениях) - в человеческом обществе стал формироваться подлинный ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА. (Не потому ли у "детей индиго" в качестве главного атрибута отмечают "высокий интеллект"?!.

Однако, чтобы утверждать такое, надо иметь как минимум ясное и четкое представление о том, что такое ИНТЕЛЛЕКТ, ибо при ближайшем рассмотрении выясняется, что у "детей Индиго" имеются в виду всего лишь развитые умственные способности...
Но означает ли это, что "ИНТЕЛЛЕКТ" и "УМ" есть одно и то же?
Ни в коем случае!...

Ибо о подлинном ИНТЕЛЛЕКТЕ наука пока что не имеет должного представления, как не имеет она такого представления и о ЧЕЛОВЕКЕ (!?) Именно по этой причине у науки до сих пор нет ОБЩЕПРИЗНАННЫХ научных определений ни понятию "интеллект", ни понятию "человек"...

Стало быть, мы вправе предположить, что именно эти два понятия связаны друг с другом столь тесно, что не имея одного, невозможно выразить и другое. И что определить одно можно лишь через определение другого...

Вот почему определению именно этих двух ключевых понятий в философии человека посвящены все страницы данного сайта, со смешным названием: "АКАДЕМИЯ САМОПОЗНАНИЯ"...

Из прочтения всех страниц сайта вытекает, что все мы, люди, - дети Тьмы и Света, которые, по сути, и есть Материнское и Отцовское начала Живого Космоса, Живой Природы, а стало быть, и Живого Человеческого Общества. Иначе говоря, все мы - продукт Цвета. Дети Тьмы и Света! Иначе, - Дети Индиго!
***
Таким образом, касаясь темы "индиго-дети", можно отметить, что её основным и несомненным достоинством является сам факт привлечения общественнного внимания к проблеме человека в период его становления - к "детству", а затем к "отрочеству" и "юности". Именно здесь системой воспитания в ребенка должно закладываться все человеческое (интеллектуальное и духовно-социальное начала). Здесь же, через воспитание, должна искусственно нейтрализоваться его зверинная сущность, доставшаяся ему от живой природы в качестве животного организма и через традицию (эволюцию!) общественно-государственного воспитания и образования - в зависимости от господствующего религиозного мировоззрения, экономической и политической системы...
Надо, чтобы всё это, наконец, стало иначе и обернулось человеку во благо. Однако как легко догадаться, всё это находится в его собственных руках, ибо верным и здесь оказывается известный афоризм: "Спасение утопающего - дело рук самого утопающего!"...
И хотя хорошо известно, что "На всё есть Божий Промысел"!, - на Руси издревле сложилось устойчивое мнение: "На Бога-то надейся, да сам не плошай!"...

Давайте же, не будем плошать с темой "Индиго-Дети" и мы...

2.05.05 С любовью, А.С. Никифоров-Матурский


АКАДЕМИИ САМОПОЗНАНИЯ. (Главная страница )...

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ЧЕЛОВЕКА...

ЗАКОН РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА...

ШКОЛА ХХI ВЕКА...

С любовью...



Hosted by uCoz